Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мулярчика А.И.,
судей Жегалова Е.А., Грибанова Ю.Ю.,
при секретаре Близнюк Ю.С.,
с участием прокурора Баландина Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 17 декабря 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Филиала N ГУ - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации О.С.А. на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 29 сентября 2015 года об удовлетворении иска Татарского межрайонного прокурора в защиту интересов Т.М.А. к ГУ Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиалу N об устранении нарушений требований законодательства, возложении обязанностей,
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Жегалова Е.А., объяснения представителя филиала N регионального отделения Фонда социального страхования РФ К.А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Татарский межрайонный прокурор в интересах Т.М.А. обратился в суд с иском к ГУ Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиалу N об устранении нарушений требований законодательства, возложении обязанностей, с учетом уточнений просил обязать ответчика обеспечить Т.М.А. техническим средством реабилитации - памперсами N ДД.ММ.ГГГГ год и за истекший период 2015 года в количестве 270 штук, так как 90 штук ответчиком было предоставлено Т.М.А. после подачи искового заявления в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что прокуратурой по жалобе Т.М.А. проведена проверка соблюдения федерального законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ, по результатам которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"" филиалом N Т.М.А. - инвалиду "данные изъяты" группы выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой она нуждается в техническом средстве реабилитации - памперсы N в количестве 90 штук в месяц.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Т.М.А. поставлена на учет в филиал N ГУ НРО ФСС РФ для получения технических средств реабилитации, предусмотренной ИПР.
В 2014 году Т.М.А. техническим средством реабилитации - памперсами N была обеспечена в количестве 810 штук, вместо необходимых 990 штук. Таким образом, задолженность по предоставлению подгузников за 2014 год составляет 180 штук.
За истекший период 2015 года (8 месяцев) Т.М.А. памперсами N была обеспечена в количестве 540 штук, вместо необходимых за этот период 720 штук.
Таким образом, задолженность по предоставлению памперсов за истекший период 2015 года составляет 180 штук, общая задолженность по предоставлению памперсов Т.М.А. за 2014 год и истекший период 2015 года составляет 360 штук.
Несвоевременное предоставление Т.М.А. в необходимом количестве технического средства реабилитации лишает ее предусмотренной законом возможности на компенсацию ограничений жизнедеятельности, нарушает ее право на социальное обеспечение по инвалидности.
ДД.ММ.ГГГГ судом первой инстанции принято решение об удовлетворении иска, постановлено: "Обязать ГУ Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования филиал N обеспечить Т.М.А. техническим средством реабилитации -памперсами N N за 2014 год и истекший период 2015 года (по август включительно) в количестве 360 штук".
С таким решением суда не согласился представитель ответчика - Филиала N ГУ - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации О.С.А.., подала апелляционную жалобу, просит его отменить, в присуждении исполнения обязанности в натуре отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт указала, что судом не учтено, что региональные отделения обеспечивают инвалидов техническими средствами реабилитации только в пределах ассигнований из федерального бюджета, утвержденных на финансовый год.
Не согласна с выводом суда о том, что реализация прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования, указывает, что есть нормативно-правовые акты, закрепляющие механизм реализации прав инвалидов на получение технических средств реабилитации, которые определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления технических средств реабилитации, а также порядок реализации гражданами получения технических средств реабилитации.
Апеллянт обращает внимание на то, что календарный год еще не окончен, финансовые обязательства и обеспечение техническими средствами реабилитации продолжаются, поэтому полагать установленным факт необеспеченности техническими средствами реабилитации за 2015 год преждевременно, так как закупка и доставка технических средств реабилитации для инвалидов продолжаются.
Отмечает, что судом не установлен факт нарушения ответчиком механизма осуществления обеспечения Т.М.А. техническими средствами реабилитации, после проведения торгов поставщиком будет осуществлена их доставка непосредственно по месту проживания инвалида.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе, памперсами, за прошлый период, не предусмотрено законом, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый период.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и согласно части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Статьями 39, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности.
