Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего: Белик Н.В.,
судей: Дмитриевой Л.А., Крейса В.Р.,
при секретаре: Трофимовой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 24 ноября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 29 июля 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МБДОУ Детский сад "Гномик" в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда ДмитриевойЛ.А., объяснения представителей администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области -Грешных Н.И., Зиновьева Д.В., представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области -Мельникова С.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области обратилась в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями о признании незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МБДОУ Детский сад "Гномик" в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков с кадастровым номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600, расположенных на территории с. Красноглинное Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, а именно, действий по: выдаче заключения о возможности использования и предоставления указанных земельных участков для заявленных целей; утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:19:030201 от 01.12.2014 года; подаче документов в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" для осуществления кадастрового учета спорных земельных участков, получению кадастровых паспортов этих земельных участков; изданию постановлений N 1014-па от 18.02.2015 г. и N 1300-па от 27.02.2015 г. о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600 в постоянное (бессрочное) пользование МБДОУ Детский сад "Гномик"; подписанию акта о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600 в постоянное (бессрочное) пользование МБДОУ Детский сад "Гномик"; подаче заявления в Управление Росреестра по Новосибирской области для проведения процедуры государственной регистрации права собственности администрации Новосибирского района Новосибирской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600.
В обоснование указала, что 29.10.2014 в газете "Приобская правда" N44 (9434) на стр. 9 были опубликованы сообщения администрации Новосибирского района Новосибирской области о возможном предоставлении МБДОУ Детский сад "Гномик" в постоянное (бессрочное) пользование для размещения площадок для отдыха, беседок, видовых площадок нескольких земельных участков, расположенных на территории села Красноглинное Толмачевского сельсовета, ориентировочной площадью 60410 кв.м. для целей, не связанных со строительством, в отсутствие согласия администрации Толмачевского сельсовета.
Истец полагает, что оспариваемые действия ответчика являются незаконными в связи с тем, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, не могут быть предоставлены юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, а только на правах аренды или собственности. Схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории утверждены вместо главы Новосибирского района Новосибирской области неуполномоченным должностным лицом Токаревым Н.С.
Действиями администрации Новосибирского района Новосибирской области по предоставлению указанных земельных участков нарушаются права (полномочия) заявителя в области градостроительного планирования, а именно, в части утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. Земельные участки были предоставлены МБДОУ Детский сад "Гномик" для размещения детских игровых площадок, площадок для отдыха, занятий физкультурой в нарушение прямого запрета, содержащегося в ст. 9 Градостроительного кодекса РФ. Цель предоставления земельных участков не соответствует генеральному плану Толмачевского сельсовета. Вид разрешенного использования земельных участков в заявлениях на их предоставление указан не был. Вид разрешенного использования предоставляемых земельных участков не соответствует назначению земельных участков в соответствии с Генеральным планом Толмачевского сельсовета. Схема расположения земельных участков не утверждена главой администрации Толмачевского сельсовета. Предоставление земельных участков носило притворный характер, процедура предоставления земельных участков завершена не была, земельные участки по акту приема-передачи МБДОУ Детский сад "Гномик" не передавались, договор постоянного (бессрочного) пользования не заключался, с заявлением о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МБДОУ Детский сад "Гномик" не обращалось.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна администрация Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличии спора о праве, в связи с чем заявление подлежало рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ, о том, что дело рассматривалось в порядке искового производства стало известно из текста решения суда.
