Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Смирновой Т.В.,
с участием прокурора Торсуновой Л.Г.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 14 декабря 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики на решение Ленинского районного суда г.Ижевска от 27 июля 2015 года, которым
исковые требования прокурора "данные изъяты" района города Ижевска в интересах несовершеннолетней ПЕС к Управлению социальной защиты населения в "данные изъяты" районе г.Ижевска, Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о понуждении к предоставлению технических средств реабилитации в полном объеме удовлетворены частично.
На Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики возложена обязанность приобрести для несовершеннолетней ПЕС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опоры для нижних конечностей и туловища - аппарат ортопедический "Динамический параподиум - ПД" РD 125 - 1 изделие
На Управление социальной защиты населения в "данные изъяты" районе г.Ижевска возложена обязанность выдать несовершеннолетней ПЕС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опору для нижних конечностей и туловища - аппарат ортопедический "Динамический параподиум - ПД" РD 125 - 1 изделие.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики ВВВ, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора ТЛГ, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "данные изъяты" района г.Ижевска обратился с иском в интересах несовершеннолетней ПЕС ДД.ММ.ГГГГ г.р. к Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики (далее - Минсоцполитики УР) и Управлению социальной защиты населения в "данные изъяты" районе г.Ижевска (далее - УСЗН в "данные изъяты" районе г.Ижевска) о понуждении Минсоцполитики УР приобрести для ПЕС технические средства реабилитации: малосложную ортопедическую обувь на утепленной подкладке (1 пара), противопролежневую подушку ( 1 изделие), опору для нижних конечностей и туловища - аппарат ортопедический "Динамический параподиум- ПД" РD 125 (1 изделие), а УСЗН в "данные изъяты" районе г.Ижевска выдать ПЕС данные технические средства реабилитации. В обоснование указал, что в рамках проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства о социальной защите ребенка - инвалида по факту обращения СМЮ, являющейся законным представителем несовершеннолетней ПЕС, выявлены нарушения правнесовершеннолетней ПЕС на получение технических средствреабилитации. Так, индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида от ДД.ММ.ГГГГ. предусмотрена необходимость в обеспечении ПЕС вышеуказанными техническими средствами реабилитации, которые в нарушение закона ей до настоящего времени не предоставлены. Полагает, что непредставление ребенку-инвалиду указанных технических средств не позволяет пройти необходимую комплексную реабилитацию, что отрицательно сказывается на процессе восстановления здоровья и социальной адаптации, а также нарушает право на социальную защиту ребенка-инвалида.
В судебном заседании прокурор данные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель УСЗН в "данные изъяты" районе г.Ижевска ГНС исковые требования в части обеспечения ребенка-инвалида техническим средством реабилитации - опора для нижних конечностей и туловища - аппарат ортопедический "Динамический параподиум- ПД" РD 125 полагала обоснованными. Пояснила, что оснований для обеспечения другими техническими средствами реабилитации не имеется, поскольку ДД.ММ.ГГГГ. законному представителю ПЕС была предоставлена противопролежневая подушка и выплачена компенсация за самостоятельное приобретение малосложной ортопедической обуви на утепленной подкладке в сумме "данные изъяты" рублей.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Минсоцполитики УР и законного представителя несовершеннолетней ПЕС СМЮ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Минсоцполитики УР просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права. Полагает, что в силу действующего законодательства динамический параподиум не относится к техническим средствам, которыми инвалид обеспечивается бесплатно, данное техническое средство может быть приобретено гражданином самостоятельно с последующей компенсацией затрат на его приобретение.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор приводит доводы о законности судебного решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ПЕС, являясь ребенком - инвалидом, имеет право на получение технического средства, входящего в "Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р, предоставление которого производится за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия полагает, что эти выводы суда основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, правильном применении норм материального, регулирующих спорные правоотношения.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (далее - ФЗ N 181-ФЗ) предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 ФЗ N181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Согласно положениям статьи 11 названного Федерального закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В рамках реализации вышеуказанных полномочий распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. N240 утверждены "Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
В соответствии с пунктами 2 - 4 данных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи данного заявления.
