Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2015 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шоназарова Х.Ф. на постановление Якутского городского суда РС (Я) от 10 декабря 2015 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики ******** Оева С.Ш., _______ года рождения, уроженца Республики ********, зарегистрированного по адресу: ... ,
установил:
10 декабря 2015 года младшим инспектором по досмотру Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте С в отношении гражданина Республики Таджикистан Оева С.Ш. составлен протокол об административном правонарушении N ... в связи с выявлением признаков совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
10 декабря 2015 года Якутским городским судом вынесено постановление о признании Оева С.Ш. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ за счет средств федерального бюджета.
Не согласившись с данным постановлением, защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шоназаров Х.Ф. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит изменить постановление, а именно изменить вид наказания на самостоятельный контролируемый выезд за пределы территории РФ.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Оев С.Ш. и его защитник Шоназаров Х.Ф. доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме. Представили авиабилет и пояснили, что Оев С.Ш. 10 декабря 2015 года прибыл в аэропорт с целью вылета за пределы РФ, однако был задержан сотрудниками ЛУ МВД России. Авиабилет пришлось поменять на авиабилет с другой датой выезда.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (в ред. от 23.05.2015) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 23.05.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
Согласно ст. 5 названного федерального закона Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из протокола об административном правонарушении 10 декабря 2015 г. в 06 час. 40 мин. на первом этаже зала ожидания а/п г. Якутск, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Привокзальная, площадь а/п 10, при проверке документов выявлен гр-н Республики ... Оева С.Ш., который прибыл на территорию РФ согласно миграционной карте серии N ... N ... от 16.03.2015 г. со сроком пребывания до 13 июня 2015 года. После указанной даты он не выехал за пределы РФ и тем самым совершил правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Из материалов дела также следует, что Оев С.Ш. въехал на территорию РФ 16 марта 2015 г. сроком до 13 июня 2015 г., что подтверждается сведениями, указанными в миграционной карте иностранного гражданина серии N ... N ... , досье иностранного гражданина. Целью въезда указано - работа.
Из досье иностранного гражданина установлено, что 17 марта 2015 года был поставлен на учет по месту пребывания ... сроком до 13 июня 2015 года.
В материалах дела не содержится доказательств того, что Оев С.Ш. обращался в МРО УФМС России по РС (Я) в г. Якутск по факту продления сроков пребывания, оформления документов для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что по истечении указанного срока Оев С.Ш. пребывает на территории РФ с нарушением вышеприведенных норм законодательства, то есть является лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено.
Наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции данного закона, с учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о личности и других обстоятельств, указанных в главе 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы защитником лица Шоназаровым Х.Ф. суду представлен авиабилет на имя Оева С.Ш. с датой вылета 29.12.2015 г. по маршруту ... - ... Оев С.Ш. объяснил, что из ... он должен выехать на поезде в ...
При таких обстоятельствах, назначение Оеву С.Ш. административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения не соответствует целям административного наказания, предусмотренным ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судебное постановление подлежит изменению путем замены административного принудительного выдворения Оева С.Ш. на самостоятельный контролируемый выезд.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление судьи Якутского городского суда РС (Я) от 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики ... Оева С.Ш., _______ года рождения, уроженца Республики ... , зарегистрированного по адресу: ... , изменить.
Исключить из постановления указание на назначение Оеву С.Ш. административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за счет федерального бюджета.
Назначить Оеву С.Ш. административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
Освободить Оева С.Ш. из специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по РС (Я).
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья Верховного суда РС (Я) З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.