Полагает ошибочным вывод суда о том, что действия администрации района не нарушают запрет на предоставление земельных участков, установленный п.п. 3, 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, поскольку представители заявителя не доказали, что объекты, для размещения которых предоставляются земельные участки (спортивные площадки, спортивные залы, спортивные комплексы и т.п.), являются объектами местного значения, а потому подлежали отображению на схеме территориального планирования Новосибирского района;
суд необоснованно счел несостоятельной ссылку заявителя на то обстоятельство, что генеральным планом Толмачевского сельсовета не предусмотрено размещение площадок отдыха, беседок, видовых площадок на рассматриваемых земельных участках;
суд сделал неправомерный вывод об отсутствии в Новосибирском районе принятого в установленном порядке акта, регламентирующего порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
суд пришел к ошибочному выводу о том, что доводы заявителя о том, что схема расположения земельных участков утверждена неуполномоченным должностным лицом, опровергаются представленной в материалы дела доверенностью;
суд пришел к необоснованному выводу о том, что Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, размещение видовых площадок для отдыха и беседок в пределах охранных зон не воспрещается, так как земельные участки предоставлены для целей, не связанных со строительством капитальных объектов;
суд пришел к неправомерному выводу о том, что вывод кадастрового инженера Батина П.С. о нарушении градостроительного и земельного законодательства при образовании спорных земельных участков несостоятелен, основан на недостоверной информации, поскольку его заключение базируется исключительно на генеральном плане;
суд пришел к необоснованному выводу о том, что применительно к положениям пунктов 1-3 ст. 56 ЗК РФ заявителем не представлено доказательств того, что имело место такое ограничение прав на землю актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон;
суд не дал никакой оценки доводу заявителя о том, что правовая норма статьи 34 ЗК РФ вообще не допускала предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, она предусматривала предоставление земельных участков лишь в собственность или аренду;
суд не принял во внимание довод заявителя о том, что во исполнение п.1 ст. 34 ЗК РФ органами местного самоуправления Новосибирского района НСО еще в 2012г. был принят акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений;
суд не принял во внимание и не дал оценки доводу заявителя о том, что администрация района не вправе применять ст. 34 ЗК РФ по аналогии закона;
судом проигнорирован довод заявителя о том, что схемы расположения земельных участков утверждены неуполномоченным органом, поскольку утверждать такие схемы должен орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по планировке территории, а это в соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса РФ - администрация поселения;
суд пришел к ошибочному выводу о том, что все действия по процедуре предоставления земельных участков администрацией района были выполнены, а отсутствие государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками обусловлена обстоятельствами, которые не позволяют завершить данную процедуру;
суд пришел к несоответствующему обстоятельствам дела выводу о том, что проект планировки территории не составлялся;
суд пришел к ошибочному выводу о не нарушении требований ст. 34 ЗК РФ при предоставлении земельных участков;
суд пришел к ошибочному выводу о том, что администрация Новосибирского района при принятии решений о предоставлении земельных участков МКДОУ "Гномик" действовала в пределах полномочий и с соблюдением закона;
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ, пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух обстоятельств: противоречие оспариваемого акта требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Аналогичные нормы установлены в отношении действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация Новосибирского района Новосибирской области при предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков МБДОУ Детский сад "Гномик" действовала в пределах предоставленных ей полномочий и с соблюдением требований закона.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, полагает, что решение постановлено судом с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ.
Пунктом 16 статьи 34 вышеуказанного федерального закона установлено, что в случае, если до дня вступления его в силу органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, размещено или опубликовано извещение о проведении торгов, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, распоряжение таким участком осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, независимо от наличия Правил землепользования и застройки сельского поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 34 ЗК РФ в редакции до 01.03.2015, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Как следует из поданного администрацией Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области заявления, оспаривалась процедура предоставления и оформления в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков с кадастровым номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600, расположенных на территории с. Красноглинное Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, площадью 7956 кв.м и 25943 кв.м. соответственно.
Судом первой инстанции установлено, что 16.10.2014 МБДОУ Детский сад комбинированного вида "Гномик" обратилось к главе Новосибирского района с заявлениями о предоставлении в соответствии со статьей 20 ЗК РФ для достижения предусмотренных Уставом целей в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, к заявлениям были приложены схемы расположения испрашиваемых участков, указана их площадь и вид разрешенного использования земельных участков: площадки для отдыха, беседки, видовые площадки (т.1 л.д. 95-96, 106-107).
29.10.2014 администрация района направила ГБУ НСО "Редакция газеты "Приобская правда" заявку на публикацию объявления (т. 1 л.д. 98, 109), уведомление заявителю о продлении срока рассмотрения заявлений в связи с процедурой информирования населения о возможности предоставления земельных участков (т. 1 л.д. 97, 108).
29.10.2014 в газете "Приобская правда" N44 (9434) на стр. 9 администрацией Новосибирского района Новосибирской области опубликовано сообщение о возможном предоставлении МБДОУ Детский сад "Гномик" в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, расположенных на территории с. Красноглинное Толмачевского сельсовета, для размещения площадок отдыха, беседок, видовых площадок (том 1 л.д. 15).
