Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда У. Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей: Бурова А.И., Захарчука О.В.,
при секретаре Садыковой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" 25 ноября 2015 года административное дело по апелляционной жалобе Фёдорова Е.М., на решение Индустриального районного суда "адрес" У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
отказано в удовлетворении заявления Фёдорова Евгения Михайловича о признании незаконным и отмене решения Призывной комиссии МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ о признании Фёдорова Е.М. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении в запас согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О воинской обязанности и военной службе", взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда У. Республики Захарчука О.В.; выслушав объяснения Фёдорова Е.М. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ФКУ "Военный К. УР" Гудцова Р.Ю. полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фёдоров Е.М. обратился в Индустриальный районный суд "адрес" У. Республики с заявлением о признании незаконным решения Призывной комиссии.
Заявление мотивировал тем, что решением Призывной комиссии МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Данное решение он считает незаконным так как в августе 2006 года он поступил в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевский государственный технический университет", где обучался по очной форме обучения по программам бакалавриата и магистратуры до ДД.ММ.ГГГГ, что давало ему право на отсрочку от призыва на военную службу.
С ДД.ММ.ГГГГ он зачислен в аспирантуру по очной форме обучения этого же образовательного учреждения, где обучается до настоящего времени, что так же дает ему право на отсрочку от призыва на военную службу.
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в действия положения нормативных актов о порядке и условиях признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ он работал на АО "Ижевский радиозавод", в структуре которого имеется военно-учетный стол, ответственный за организацию военно-учетной работы. При поступлении на работу им было предоставлено приписное свидетельство призывника. Военный К. У. Республики по Октябрьскому, Индустриальному, "адрес"м "адрес" о месте его работы располагал информацией.
В период призыва с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ от призыва на военную службу он не уклонялся, в то время как военным К. не предпринимались действия по его оповещению о необходимости явки, а следовательно у него отсутствовала обязанность по явке в военный К..
В связи с этим Фёдоров Е.М. просил суд:
-признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ о признании Фёдорова Е.М. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении в запас согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О воинской обязанности и военной службе";
-взыскать оплаченную госпошлину в размере 300 рублей.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Фёдоров Е.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В качестве оснований для отмены решения указывает на несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам дела, связанных с неправильным применением норм материального и процессуального права. При этом приводя доводы, аналогичные изложенным в заявлении, поданном в суд первой инстанции, которые сводятся к тому, что он не прошёл военную службу по объективным причинам не связанными с его действиями. Не исполнение работниками его работодателя обязанностей по воинскому учету не может нести для него негативных последствий.
Статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" предусмотрено, что с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
Частью 2 статьи 3 названного закона предусмотрено, что не рассмотренные до ДД.ММ.ГГГГ апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Учитывая изложенное, судебная коллегия рассматривает апелляционную жалобу Фёдорова Е.М. в соответствии с процессуальными нормами КАС РФ.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы (ст. 308 КАС РФ).
Исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении данной категории дел суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 ст. 226 КАС РФ), однако не может по своему усмотрению изменять предмет заявленных требований и оценивать законность того действия или бездействия либо постановления, которое не оспаривается.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в РФ иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Частью 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Данная норма права была введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву".
Согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из материалов дела следует, что первоначальная постановка на воинский учёт Фёдорова ( Петелева) Е.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения осуществлена ДД.ММ.ГГГГ Объединенным военным К. "адрес" У. Республики.
С ДД.ММ.ГГГГ Фёдоров Е.М. принят на воинский учёт отделом ( Военного К. У. Республики по Октябрьскому, Индустриальному и "адрес"м "адрес"), где состоял на учёте до принятия оспариваемого решения ( ДД.ММ.ГГГГ).
При этом Фёдоров Е.М. в данный период был зарегистрирован по адресу: "адрес", откуда был снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 и п. 2 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете осуществляемым военным К. через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев по месту их пребывания.
Следовательно, Фёдоров Е.М. был принят на воинский учет отделом ( Военного К. У. Республики по Октябрьскому, Индустриальному и "адрес"м "адрес") по месту пребывания, и подлежал призыву на военную службу до достижения им 27 лет.
Данные обстоятельства Фёдорову Е.М. были известны.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фёдоров Е.М. военную службу не проходил, в то время как подлежал призыву на военную службу.
На основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 189 в период с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся призыв на военную службу граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу.
Федоров Е.М. не был призван на военную службу в период призывной компании с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" закрепляет обязанности граждан по воинскому учету, к которым, в частности, относятся обязанности:
состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном К.;
явиться в указанные в повестке военного К. время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
сообщить в двухнедельный срок в военный К. либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
явиться в двухнедельный срок в военный К. для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ;
Кроме того, граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный К. либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
В соответствии с п.4 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" к сведениям документов воинского учета относятся сведения о гражданине: фамилия, имя и отчество; дата рождения; место жительства и место пребывания; семейное положение; образование; место работы; годность к военной службе по состоянию здоровья.
Из объяснений самого Фёдорова Е.М. следует, что с февраля до середины мая 2014 года и с середины июня до августа 2014 года он проживал в "адрес".
Материалы дела не содержат доказательств того, что Фёдоров Е.М. как лицо, подлежащее призыву на военную службу в период проведения призыва с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" сообщил лично в отдел ( Военного К. У. Республики по Октябрьскому, Индустриальному и "адрес"м "адрес") о выезде на срок более трех месяцев с места пребывания.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств о сообщении в отдел ( Военного К. У. Республики по Октябрьскому, Индустриальному и "адрес"м "адрес") Фёдоровым Е.М. об изменении сведений документов воинского учёта (в том числе и сведения о месте пребывания) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом материалами дела подтверждается, что в период проведения призыва с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ отделом ( Военного К. У. Республики по Октябрьскому, Индустриальному и "адрес"м "адрес") предпринимались меры по вручению Фёдорову Е.М. повестки как гражданину подлежащему призыву на военную службу.
Однако местонахождение Фёдорова Е.М. установить не удалось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении Фёдоровым Е.М. возложенных на него законом обязанностей в период проведения призыва с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, что привело к невозможности оповещения его как гражданина подлежащего призыву на военную службу, а следовательно привело к непрохождению им военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ, не имея на то законных оснований.
В такой ситуации действия работодателя Фёдорова Е.М. по воинскому учёту сколь-нибудь значимого значения не имеют.
Обстоятельств свидетельствующих о том, что Фёдоров Е.М. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах у призывной комиссии имелись основания для принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ о признании Фёдорова Е.М. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении в запас согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О воинской обязанности и военной службе".
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований Фёдорова Е.М., доводы которого, связанны с тем, что он не прошёл военную службу по причинам не связанным с его действиями.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Фёдоров Е.М. не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований судебная коллегия не усматривает, по мотивам указанным ранее.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для их переоценке судебной коллегий не установлено.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильное применение норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда "адрес" У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья А.В. Полушкин
судьи: А.И. Буров
О.В. Захарчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.