Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2015 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы природопользования по РС (Я) от 25 июня 2015 года и решение судьи Якутского городского суда РС (Я) от 13 ноября 2015г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы природопользования по РС (Я) от 25 июня 2015 года ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (далее ФБУ "АЛБВВП") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Якутского городского суда РС (Я) от 13 ноября 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, представитель ФБУ "АЛБВВП" обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой об их отмене и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием в действиях учреждения состава вменяемого административного правонарушения. В обоснование своих доводов указывает на то, что судно затонуло вследствие непреодолимых обстоятельств - 09 мая 2015 года в 11 часов 50 минут при подвижке ледовых полей в районе ... км. реки ******** (район населенного пункта Малакан) землесос " ********" получил повреждение корпуса левого борта, образовалась подтечность корпуса, не совместимая с плавучестью судна. Учреждение не могло предвидеть наступление этих обстоятельств, настолько они были непредсказуемы.
В судебном заседании представитель ФБУ "АЛБВВП Ананьева С.П. поддержала доводы жалобы и просит отменить обжалуемые акты по изложенным в жалобе основаниям.
Представитель Управления Росприроднадзора по РС (Я) Иванов С.С. считает постановление должностного лица и решение судьи законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со ст.39 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предотвращение загрязнения окружающей среды с судов является обязанностью судовладельцев. Судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечить выполнение этого плана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В целях настоящего Кодекса под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость (в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочные масла) независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или бункерного топлива; под бункерным топливом понимаются нефтепродукты (в том числе смазочное масло), используемые или предназначенные для использования в целях эксплуатации либо обеспечения жизнедеятельности экипажа судна, и остатки данных нефтепродуктов.
Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов устанавливаются правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, предусмотренными пунктом 2 статьи 35 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения ФБУ "АЛБВВП" к административной ответственности, явилось то обстоятельство, что 09 мая 2015г. самоходный землесос " ********" при подвижке ледовых полей в районе ... р. ******** получил повреждение корпуса левого борта не совместимое плавучестью судна. На момент затопления судна на нем находилось 5898 тонн дизельного топлива и 200 кг дизельного масла, которое могло повлечь загрязнение нефтепродуктами р. ********.
Судья, оставляя постановление должностного лица без изменения, правильно исходил из того, что у ФБУ "АЛБВВП" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или иными законами субъекта предусмотрена административная ответственность, но учреждением не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данный вывод судьи подтверждается заключением ФБУ "АЛБВВП" от 20 мая 2015г., согласно которому основной причиной затопления с/з " ********" явилась посадка на мель судна и его невозможность уйти в безопасное место отстоя, вследствие судоводительской ошибки, допущенной командиром судна 19 октября 2014г.
Согласно распоряжению Федерального агентства морского и речного транспорта N ... от 31 декабря 2013г. "О категориях средств навигационного оборудования и сроках их работы, гарантированных габаритах судовых ходов, а также сроках работы судоходных гидротехнических сооружений в навигации 2014 - 2016 годов" на участке р. ******** у. р. ******** - у.р. ********, у.р. ******** - ******** дата закрытия судоходной обстановки является 18 октября.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ФБУ "АЛБВВП" состава административного правонарушения опровергается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении, актом проверки Росприроднадзора, свидетельством о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации N1396 от 04 июня 2002г.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы природопользования по РС (Я) от 25 июня 2015 года и решения судьи Якутского городского суда РС (Я) от 13 ноября 2015г. не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
решение судьи Якутского городского суда РС (Я) от 13 ноября 2015г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей", оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС (Я): З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.