01.12.2014 заместителем главы администрации Новосибирского района Новосибирской области Токаревым Н.С. была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:19:030201 на основании выданной главой администрации Новосибирского района Новосибирской области Борматовым В.В. доверенности от 26.05.2014.
Согласно кадастровым паспортам, составленным 16.02.2015г. и 24.02.2015 г. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600 соответственно, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: площадки отдыха, беседки, видовые площадки (т.1 л.д.102, 113).
Как следует из материалов дела, заявления МБДОУ Детский сад "Гномик" о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование вышеуказанных земельных участков поданы повторно 16.02.2015г. (вх.N2091) и 25.02.2015 г.(вх.N2800) с указанием кадастровых номеров, но без указания цели их использования.
Постановлениями N 1014-па от 18.02.2015 г. и N 1300-па от 27.02.2015г. администрация района предоставила МБДОУ Детский сад "Гномик" в постоянное (бессрочное) пользование указанные земельные участки с указанием вида разрешенного использования: площадки отдыха, беседки, видовые площадки (т. 1 л.д. 105, 115).
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ определен ряд понятий, согласно которым - градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1).
Территориальное планирование
- планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10).
Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт 20).
В соответствии со статьей 17.1 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 N 481-ОЗ "О градостроительной деятельности в Новосибирской области" в документах территориального планирования муниципальных образований Новосибирской области - на схеме территориального планирования муниципального района среди прочих подлежат отображению следующие виды объектов местного значения: в области физической культуры и массового спорта объекты, в которых (на территории которых) размещаются физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, образовательные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, объекты спорта (подпункт 5 пункта 1); иные виды объектов местного значения, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления муниципального района полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами Новосибирской области, уставами муниципальных образований Новосибирской области и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального района (подпункт 7 пункта 1).
К таким вопросам согласно пункту 19.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся, в том числе, создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организации культуры.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 17.1 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 N 481-ОЗ "О градостроительной деятельности в Новосибирской области" на генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа подлежат отображению следующие виды объектов местного значения: в области физической культуры и массового спорта объекты, в которых (на территории которых) размещаются: физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, образовательные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, объекты спорта (подпункт 3 пункта 2); иные виды объектов местного значения, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления поселения, городского округа полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами Новосибирской области, уставами муниципальных образований Новосибирской области и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие поселения, городского округа.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьей 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 484-ОЗ "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области" создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам отнесено к вопросам местного значения сельского поселения Новосибирской области.
В силу части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
В силу ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования Толмачевского сельсовета.
Как указано выше, в силу п.2 ст. 17.1 Закона Новосибирской области от 27.04.2010г. N481-03 "О регулировании градостроительной деятельности в Новосибирской области" площадки отдыха, беседки, видовые площадки, являясь иными видами объектов местного значения, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления поселения полномочий по вопросам местного значения и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие поселения, подлежат отображению на генеральном плане поселения.
Заявитель констатировал, что генеральным планом поселения размещение таких объектов местного значения как площадки отдыха, беседки, видовые площадки не предусмотрено, что в свою очередь означает, что действия администрации Новосибирского района по осуществлению процедуры предоставления рассматриваемых земельных участков, согласно ст. 34 ЗК РФ, были совершены в нарушение прямого запрета, установленного п.4 ст.9 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, все вышеуказанные объекты, несмотря на доводы администрации Новосибирского района Новосибирской области, относятся к объектам местного значения и, как полагает судебная коллегия, должны быть отражены как на генеральном плане Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, так и в схеме территориального планирования, при этом доказательств этому представлено в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не было.
Судом первой инстанции в решении сделан вывод о том, что поскольку механизм предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрен законом, не являются юридически значимыми доводы представителей администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района об отсутствии принятого в установленном порядке акта, регламентирующего такой порядок предоставления земельных участков в Новосибирском районе, и о нарушении порядка принятия администрацией Новосибирского района постановления N4691-па от 11.11.2014 "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством". Отсутствие такого акта, как указал суд первой инстанции, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса РФ. Кроме того, решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 03.06.2015, которым было признано незаконным постановление N4691-па администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014 "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области для целей, не связанных со строительством", и на которое ссылается представитель заявителя, не вступило в законную силу.
