Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Смирновой И.Л.,
с участием прокурора Хунафина И.Р.,
при секретаре Сивенцевой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 28 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе Администрации г.Ижевска на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 17 августа 2015 года, которым
исковое заявление прокурора "данные изъяты" района г.Ижевска к Администрации г.Ижевска о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения в силу разработать проект зон охраны объекта культурного наследия - военно-мемориального комплекса "Братская Могила воинов Советской Армии, погибших в Отечественной войне 1941-1945 годов", расположенного в г.Ижевске Нагорное кладбище удовлетворено.
На Администрацию г.Ижевска возложена обязанность разработать проект зон охраны объекта культурного наследия - военно-мемориального комплекса "Братская Могила воинов Советской Армии, погибших в Отечественной войне 1941-1945 годов", расположенного в г.Ижевске Нагорное кладбище в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Глуховой И.Л., заключение прокурора ХИР, полагавшего жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "данные изъяты" района г.Ижевска в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Администрации г.Ижевска о признании бездействия по не разработке охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зон охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия - военно-мемориального комплекса "Братская Могила воинов Советской Армии, погибших в Отечественной войне 1941-1945 годов", расположенного в г.Ижевске, Нагорное кладбище, незаконным, возложении обязанности течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зону охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия - военно-мемориального комплекса "Братская Могила воинов Советской Армии, погибших в Отечественной войне 1941-1945 годов", расположенного в г.Ижевске, Нагорное кладбище. В обоснование указано, что Постановлением Совета Министров УАССР от 29.12.1949г. N 19/93 указанный военно-мемориальный комплекс признан историческим памятником местного значения. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия - военно-мемориального комплекса "Братская Могила воинов Советской Армии, погибших в Отечественной войне 1941-1945 годов", расположенного в г.Ижевске Нагорное кладбище, Администрацией г.Ижевска не разработаны.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст.39 ГПК РФ ранее заявленные требования уточнил, просил возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в силу разработать проект зон охраны объекта культурного наследия - военно-мемориального комплекса "Братская Могила воинов Советской Армии, погибших в Отечественной войне 1941-1945 годов", расположенного в г.Ижевске, Нагорное кладбище.
В судебном заседании помощник прокурора "данные изъяты" района г.Ижевска ЦЕС данные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Администрации г.Ижевска ОСН исковые требования не признала, суду пояснила, что работы по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия - военно-мемориального комплекса "Братская Могила воинов Советской Армии, погибших в Отечественной войне 1941-1945 годов", расположенного в г.Ижевске Нагорное кладбище, ведутся с декабря 2014 года. На сегодняшний день на сайте государственных закупок размещена информация по аукциону, ведётся прием заявок на участие в нём.
Представитель Министерства культуры и туризма УР СИД полагала иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.Ижевска просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Оспаривает наличие обязанности у органа местного самоуправления по установлению охранных зон спорного объекта культурного наследия, который согласно выписки из ЕГРП поставлен на учет как бесхозяйное недвижимое имущество и в настоящее время в муниципальную собственность не передан. Указывает, что в рамках предоставленного Администрации г.Ижевска на указанные цели из бюджета Удмуртской Республики межбюджетного трансферта проведен аукцион и заключен муниципальный контракт с ОАО " "данные изъяты"" на оказание услуг по разработке проекта зон охраны данного объекта культурного наследия, срок исполнения которого составляет 90 дней. При таких обстоятельствах полагает недоказанным бездействие Администрации г.Ижевска, что исключает удовлетворение иска прокурора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой "данные изъяты" района города Ижевск была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия - памятников истории и культуры, в ходе которой установлено, что Постановлением Совета Министров УАССР от 29.12.1949г. N 19/93 военно-мемориальный комплекс "Братская Могила воинов Советской Армии, погибших в Отечественной войне 1941-1945 годов", расположенный на территории муниципального образования "Город Ижевск": г.Ижевск, Нагорное кладбище, признан историческим памятником местного значения. 28.08.2014г. проведена паспортизация данного воинского захоронения.
Право муниципальной собственности на указанный объект культурного наследования в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Во исполнение решения "данные изъяты" районного суда г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления Администрации г.Ижевск от ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Росреестра по УР в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - Братская Могила воинов Советской Армии, погибших в Отечественной войне 1941-1945 годов.
До настоящего времени Администрацией г.Ижевск не разработан и не согласован проект зоны охраны данного памятника истории.
Федеральными законами от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться как в собственности субъекта Российской Федерации, так и в муниципальной собственности.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.14, п.18 ч.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные на территории поселения или городского округа соответственно.
В соответствии с п.2 ст.48 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются данным Законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.48 данного Федерального закона бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Права пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользование выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения по иным основаниям, допускаемым ГК РФ (ст.51 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия (охранная зона).
В силу ст.ст.4, 5 Закона РФ от 14.01.1993г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества, а также ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.
В соответствии с п.3 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями названного Федерального закона.
Как верно отразил суд в своём решении, Администрация г.Ижевска, признавая за собой обязанность по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия - военно-мемориального комплекса "Братская Могила воинов Советской Армии, погибших в Отечественной войне 1941-1945 годов", до настоящего времени указанную обязанность не исполнила.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришёл к выводу, что бездействие Администрации г.Ижевска, выразившееся в непринятии мер по осуществлению охраны данного памятника истории, в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия, в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, нарушает интересы неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, судебная коллегия, считает правильным вывод суда первой инстанции, что заявление прокурора в интересах неопределенного крута лиц о признании бездействия Администрации г.Ижевска незаконным подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что спорный объект культурного наследия в соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. постановлен на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и в настоящее время право муниципальной собственности на данный объект не зарегистрировано, не влияет на выводы суда по настоящему делу, учитывая, что в силу положений ст.225 ГК РФ подобный объект подлежит передаче в муниципальную собственности.
Кроме того, анализ вышеуказанных норм действующего законодательство позволяет сделать вывод о том, осуществление мер по сохранению подобных объектов культурного наследия, что включает в себя и разработку проекта зон охраны указанных объектов, осуществляют органы местного самоуправления.
Доводы жалобы ответчика о том, что в рамках заключенного между Министерством культуры, печати и информации УР и Администрацией МО "Город Ижевск" от ДД.ММ.ГГГГ. соглашения о предоставлении трансферта из бюджета УР на указанные цели по результатам открытого аукциона в настоящее время заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. на оказание услуг по разработке проекта зон охраны данного памятника культурного наследия, также не влияет на правильность вывода суда по настоящему спору, поскольку судом установлено невыполнение ответчиком своевременно предусмотренной законом обязанности осуществления мер по сохранению подобных объектов культурного наследия, что позволяет признать данное бездействие ответчика незаконным с возложением на него предусмотренной законом обязанности по разработке проекта зон охраны данного объекта.
Доводы жалобы ответчика направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения. Юридически значимые обстоятельства судом определены, верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения, при разрешении дела не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 17 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Ижевск - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.