В силу ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
Пунктом 22 Федерального перечня к техническим средствам реабилитации отнесены, в том числе подгузники.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Т.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом "данные изъяты" группы.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по "адрес"" филиалом N Т.М.А. - инвалиду "данные изъяты" группы выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой она нуждается в техническом средстве реабилитации - памперсы N в количестве 90 штук в месяц.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Т.М.А. поставлена на учет в филиал N ГУ НРО ФСС РФ для получения технических средств реабилитации, предусмотренной ИПР.
В 2014 году Т.М.А. техническим средством реабилитации - памперсами N была обеспечена в количестве 810 штук, вместо необходимых 990 штук. Таким образом, задолженность по предоставлению подгузников за 2014 год составляет 180 штук.
За истекший период 2015 года (8 месяцев) Т.М.А. памперсами N была обеспечена в количестве 540 штук, вместо необходимых за этот период 720 штук.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора и обязывая ГУ Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Т.М.А. техническими средствами реабилитации, правомерно исходил из того, что Т.М.А., является инвалидом, состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, в связи с чем, имеет право на получение технических средств реабилитации (памперсов), и несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и свободы инвалида.
При этом, суд первой инстанции, правомерно принял во внимание период предыдущего обеспечения инвалида средствами реабилитации (подгузники) и последнего, а также количество выданных подгузников, пришел к обоснованному выводу о том, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Т.М.А. необоснованно не выдали подгузники (памперсы) в количестве 360 штук.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что осуществляя организацию по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, региональное отделение Фонда действует в рамках выделенных ему бюджетных ассигнований и закупить технических средств реабилитации больше, чем позволяет сумма выделенных денежных средств не имеет возможности, выделенные из бюджета денежные средства расходуются строго по целевому назначению.
Эти доводы отклоняются по тем мотивам, что они противоречат действующим нормам Конституции Российской Федерации.
При постановлении решения судом первой инстанции правильно избраны приоритеты, поскольку согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Государство, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняло на себя обязанность по их исполнению. Реализация социальных прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от финансирования ГУ Новосибирское региональное отделение ФСС РФ из федерального бюджета на указанные цели или его отсутствия.
Финансовое обеспечение предоставления технических средств реабилитации инвалидам возлагается на Фонд социального страхования РФ, а недостаточность поступлений Фонду социального страхования РФ межбюджетных трансфертов на указанные цели из федерального бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Осуществление инвалидом данного права также не поставлено законом в зависимость от финансирования Фонда социального страхования из федерального бюджета на указанные цели или отсутствия такового.
Таким образом, недостаточный объем бюджетных ассигнований не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей, поскольку такое освобождение влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе.
Довод ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность выдачи расходных средств реабилитации за прошлый период, не влияет на законность принятого решения.
В силу главы 26 ГК РФ неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательство не прекращает. Истечение срока, на который Т.М.А. следовало предоставить указанное количество подгузников, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида, ограничительных положений о невозможности исполнения обязательств по обеспечению техническими средствами реабилитации за истекший период в натуре законодательство не содержит, а получение компенсации в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является правом инвалида.
Не предоставив своевременно истцу необходимых подгузников, ответчик тем самым причинил вред (ухудшил положение истца). В силу же правил ст. 1082 ГК РФ - удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
При таких обстоятельствах удовлетворение требований о предоставлении предметов, противоправно не выданных в прошедшем периоде, - правомерно.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований к отмене решения суда они не содержат, поскольку выводов суда, изложенных в решении, не опровергают и не свидетельствуют о неправильности принятого решения.
Поскольку по представленным доказательствам обстоятельства дела судом установлены правильно, доказательствам дана верная правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, доводы жалобы не содержат законных оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329, ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Татарского районного суда Новосибирской области от 29 сентября 2015 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя ответчика - Филиала N ГУ - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации О.С.А ... оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.