С этим выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку из материалов дела видно, что в Новосибирском районе Новосибирской области принято и действует Положение "О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирский район Новосибирской области", утвержденное решением N7 Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 21.06.2012.
В пункте 2 статьи 1 данного Положения указано, что оно определяет порядок предоставления земельных участков, расположенных в границах Новосибирского района, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации Новосибирский район имеет право распоряжаться. Указанное положение предусматривает предоставление земельных участков в постоянное бессрочное пользование, но только для строительства (статья 11), а для целей, не связанных со строительством, оно устанавливает предоставление только в аренду либо в собственность (статья 6), так же как это предусматривает статья 34 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 03.06.2015 удовлетворено заявление администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и признано незаконным постановление N4691-па администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014 "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством" - с момента его издания. На администрацию Новосибирского района Новосибирской области возложена обязанность опубликовать в газете "Приобская правда" текст решения суда по делу в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27.10.2015 решение суда оставлено без изменения.
Таким образом, на момент рассмотрения данного дела в суде апелляционной инстанции указанное решение суда вступило в законную силу.
Судебными инстанциями по указанному делу установлено, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 34 ЗК РФ (действовавшего на момент возникновения спорных отношений и утратившего силу с 1.03.2015г.) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить деление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Из подпункта 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 5 пункта 1 статьи 18 Устава Новосибирского района Новосибирской области также следует, что правом принимать акт, устанавливающий порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обладает представительный орган Новосибирского района Новосибирской области.
Кроме того, из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ следовало, что принятие нормативного правового акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, является компетенцией Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области.
Суды пришли к правильному выводу о том, что полномочным на принятие нормативного правого акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений является Совет депутатов Новосибирского района Новосибирской области.
Тем самым администрацией Новосибирского района Новосибирской области были превышены полномочия по принятию актов, определяющих порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством.
Предыдущий порядок предоставления земельных участков, в том числе не связанных со строительством, был утвержден решением Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области N 7 от 21.06.2012г., специальным органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками была назначена администрация Новосибирского района Новосибирской области.
Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу о том, что применение судом первой инстанции по данному делу к спорным отношениям положений статьи 34 ЗК РФ в редакции до 01.03.2015 незаконно и необоснованно, поскольку указанная норма предусматривала предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, исключительно гражданам, а статьей 30 ЗК РФ в указанной редакции был установлен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства.
При этом суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание доводы заявителя о том, что администрация района не вправе была применять ст. 34 ЗК РФ по аналогии закона.
Исходя из системного толкования статей 19, 36-37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", судебная коллегия полагает обоснованными доводы заявителя в той части, что все схемы расположения земельных участков были утверждены неуполномоченным на то должностным лицом, на что неоднократно указывалось представителем администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. При этом суд первой инстанции ошибочно полагал, что данные доводы опровергаются представленной доверенностью.
Однако, поскольку утверждение схемы расположения земельного участка является частью процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной законом, иными нормативными актами, решая вопрос об утверждении схем земельных участков, администрация Новосибирского района Новосибирской области, реализует властные полномочия, предоставленные вышеуказанными нормативными актами и Уставом Новосибирского района Новосибирской области (пункт 21 части 1 статьи 28). Утверждение администрации Новосибирского района Новосибирской области о возможности передачи данных правомочий главой администрации района иному должностному лицу на основании доверенности, не соответствует нормам права, а также принципам организации местного самоуправления.
В обоснование довода о невозможности использования земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600 по назначению в связи с нахождением их в границах охранных зон электросетевого хозяйства представителями администрации Толмачевского сельсовета представлено заключение кадастрового инженера Батина П.С. (том 1 л.д. 118-121).
Согласно заключению выявлены следующие нарушения градостроительного и земельного законодательства РФ при образовании земельных участков 54:19:030201:1595 54:19:030201:1600:
1. земельные участки 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600, образованные в с.Красноглинное с целью предоставления в порядке статьи 34 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование МБДОУ - детский сад комбинированного вида "Гномик" не соответствуют функциональному зонированию и документам по планировке территории, принятым в составе генерального плана с. Толмачево, с. Красноглинное. Земельные участки 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600 находятся в зоне зеленых насаждений, обусловленной водоохранной зоной и прибрежной полосой р. Власиха, граница земельного участка 54:19:030201:1595 пересекает зону усадебной застройки.
