Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего: Зиновьевой Е.Ю.,
судей: Дмитриевой Л.А., Власкиной Е.С.,
при секретаре: Гулевской К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 01 декабря 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 27 июля 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления Администрации Криводановского сельсовета об оспаривании действий и постановлений администрации Новосибирского района Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда ДмитриевойЛ.А., объяснения представителей администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области -Зиновьева Д.В., Грешных Н.И., представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области - Мельникова С.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области обратилась в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями к администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконными действий ответчика по осуществлению процедуры предоставления Муниципальному казенному учреждению Новосибирского района Новосибирской области "Новосибирский физкультурно-спортивный центр" (МКУ НФСЦ) в постоянное (бессрочное) пользование с назначением: для размещения спортивных площадок на территории сел Криводановка и Марусино Новосибирского района Новосибирской области земельных участков с кадастровыми номерами: 54:19:020104:12221; 54:19:020104:12218; 54:19:020104:12208; 54:19:020104:12212; 54:19:020104:12209; 54:19:020104:12211; 54:19:020104:12226; 54:19:020104:12210; 54:19:020104:12186; 54:19:020104:12187; 54:19:020104:12213; 54:19:020104:12188; 54:19:020104:12338; 54:19:020104:12207; 54:19:020104:12339; 54:19:020104:12340; 54:19:020104:12341; 54:19:020103:1825; 54:19:020103:1824; 54:19:020104:12352; 54:19:020104:12351; 54:19:020104:12342; 54:19:020104:12216; 54:19:020104:12215; 54:19:020104:12217; 54:19:020102:1872; 54:19:020102:1864; 54:19:020103:1826; 54:19:020103:1811; 54:19:020103:1839; 54:19:020103:1832; 54:19:020103:1812; 54:19:020102:1882; 54:19:020102:1880; 54:19:020102:1876; 54:19:020101:1489; 54:19:020101:1490; 54:19:020101:1504; 54:19:020102:1885; 54:19:020101:1482; 54:19:020101:1496; 54:19:020101:1499; 54:19:020101:1495; 54:19:020101:1498, а также земельных участков, не поставленных на кадастровый учет площадью 8247 кв.м. (ориентировочная площадь в заявке и публикации 9800 кв.м.); площадью 5443 кв.м. (ориентировочная площадь в заявке и публикации 7950 кв.м.); площадью 3019 кв.м. (ориентировочная площадь в заявке и публикации 3020 кв.м.); площадью 4430 кв.м. (ориентировочная площадь в заявке и публикации 4430 кв.м.); площадью 5030 кв.м. (ориентировочная площадь в заявке и публикации 5030 кв.м.), расположенных на территории села Криводановка Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области; земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:020202:1442; 54:19:020201:614; 54:19:020202:1431; 54:19:020201:608; 54:19:020201:613; 54:19:020201:619; 54:19:020201:607; 54:19:020201:598; 54:19:020201:615; 54:19:020201:623; 54:19:022301:4668; 54:19:020104:12186, расположенных на территории села Марусино Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, для размещения велосипедных и беговых дорожек на территории Криводановского сельсовета.
Администрация Криводановского сельсовета просила признать незаконными действия по: выдаче заключения о возможности использования и предоставления каждого из вышеперечисленных земельных участков для заявленных целей и о публикации сообщения; утверждению схем расположения каждого из вышеперечисленных земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала от 12.11.2014, 15.12.2014; подаче документов в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" для осуществления кадастрового учета спорных земельных участков, получению кадастровых паспортов этих земельных участков; изданию постановлений за N 888-па, 889-па, 890-па, 891-па, 892-па, 893-па, 897-па, 898-па, 899-па, 912-па от 17.02.15, N 1217-па от 26.02.2015 о передаче земельных участков на территории сел Марусино и Криводановки в постоянное (бессрочное) пользование МКУ НФСЦ; подписанию актов о передаче вышеуказанных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование МКУ НФСЦ; подаче заявлений в Управление Росреестра по Новосибирской области для проведения процедур государственной регистрации права собственности администрации Новосибирского района Новосибирской области в отношении вышеуказанных земельных участков.
В обоснование исковых требований указано, что 12.11.2014 в газете "Приобская правда" N46 (9436) на стр. 10,12, и 03.12.2014 в этой же газете N 49 (9439) на стр.9-11 были опубликованы сообщения администрации Новосибирского района Новосибирской области о возможном предоставлении МКУ НФСЦ в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, расположенных на территории сел Криводановка и Марусино Криводановского сельсовета, для целей, не связанных со строительством; в отсутствие согласия администрации Криводановского сельсовета.
Истец полагает, что оспариваемые действия ответчика являются незаконными в связи с тем, что в нарушение требований п.4 ст.34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), п.3 ст.8 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирский район Новосибирской области", утвержденного решением совета депутатов Новосибирского района НСО N7 21.06.2012, кадастровые работы в отношении спорных земельных участков были выполнены за счет администрации района, постановка на учет осуществлена от имени администрации района, а не за счет и от имени МКУ НФСЦ.