Судом установлено, что ПЕС является ребенком-инвалидом.
Индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида Nот ДД.ММ.ГГГГ. определена необходимость в обеспечении ПЕС техническими средствами реабилитации, в том числе, опорой для нижних конечностей и туловища - аппарат ортопедический "Динамический параподиум - ПД" PD 125.
На основании заявления законного представителя несовершеннолетней ПЕС СМЮ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в безвозмездноепользование технических средств реабилитации, УСЗН в "данные изъяты" районег.Ижевска ПЕС поставлена на учет для обеспечения техническимисредствами реабилитации. До настоящего время данным техническим средством реабилитации ПЕС не обеспечена.
Возражая против иска прокурора, Минсоцполитики УР со ссылкой на Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013г. N214-н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий" в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N2347-р" приводит доводы о том, что динамический параподиум относится к категории технических средств реабилитации, которые не могут быть предоставлены инвалиду в натуре, а должны приобретаться инвалидом самостоятельно с последующей компенсацией его стоимости.
Эти доводы ответчика как основанные на неверном толковании и применении норм материального права отклоняются коллегией как необоснованные.
Согласно Регистрационному удостоверению N ФЗ 2009/04194 от 17.04.2009 года аппарат ортопедический "Динамический параподиум" зарегистрирован на территории Российской Федерации в установленном порядке, срок действия его не ограничен, является изделием медицинского назначения, относится к категории: Опоры нижних конечностей и туловища, для вертикализации и передвижения инвалидов; имеет Сертификат соответствия.
Согласно Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ N 2347-р от 30 декабря 2005 года, в качестве технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, указаны, в частности, "опоры" и "ортезы" (п. п. 6, 8).
Согласно разъяснению, содержащемуся в письме Росздравнадзора от 30.06.2009г. N01-12783/09 аппарат ортопедический "Динамический параподиум" может быть использован в лечебно-профилактических учреждениях для активной реабилитации и передвижения (самостоятельного хождения) без дополнительной помощи других вспомогательных средств больных с травмами спинного мозга (в том числе шейного отдела), ДЦП и с различными неврологическими нарушениями, вызывающими полный или частичный паралич верхних и нижних конечностей.
На указанное изделие распространяется действие Приказа Минздравсоцразвития России от 07.05.2007 N 321 "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" и действие распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
С учетом изложенного доводы ответчика о том, что истец должен самостоятельно приобрести указанное средство реабилитации за счет собственных средств, после чего ему может быть выплачена компенсация, судебной коллегией отклоняются, поскольку динамический параподиум включен в вышеназванный перечень и обязанность по обеспечению инвалида лежит на ответчике.
Ссылки ответчика на то, что согласно Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013г. N214-н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N2347-р" (далее - Классификация технических средств) истец имеет право лишь на компенсацию самостоятельно приобретенного динамического параподиума, а не предоставление его в натуре, основаны на неверном толковании данного акта.
Так, данная Классификация технических средств была утверждена в соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 240.
Согласно пункту 15.1 названных Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития РФ в целях определения размера компенсации Классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что Классификация технических средств применима лишь в случаях, если техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство (изделие) за собственный счет. Обязательность самостоятельного приобретения инвалидом динамического параподиума с последующей компенсацией его стоимости данный акт не устанавливает.
С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил требования истца об обеспечении ПЕС указанным техническим средством реабилитации, предусмотренным ее индивидуальной программой реабилитации.
Таким образом, спор разрешен судом при правильном применении норм материального процессуального права. Доводы жалобы ответчика как основанные на неверном толковании норм материального права отклоняются коллегией. Оснований отмены решения суда по доводам жалобы ответчика коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ижевска от 27 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.