2. площадь земельных участков 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600, образованных с разрешенным использованием "площадки отдыха, беседки, видовые площадки", составляет 7956 кв.м, и 25943 кв.м, соответственно.
Положением о территориальном планировании, а также материалам по обоснованию в составе генерального плана муниципального образования Толмачевский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области планируемые объекты культуры и отдыха на территории с. Красноглинное не предусмотрены.
Земельные участки 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600 (их границы местоположение) не соответствуют требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, именно:
- границы земельного участка приводят к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостатка. Земельные участки 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600 включают в себя части русла и поймы реки Власихи, а также охранную зону ВЛ-10кВ, что не позволит использовать их по назначению и будет угрожать безопасности населения.
- образование земельного участка 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600 привело к невозможности разрешенного использования расположенных на нем объектов недвижимости, а также к частичному невозможному разрешенному использованию земельного участка;
- границы земельных участков пересекают границы элементов планировочной структуры, определенных документами по планировке территории.
Этим обстоятельствам судом первой инстанции не была дана должная правовая оценка.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, принимая во внимание вышеуказанные положения норм права и исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МБДОУ Детский сад "Гномик" в постоянное (бессрочное) пользование с назначением: для размещения площадок отдыха, беседок, видовых площадок, земельных участков с кадастровым номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600, площадью 7956 кв.м и 25943 кв.м. соответственно, расположенных на территории с. Красноглинное Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, а именно, действия по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:19:030201 от 01.12.2014 года; изданию постановлений N 1014-па от 18.02.2015 г. и N 1300-па от 27.02.2015 г. о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600 в постоянное (бессрочное) пользование МБДОУ Детский сад "Гномик", законными признать нельзя, и в данной части требования администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области следует признать обоснованными, поскольку данными действиями нарушаются права муниципального образования на организацию и выполнение планов и программ комплексного развития муниципального образования, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, так как в результате оспариваемых действий администрации муниципального образования - администрация Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не сможет осуществлять в отношении данных земельных участков свои полномочия, существенно уменьшается территория перспективного развития муниципального образования.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции законным и обоснованным признать нельзя, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных администрацией Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области требований частично.
Признание незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МБДОУ Детский сад "Гномик" в постоянное (бессрочное) пользование спорных земельных участков, а именно: утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане, издание постановлений о передаче земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование МБДОУ Детский сад "Гномик" фактически само по себе свидетельствует о незаконности произведенной процедуры предоставления земельных участков и всех сопряженных с этим действий.
В тоже время каких-либо доказательств того, что администрацией Новосибирского района Новосибирской области производилась выдача заключений о возможности использования и предоставления каждого из спорных земельных участков для заявленных целей, подавались документы в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" для осуществления кадастрового учета спорных земельных участков, получались кадастровые паспорта этих земельных участков; подписывались акты о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600 в постоянное (бессрочное) пользование МБДОУ Детский сад "Гномик"; подавались заявления в Управление Росреестра по Новосибирской области на проведение процедур государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МБДОУ Детский сад "Гномик" на эти же земельные участки; подавались заявления в Управление Росреестра по Новосибирской области для проведения процедур государственной регистрации права собственности администрации Новосибирского района Новосибирской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600, в суд первой инстанции представлено не было.
Довод заявителя о том, что он не был извещен о рассмотрении дела в порядке искового производства, не влияет на выводы суда апелляционной инстанции, поскольку стороны в суде первой инстанции не возражали закончить судебное следствие по имеющимся доказательствам, представленные сторонами доказательства оценены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, и несоблюдение данных процессуальных требований судом первой инстанции не влечет оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции исходя из положений статьи 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 29 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МБДОУ Детский сад "Гномик" в постоянное (бессрочное) пользование с назначением: для размещения площадок отдыха, беседок, видовых площадок, земельных участков с кадастровым номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600, площадью 7956 кв.м и 25943 кв.м. соответственно, расположенных на территории с. Красноглинное Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, а именно: утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:19:030201 от 01.12.2014 года; изданию постановлений N 1014-па от 18.02.2015 г. и N 1300-па от 27.02.2015 г. о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:030201:1595 и 54:19:030201:1600 в постоянное (бессрочное) пользование МБДОУ Детский сад "Гномик".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.