Нарушены требования об ограничении в использовании земельных участков, которые на них накладывают охранные зоны. Земельные участки : 12186, :12187, :12213 в с.Криводановка и земельные участки 54:19:020201:619, 54:19:020201:607 в с.Марусино расположены в охранной зоне BJI 110 Кв; земельные участки 54:19:020103:1825; 54:19:020103:1824 в с.Криводановка расположены в санитарно-защитной зоне кладбища; земельный участок 54:19:020201:598 находится в охранной зоне BJI 110 кВ, находится на расстоянии 5,1 м от железнодорожного пути и 25,5м от автомобильной дороги; земельный участок 54:19:020202:1431 находится в охранной зоне BJI 10 Ф14 ПС Животновод, ВЛ 10 KB Ф14 Животновод ОТП.НА ТП 4Н-145,охранной зоне ВЛ 110, санитарно защитной зоне производственного предприятия V класса вредности. Земельный участок 54:19:020102:1864 является территорией сельскохозяйственного использования. На территории земельного участка 54:19:020104:12207 проходит нефтепровод, земельные участки 54:19:020104:12188; 54:19:020104:12338, 54:19:020104:12217; 54:19:020102:1872 расположены в охранных зонах нефтепровода и автодороги; земельные участки 54:19:020102:1876; 54:19:020101:1489 расположены в санитарной зоне р.Криводановка, земельный участок 54:19:020202:1442 расположен в охранной зоне газопровода высокого давления; на земельных участках 54:19:020101:1499, 54:19:020101:1495 находятся жилые дома.
Нарушены требования СНиП СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", земельные участки, на которых планируется размещение физкультурно-строительных сооружений, расположены на расстоянии более 500 м от школ сел Криводановка и Марусино.
Схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории должны были быть утверждены главой администрации Криводановского сельсовета, а не администрацией района; данные схемы утверждены неуполномоченным лицом- заместителем главы администрации района Токаревым Н.С., а не главой администрации.
Превышена максимальная площадь территории физкультурно-спортивных сооружений для сел Криводановка и Марусино.
30.03.2015 администрацией района в адрес администрации Криводановского сельсовета были перенаправлены заявления от МКУ НФСЦ о предоставлении части земельных участков, в отношении которых до 01.03.2015 не были утверждены схемы их расположения на кадастровом плане территории кадастрового квартала, чем нарушены права администрации Криводановского сельсовета в части реализации полномочий при утверждении генеральных планов поселения.
В период осуществления процедуры предоставления земельных участков на часть из них были наложены обеспечительные меры, в период действия которых администрация района обратилась с заявлением об осуществлении кадастрового учета этих участков.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, не могут быть предоставлены юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, а только на правах аренды или собственности. Положением "О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирский район Новосибирской области", утвержденным решением Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области N 7 от 21.06.2012 также не предусмотрено такого права предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Администрация района зарегистрировала свое право собственности в отношении части земельных участков, в отношении которых принято решение о передаче в постоянное (бессрочное) пользование, однако само МКУ НФСЦ свое право постоянного (бессрочного) пользования не зарегистрировало, что свидетельствует, по мнению заявителя, о притворном характере оспариваемой процедуры.
Цель предоставления земельных участков не соответствует генеральному плану развития сельского поселения; нарушен запрет, установленный п.3 ст.9 Градостроительного кодекса РФ, спорные земельные участки предоставлены для размещения объектов, которые не предусмотрены документами территориального планирования муниципальных образований.
Земельные участки предоставлены в порядке ст.34 Земельного кодекса РФ, который не регулирует предоставление земельных участков для строительства спортивных сооружений.
МКУ НФСЦ является подконтрольным администрации района учреждением, в связи с чем район принимает решение о предоставлении земельных участков самому себе.
Заявки на предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, расположенных на территории Криводановского сельсовета, были поданы и другими учреждениями: Мурусинская СОШ N24, МБОУ Криводановская СОШ N22, МБОУ детский сад "Капелька", МКУ "Земельное бюро", ответы на заявки получены не были.
Участки, на которые претендует МКУ НФСЦ, расположены в зоне, отведенной для перспективного развития села Криводановка до 2030 года. После предоставления МКУ НФСЦ в постоянное (бессрочное) пользование запрашиваемых земельных участков существенно уменьшается территория перспективного развития села Криводановка, а администрация Криводановского сельсовета не сможет осуществлять в отношении этих земельных участков свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене.
Указывает, что в материалах дела отсутствуют протоколы судебных заседаний от 31.03.2015, 29.04.2015, 22.05.2015, 08.06.2015, 24.06.2015. В данных судебных заседаниях заявителем приобщались различные документы, многие из которых в материалах дела отсутствуют.
Полагает, что заявление неправомерно рассмотрено в исковом порядке, несмотря на то, что спор о праве отсутствует, исковых требований не заявлено.
Обращает внимание на то, что подготовка по делу не проводилась, обязательные процессуальные действия, предусмотренные исковым судопроизводством, не совершались.
Полагает ошибочным вывод суда о том, что действия администрации района не нарушают запрет на предоставление земельных участков, установленный п.п. 3, 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, поскольку представители заявителя не доказали, что объекты, для размещения которых предоставляются земельные участки (спортивные площадки, спортивные залы, спортивные комплексы и т.п.), являются объектами местного значения, а потому подлежали отображению на схеме территориального планирования Новосибирского района;
судом сделан противоречащий материалам дела вывод об отсутствии принятого в установленном порядке акта, регламентирующего порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в Новосибирском районе;
суд пришел к необоснованному выводу о том, что доводы представителей заявителя о том, что схемы расположения земельных участков утверждены неуполномоченным должностным лицом, опровергаются представленной в материалы дела доверенностью;
судом сделан несостоятельный вывод о том, что Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N160, размещение спортплощадок, теннисных кортов и т.п. в пределах охранных зон не воспрещается, так как земельные участки предоставлены для целей, не связанных со строительством капитальных объектов (стр. 11 решения, т.3, л.д. 255);
суд пришел к противоречащему материалам дела выводу о том, что из представленных схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала видно, что охранные зоны частично размещены на спорных земельных участках, расчет площади части земельного участка, занятого охранной зоной, не производился, доказательств того, что площадь предоставленных МКУ НФСЦ земельных участков препятствует использованию их по назначению, суду представлено не было;
суд пришел к противоречащему материалам дела выводу о том, что сведения о наличии на спорных земельный участках унитарно-защитных зон государственный кадастр недвижимости не содержит, что участниками процесса не оспаривалось;
суд не принял и не дал никакой оценки доводу заявителя о том, что правовая норма статьи 34 ЗК РФ вообще не допускала предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, она предусматривала предоставление земельных участков лишь в собственность или в аренду;
суд не принял довод заявителя о том, что во исполнение п. 1 ст. 34 ЗК РФ органами местного самоуправления Новосибирского района НСО еще в 2012 г. был принят акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Это уже упомянутое ранее Положение "О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирский район Новосибирской области", утвержденное решением Совета депутатов Новосибирского района НСО N7 21.06.2012 г.;
суд не принял и не дал никакой оценки доводам заявителя о том, что ряд земельных участков имеет существенные ограничения в использовании;
суд не принял и не дал никакой оценки доводу заявителя о том, что администрация района не вправе применять ст. 34 Земельного кодекса по аналогии закона;
судом не принял довод заявителя о том, что схемы расположения земельных участков утверждены неуполномоченным органом, поскольку утверждать такие схемы должен орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по планировке территории, а это в соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса РФ администрация поселения. Данная позиция заявителя подтверждается разъяснениями Министерства экономического развития РФ (письмо от 26.04.2011 г. NД23-1723);
суд неправомерно указал, что то обстоятельство, что генеральным планом Криводановского сельсовета не предусмотрено размещение спортивных площадок, теннисных кортов и др. на спорных земельных участках само по себе не имеет правового значения, поскольку в сельсовете не началась реализация данного генерального плана путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
суд пришел к ошибочному выводу о том, что действовавшие в период осуществления администрацией Новосибирского района оспариваемой процедуры предоставления земельных участков обеспечительные меры не влияют на законность принятого администрацией района решения, поскольку не относятся к тем действиям, которые были запрещены в порядке обеспечения иска;
суд пришел к противоречащему материалам дела выводу о том, что из оспариваемых постановлений следует, что земельные участки предоставлялись МКУ НФСЦ для временного размещения некапитальных объектов;
суд пришел к противоречащему материалам дела выводу о том, что все действия по процедуре предоставления земельных участков администрацией района были выполнены, а отсутствие государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками обусловлено принятыми мерами обеспечения в отношении данных земельных участков, которые не позволяют завершить данную процедуру;
суд пришел к несоответствующему материалам дела выводу о том, проект планировки территории Криводановского сельсовета не составлялся;
суд сделал ошибочный вывод о том, что при предоставлении земельных участков администрацией района Новосибирской области требования ст. 34 ЗК РФ не нарушены;
суд сделал ошибочный вывод о том, что администрация Новосибирского района Новосибирской области при принятии решений о предоставлении земельных участков МКУ НФСЦ действовала в пределах предоставленных ей полномочий и с соблюдением требований закона;
суд пришел к основанному не неправильном толковании норм права выводу о том, что спортивные площадки, теннисные корты, спортзалы, спортивные комплексы (а именно для сооружения этих объектов земельные участки предоставлены МКУ НФСЦ согласно постановлениям администрации района, а также утвержденным схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории) не являются объектами капитального строительства, объектами недвижимости, а потому предоставление земельных участков для возведения указанных объектов, является предоставлением для целей, не связанных со строительством.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ, пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух обстоятельств: противоречие оспариваемого акта требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Аналогичные нормы установлены в отношении действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции полагал, что администрация Новосибирского района Новосибирской области при предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков МКУ НФСЦ действовала в пределах предоставленных ей полномочий и с соблюдением требований закона.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, полагает, что решение постановлено судом с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ.
Пунктом 16 статьи 34 вышеуказанного федерального закона установлено, что в случае, если до дня вступления его в силу органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, размещено или опубликовано извещение о проведении торгов, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, распоряжение таким участком осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, независимо от наличия Правил землепользования и застройки сельского поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 34 ЗК РФ в редакции до 01.03.2015, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Как следует из поданного администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области заявления, оспаривалась процедура предоставления и оформления в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков с кадастровым номерами: 54:19:020104:12221, площадью 666 кв.м, 54:19:020104:12218, площадью 629 кв.м, 54:19:020104:12208, площадью 714 кв.м; 54:19:020104:12212, площадью 828 кв.м.; 54:19:020104:12209, площадью 1076 кв.м; 54:19:020104:12211, площадью 961 кв.м; 54:19:020104:12226, площадью 714 кв.м; 54:19:020104:12210, площадью 811 кв.м; 54:19:020104:12186, площадью 70423 кв.м.; 54:19:020104:12187, площадью 101290 кв.м; 54:19:020104:12213, площадью 7900 кв.м.; 54:19:020104:12188, площадью 117500 кв.м.; 54:19:020104:12338, площадью 2032 кв.м.; 54:19:020104:12207, площадью 58060 кв.м.; 54:19:020104:12339, площадью 6211 кв.м; 54:19:020104:12340, площадью 2031 кв.м.; 54:19:020104:12341, площадью 9610; 54:19:020103:1825, площадью 8901 кв.м.; 54:19:020103:1824, площадью 14816 кв.м; 54:19:020104:12352, площадью 6404 кв.м.; 54:19:020104:12351, площадью 6050 кв.м.; 54:19:020104:12354, площадью 8247 кв.м.; 54:19:020104:12353, площадью 5443 кв.м.; 54:19:020104:12342, площадью 2020 кв.м; 54:19:020104:12216, площадью 900 кв.м.; 54:19:020104:12215, площадью 1012 кв.м.; 54:19:020104:12217, площадью 1244 кв.м.; 54:19:020102:1872, площадью 4725 кв.м.; 54:19:020102:1864, площадью 58160 кв.м.; 54:19:020103:1827, площадью 2493 кв.м.; 54:19:020103:1826, площадью 3600 кв.м.; 54:19:020103:1811, площадью12935 кв.м.; 54:19:020103:1839, площадью 2433 кв.м.; 54:19:020103:1832, площадью 7015 кв.м.; 54:19:020103:1812, площадью 11410 кв.м.; 54:19:020102:1882, площадью 8120 кв.м.; 54:19:020102:1880, площадью 2800 кв.м.; 54:19:020102:1886, площадью 4430 кв.м.; 54:19:020102:1876, площадью 3620 кв.м.; 54:19:020101:1489, площадью 72839 кв.м.; 54:19:020101:1490, площадью 1600 кв.м.; 54:19:020101:1504, площадью 6715 кв.м.; 54:19:020102:1885, площадью 9447 кв.м.; 54:19:020101:1506, площадью 5030 кв.м.; 54:19:020101:1482, площадью 16051 кв.м.; 54:19:020101:1496, площадью 3410 кв.м.; 54:19:020101:1499, площадью 1530 кв.м.; 54:19:020101:1495, площадью 1650 кв.м.; 54:19:020101:1498, площадью 1501 кв.м.; 54:19:020202:1442, площадью 1115 кв.м.; 54:19:020201:614, площадью 2900 кв.м.; 54:19:020202:1431, площадью 16500 кв.м.; 54:19:020201:608, площадью 2522 кв.м.; 54:19:020201:613, площадью 9357 кв.м.; 54:19:020201:619, площадью 10729 кв.м.; 54:19:020201:607, площадью 8210 кв.м.; 54:19:020201:598, площадью 19210 кв.м.; 54:19:020201:615, площадью 1130 кв.м.; 54:19:020201:623, площадью 2260 кв.м.; 54:19:022301:4668, площадью 11357 кв.м.; 54:19:020104:12186, площадью 70423 кв.м., а именно: утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала, в том числе от 12.12.2014г.; 15.12.2014г., изданию постановлений NN 888-па, 889-па, 890-па, 891-па, 892-па, 893-па, 897-па, 898-па, 899-па, 912-па от 17.02.15, N 1217-па от 26.02.2015 о передаче земельных участков с кадастровыми номерами
54:19:020201:608,
54:19:020104:12186,
54:19:020104:12187, 54:19:020103:1812, 54:19:020102:1864,
54:19:020104:12188,
54:19:020103:1811,
54:19:020202:1431,
54:19:020201:598,
54:19:020201:607,
54:19:020104:12213, соответственно, на территории сел Марусино и Криводановки в постоянное в постоянное (бессрочное) пользование МКУ НФСЦ.
Судом первой инстанции установлено, что 31.10.2014 МКУ НФСЦ обратилось к главе Новосибирского района с заявлениями о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, к заявлению были приложены схемы расположения испрашиваемых участков, указана их площадь и вид разрешенного использования земельных участков (том 1, л.д. 106-246, т.2 л.д. 1-241, т.3 л.д. 218-228).
Испрашиваемые земельные участки относились к государственной неразграниченной собственности.
10.11.2014 администрация района направила ГБУ НСО "Редакция газеты "Приобская правда" заявки на публикацию объявлений (том 1, л.д. 108, 116, 121, 126, 135, 140,145, 150, 155,160, 165, 176, 181, 186, 190, 198, 208, 218, 223, 230, 231, 242, 243, том 2 л.д.3, 10, 15, 20, 25,30, 35, 40, 45, 50, 58, 63, 68, 73, 81, 86, 91, 96, 101, 110, 115, 124, 133, 142, 149, 156, 163, 170, 177, 182, 187, 192, 201,206,213, 218, 223, 233, 237, том 3 л.д. 221, 226).
12.11.2014 в газете "Приобская правда" N46 (9436) на стр. 10,12
администрацией Новосибирского района Новосибирской области опубликовано сообщение о возможном предоставлении МКУ НФСЦ в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, расположенных на территории сел Криводановка, Марусино Криводановского сельсовета для размещения площадок для отдыха, занятий физкультурой с элементами озеленения, под велосипедные и беговые дорожки (том 1 л.д. 11-12).
12.12.2014 и 15.12.2014г. заместителем главы администрации Новосибирского района Новосибирской области Токаревым Н.С. были утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала на основании выданной главой администрации Новосибирского района Новосибирской области Борматовым В.В. доверенности от 26.05.2014.
Постановлениями N 888-па, 889-па, 890-па, 891-па, 892-па, 893-па, 897-па, 898-па, 899-па, 912-па от 17.02.15, N 1217-па от 26.02.2015 администрация района предоставила МКУ НФСЦ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки (том 1 л.д. 113, 132, 172, 205, 215, 237, том 2 л.д.107, 130,139, 198, 230) с кадастровыми номерами
54:19:020201:608,
54:19:020104:12186,
54:19:020104:12187, 54:19:020103:1812, 54:19:020102:1864,
54:19:020104:12188,
54:19:020103:1811,
54:19:020202:1431,
54:19:020201:598,
54:19:020201:607,
54:19:020104:12213, соответственно, на территории сел Марусино и Криводановка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ НФСЦ.
Как следует из кадастровых паспортов спорных земельных участков, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: спортивные площадки, теннисные корты, спортзалы, спортивные комплексы кроме спортивных комплексов со специальными требованиями размещения.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ определен ряд понятий, согласно которым - градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1).
Территориальное планирование
- планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10).
Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт 20).
В соответствии со статьей 17.1 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 N 481-ОЗ "О градостроительной деятельности в Новосибирской области" в документах территориального планирования муниципальных образований Новосибирской области - на схеме территориального планирования муниципального района среди прочих подлежат отображению следующие виды объектов местного значения: в области физической культуры и массового спорта объекты, в которых (на территории которых) размещаются физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, образовательные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, объекты спорта (подпункт 5 пункта 1); иные виды объектов местного значения, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления муниципального района полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами Новосибирской области, уставами муниципальных образований Новосибирской области и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального района (подпункт 7 пункта 1).
К таким вопросам согласно пункту 19.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся, в том числе, создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организации культуры.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 17.1 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 N 481-ОЗ "О градостроительной деятельности в Новосибирской области" на генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа подлежат отображению следующие виды объектов местного значения: в области физической культуры и массового спорта объекты, в которых (на территории которых) размещаются: физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, образовательные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, объекты спорта (подпункт 3 пункта 2); иные виды объектов местного значения, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления поселения, городского округа полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами Новосибирской области, уставами муниципальных образований Новосибирской области и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие поселения, городского округа.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьей 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 484-ОЗ "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области" создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам отнесено к вопросам местного значения сельского поселения Новосибирской области.
В силу части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
В силу ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования Криводановского сельсовета.
Как указано выше, в силу п.2 ст. 17.1 Закона Новосибирской области от 27.04.2010г. N481-03 "О регулировании градостроительной деятельности в Новосибирской области" спортивные залы, спортивные комплексы, спортплощадки и теннисные корты (а именно для сооружения этих объектов земельные участки предоставлены МКУ НФСЦ согласно постановлениям администрации района) являются объектами спорта, а, следовательно, согласно ст. 17.1 Закона Новосибирской области от 27.04.2010г. N481-03, ст.19 Градостроительного кодекса РФ являются объектами местного значения и подлежат отображению на схеме территориального планирования муниципального района.
Кроме того, согласно ч.4 ст.37 Федерального закона от 04.12.2007г. N329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами.
Схема территориального планирования Новосибирского района была представлена заявителем в материалы дела (т.3, л.д. 106) и указанные объекты местного значения (спортивные залы, спортивные комплексы, спортплощадки и теннисные корты, для размещения которых МКУ НФСЦ предоставлены земельные участки) на ней не отображены, как не отображены они и в генеральном плане сел Марусино и Криводановка Криводановского сельсовета, что в свою очередь означает, что действия администрации Новосибирского района по осуществлению процедуры предоставления рассматриваемых земельных участков согласно ст. 34 ЗК РФ были совершены в нарушение прямого запрета, установленного п.4 ст.9 Градостроительного кодекса РФ.
Судом первой инстанции в решении сделан вывод о том, что поскольку механизм предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрен законом, не являются юридически значимыми доводы представителей администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района об отсутствии принятого в установленном порядке акта, регламентирующего такой порядок предоставления земельных участков в Новосибирском районе, и о нарушении порядка принятия администрацией Новосибирского района постановления N4691-па от 11.11.2014 "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством". Отсутствие такого акта, как указал суд первой инстанции, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса РФ. Кроме того, решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 03.06.2015, которым было признано незаконным постановление N4691-па администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014 "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области для целей, не связанных со строительством", и на которое ссылается представитель заявителя, не вступило в законную силу.
С этим выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку из материалов дела видно, что в Новосибирском районе Новосибирской области принято и действует Положение "О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирский район Новосибирской области", утвержденное решением N7 Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 21.06.2012.
В пункте 2 статьи 1 данного Положения указано, что оно определяет порядок предоставления земельных участков, расположенных в границах Новосибирского района, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации Новосибирский район имеет право распоряжаться. Указанное положение предусматривает предоставление земельных участков в постоянное бессрочное пользование, но только для строительства (статья 11), а для целей, не связанных со строительством, оно устанавливает предоставление только в аренду либо в собственность (статья 6), так же как это предусматривает статья 34 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 03.06.2015 удовлетворено заявление администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и признано незаконным постановление N4691-па администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014 "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством" - с момента его издания. На администрацию Новосибирского района Новосибирской области возложена обязанность опубликовать в газете "Приобская правда" текст решения суда по делу в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27.10.2015 решение суда оставлено без изменения.
Таким образом, на момент рассмотрения данного дела в суде апелляционной инстанции указанное решение суда вступило в законную силу.
Судебными инстанциями по указанному делу установлено, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 34 ЗК РФ (действовавшего на момент возникновения спорных отношений и утратившего силу с 1.03.2015г.) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить деление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Из подпункта 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 5 пункта 1 статьи 18 Устава Новосибирского района Новосибирской области также следует, что правом принимать акт, устанавливающий порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обладает представительный орган Новосибирского района Новосибирской области.
Кроме того, из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ следовало, что принятие нормативного правового акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, является компетенцией Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области.
Суды пришли к правильному выводу о том, что полномочным на принятие нормативного правого акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений является Совет депутатов Новосибирского района Новосибирской области.
Тем самым администрацией Новосибирского района Новосибирской области были превышены полномочия по принятию актов, определяющих порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством.
Предыдущий порядок предоставления земельных участков, в том числе не связанных со строительством, был утвержден решением Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области N 7 от 21.06.2012г., специальным органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками была назначена администрация Новосибирского района Новосибирской области.
Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу о том, что применение судом первой инстанции по данному делу к спорным отношениям положений статьи 34 ЗК РФ в редакции до 01.03.2015 незаконно и необоснованно, поскольку указанная норма предусматривала предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, исключительно гражданам, а статьей 30 ЗК РФ в указанной редакции был установлен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства.
Издание оспариваемого постановления дало администрации Новосибирского района Новосибирской области юридические основания предоставить свои подконрольным учреждениям земельные участки, расположенные на территории Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством. Предоставляя указанные земельные участки, администрация Новосибирского района нарушила зонирование территории Криводановского сельсовета, а также нарушила права заявителя в части реализации полномочий при утверждении генеральных планов поселения и подготовленный на их основе документации по планировке территории. Так, администрация Новосибирского района Новосибирской области, предоставив на основании оспариваемого постановления земельный участок с кадастровым номером 54:19:020102:1864, лишила Криводановский сельсовет возможности разместить на этой территории сразу 5 санированных социальнозначимых объектов, размещение которых именно в этом месте предусмотрено генеральным планом села Криводановка, утвержденным решением 54 Совета депутатов Криводановского сельсовета Новосибирского района N 1 от 29 января 2014г.
По настоящему делу в обоснование доводов о нарушении прав и законных интересов администрации Криводановского сельсовета заявителем было представлено заключение кадастрового инженера Редикульцевой О.Л. от 27.02.2015г., которому суд первой инстанции не дал должной правовой оценки.
В то время как из указанного заключения следует, что территория, на которой сформирован земельный участок с кадастровый номером 54:19:020102:1864 на данный момент является территорией сельскохозяйственного использования (на ней находятся многочисленные огороды жителей с. Криводановка и близлежащих населенных пунктов, частично оформленные в собственность согласно постановления N49 от 02.11.1992 г.) - это наглядно видно при нанесении границ участка на Карту современного использования территории, входящую в состав графической части Генерального плана (Приложение N4 к настоящему Заключению). Согласно Карте планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, также входящей в состав графической части Генерального плана, данная территория предназначена для размещения ряда объектов местного значения, таких как школа на 650 мест, поликлиника, гостиница, кинотеатр на 200 мест, совмещенный с ТРЦ (Приложение N5 к | 1 настоящему Заключению). Также указанный участок частично сформирован на планируемой территории жилой застройки средней этажности (1 очередь) и территории озеленения общего пользования.
Кроме того, согласно Генеральному плану села Криводановка земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами 54:19:020104:12188, 54:19:020104:12187, 54:19:020104:12186, сформированные с видом разрешенного использования: спортплощадки, теннисные корты, спортзалы, спортивные комплексов кроме спортивных комплексов со специальными требованиями размещения, находятся на планируемой территории индивидуальной жилой застройки (Приложение N6 к настоящему Заключению).
Земельные участки, обозначенные в Приложении 7 к настоящему Заключению имеют ограничения в использовании, которые на них накладывают охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, трубопроводного транспорта и связи, сведения о границах которых утверждены соответствующими органами и организациями, переданы в Государственный фонд данных и внесены в ГКН. Перечень охранных зон, накладывающих ограничения и нормативных документов, на основании которых накладываются ограничения, приведен в Приложении N8 к настоящему Заключению.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:020201:598 установлено, что он находится в охранной зоне ВЛ 110 кВ, сведения о границах которой на данный момент не внесены в ГКН, однако земельные участки под опорами ВЛ стоят на государственном учете с кадастровыми номерами 54:19:020201:73 и 54:19:020201:74 и, являясь смежными с данным участком, образуют в нем внутренние контуры (Приложение 9 к настоящему Заключению) граница охранной зоны ВЛ 110 кВ проходит на расстоянии 20 м от крайних проводов (Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. N160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается:
... б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Указанный участок находится на расстоянии 5,1 метра от железнодорожного пути и 25,5 метра от автомобильной дороги "Н-2120".
Земельный участок с кадастровым номером 54:19:020202:1431 невозможно использовать в соответствии с выбранным видом разрешенного использования в связи с тем, на территорию земельного участка наложены ограничения в пользовании (Приложение 10 к настоящему Заключению):
- охранной зоной 54.19.2.58 (Охранная зона объекта электросетевого хозяйства - BЛ 10 Ф14 ПС ЖИВОТНОВОД, ВЛ 10 КВ Ф14 ЖИВОТНОВОД ОТП. НА ТП 4Н-145);
- охранной зоной ВЛ 110 кВ сведения о границах которой на данный момент не внесены в ГКН, однако земельные участки под опорами ВЛ стоят на государственном учете с кадастровыми номерами 54:19:020202:254 (образует внутренний контур в участке : 1431) и 54:19:020202:255 (является смежными с земельным участком : 1431) граница охранной зоны ВЛ 110 кВ проходит на расстоянии 20 м от крайних проводов (Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. N160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон");
- санитарно-защитной зоной производственного предприятия V класса вредности - смежный земельный участок с кадастровым номером 54:19:022301:87 имеет вид разрешенного использования "Промышленная база". Согласно СНиП СП 42.13330.2011 "ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ" граница охранной зоны проходит в 50 м от границы территории предприятия. Согласно пункту 8.2 выше указанных СНиП "В пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с СП 42.13330.2011 16 обслуживанием производства. Территория санитарно-защитных зон не должна использоваться для рекреационных целей и производства сельскохозяйственной продукции".
Земельные участки 54:19:020103:1812, 54:19:020201:595, 54:19:020201:594 и 54:19:020202:1425 сформированы на общественных территориях озеленения села Марусино, являющихся традиционным местом отдыха местного населения. Кроме этого, на территории земельного участка 54:19:020103:1812 находится старое захоронение села Криводановка.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, принимая во внимание вышеуказанные положения норм права и исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МКУ НФСЦ в постоянное (бессрочное) пользование спорных земельных участков, расположенных на территории сел Марусино и Криводановки Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, а именно, действия по утверждению схем этих земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала, изданию оспариваемых постановлений законными признать нельзя, и в данной части требования администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области следует признать обоснованными, поскольку данными действиями нарушаются права муниципального образования на организацию и выполнение планов и программ комплексного развития муниципального образования, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, так как в результате оспариваемых действий администрации муниципального образования - администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не сможет осуществлять в отношении данных земельных участков свои полномочия, существенно уменьшается территория перспективного развития муниципального образования.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции законным и обоснованным признать нельзя, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области требований частично.
Признание незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МКУ НФСЦ в постоянное (бессрочное) пользование спорных земельных участков, а именно: утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане, издание постановлений о передаче земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование МКУ НФСЦ фактически само по себе свидетельствует о незаконности произведенной процедуры предоставления земельных участков и всех сопряженных с этим действий.
В тоже время каких-либо доказательств в подтверждение того, что администрацией Новосибирского района Новосибирской области производилась выдача заключений о возможности использования и предоставления каждого из спорных земельных участков для заявленных целей, подписывались акты о передаче земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование МКУ НФСЦ, подавались документы в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" для осуществления кадастрового учета спорных земельных участков, получались кадастровые паспорта этих земельных участков; подавались заявления в Управление Росреестра по Новосибирской области на проведение процедур государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МКУ НФСЦ на эти же земельные участки; подавались заявления в Управление Росреестра по Новосибирской области для проведения процедур государственной регистрации права собственности администрации Новосибирского района Новосибирской области в отношении указанных земельных участков в суд первой инстанции представлено не было.
Довод заявителя о том, что он не был извещен о рассмотрении дела в порядке искового производства, не влияет на выводы суда апелляционной инстанции, поскольку стороны в суде первой инстанции не возражали закончить судебное следствие по имеющимся доказательствам, представленные сторонами доказательства оценены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, и несоблюдение данных процессуальных требований судом первой инстанции не влечет оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции исходя из положений статьи 330 ГПК РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела протоколов всех судебных заседаний, а также представленных истцом доказательств, не были поддержаны заявителем в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 27 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления Муниципальному казенному учреждению Новосибирского района Новосибирской области "Новосибирский физкультурно-спортивный центр" в постоянное (бессрочное) пользование с назначением: для размещения спортивных площадок, площадок для отдыха, занятия физкультурой, для размещения велосипедных и беговых дорожек на территории сел Криводановка и Марусино Новосибирского района Новосибирской области земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:020104:12221, площадью 666 кв.м, 54:19:020104:12218, площадью 629 кв.м, 54:19:020104:12208, площадью 714 кв.м; 54:19:020104:12212, площадью 828 кв.м.; 54:19:020104:12209, площадью 1076 кв.м; 54:19:020104:12211, площадью 961 кв.м; 54:19:020104:12226, площадью 714 кв.м; 54:19:020104:12210, площадью 811 кв.м; 54:19:020104:12186, площадью 70423 кв.м.; 54:19:020104:12187, площадью 101290 кв.м; 54:19:020104:12213, площадью 7900 кв.м.; 54:19:020104:12188, площадью 117500 кв.м.; 54:19:020104:12338, площадью 2032 кв.м.; 54:19:020104:12207, площадью 58060 кв.м.; 54:19:020104:12339, площадью 6211 кв.м; 54:19:020104:12340, площадью 2031 кв.м.; 54:19:020104:12341, площадью 9610; 54:19:020103:1825, площадью 8901 кв.м.; 54:19:020103:1824, площадью 14816 кв.м; 54:19:020104:12352, площадью 6404 кв.м.; 54:19:020104:12351, площадью 6050 кв.м.; 54:19:020104:12354, площадью 8247 кв.м.; 54:19:020104:12353, площадью 5443 кв.м.; 54:19:020104:12342, площадью 2020 кв.м; 54:19:020104:12216, площадью 900 кв.м.; 54:19:020104:12215, площадью 1012 кв.м.; 54:19:020104:12217, площадью 1244 кв.м.; 54:19:020102:1872, площадью 4725 кв.м.; 54:19:020102:1864, площадью 58160 кв.м.; 54:19:020103:1827, площадью 2493 кв.м.; 54:19:020103:1826, площадью 3600 кв.м.; 54:19:020103:1811, площадью12935 кв.м.; 54:19:020103:1839, площадью 2433 кв.м.; 54:19:020103:1832, площадью 7015 кв.м.; 54:19:020103:1812, площадью 11410 кв.м.; 54:19:020102:1882, площадью 8120 кв.м.; 54:19:020102:1880, площадью 2800 кв.м.; 54:19:020102:1886, площадью 4430 кв.м.; 54:19:020102:1876, площадью 3620 кв.м.; 54:19:020101:1489, площадью 72839 кв.м.; 54:19:020101:1490, площадью 1600 кв.м.; 54:19:020101:1504, площадью 6715 кв.м.; 54:19:020102:1885, площадью 9447 кв.м.; 54:19:020101:1506, площадью 5030 кв.м.; 54:19:020101:1482, площадью 16051 кв.м.; 54:19:020101:1496, площадью 3410 кв.м.; 54:19:020101:1499, площадью 1530 кв.м.; 54:19:020101:1495, площадью 1650 кв.м.; 54:19:020101:1498, площадью 1501 кв.м.; 54:19:020202:1442, площадью 1115 кв.м.; 54:19:020201:614, площадью 2900 кв.м.; 54:19:020202:1431, площадью 16500 кв.м.; 54:19:020201:608, площадью 2522 кв.м.; 54:19:020201:613, площадью 9357 кв.м.; 54:19:020201:619, площадью 10729 кв.м.; 54:19:020201:607, площадью 8210 кв.м.; 54:19:020201:598, площадью 19210 кв.м.; 54:19:020201:615, площадью 1130 кв.м.; 54:19:020201:623, площадью 2260 кв.м.; 54:19:022301:4668, площадью 11357 кв.м.; 54:19:020104:12186, площадью 70423 кв.м., а именно: утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала, в том числе от 12.12.2014г.; 15.12.2014г., изданию постановлений NN 888-па, 889-па, 890-па, 891-па, 892-па, 893-па, 897-па, 898-па, 899-па, 912-па от 17.02.15, N 1217-па от 26.02.2015 о передаче земельных участков с кадастровыми номерами
54:19:020201:608,
54:19:020104:12186,
54:19:020104:12187, 54:19:020103:1812, 54:19:020102:1864,
54:19:020104:12188,
54:19:020103:1811,
54:19:020202:1431,
54:19:020201:598,
54:19:020201:607,
54:19:020104:12213, соответственно, на территории сел Марусино и Криводановки в постоянное (бессрочное) пользование МКУ НФСЦ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.