Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре Бурч, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИП Главы КФХ Кочнева Олега Леонидовича на решение судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 12 октября 2015 года, которым постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области от 29 июля 2015 года N07-05/06/26 о привлечении ИП главы КФХ Кочнева О.Л. к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, оставлено без изменения, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности Кочнева О.Л.,
установила:
29 июля 2015 года заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области вынесено постановление N07-05/06/26 по делу об административном правонарушении, в соответствии которым ИП Глава КФХ Кочнев О.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Глава КФХ Кочнев О.Л. обратился с жалобой в Искитимский районный суд Новосибирской области в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 12 октября 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Кочнева О.Л. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ИП Глава КФХ Кочнев просит постановление должностного лица и решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указал, что мотивировочная часть решения противоречит резолютивной в части вывода об удовлетворении жалобы заявителя. Бездействия со стороны заявителя допущено не было, поскольку с момента обнаружения свалки он обращался в различные государственные органы, в т.ч. и в Россельхознадзор с целью выявления лица, виновного в захламлении участка, Управлением Россельхознадзора было выявлено лицо, виновное в совершении административного правонарушения, о чем 14 мая 2015 года Кочнев был уведомлен. Согласно приведенным положениям закона, ответственность за захламление участка должен нести не только арендатор, но и сам собственник земельного участка. Полагает, что в рассматриваемом случае ответственность должен нести также и орган местного самоуправления. Земельный участок фактически находится в пользовании гражданина Б. и СК в связи с чем, заявитель лишен возможности им пользоваться. Указывает, что ИП Глава КФХ Кочнев О.Л. является физическим лицом, в связи с чем, примененная к нему санкция в виде штрафа в размере 50000 рублей чрезмерно велика.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях десятидневный срок со дня получения (вручения) копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведения внеплановой проверки в границах земельного участка с кадастровым N с координатами: N с местоположением: "адрес", установлена не санкционированная свалка бытовых отходов.
Исходя из материалов дела, заявитель заключил договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером N, из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования.
Согласно Акту приема-передачи от 23 октября 2014 года к договору на момент подписания договора состояние участка соответствовало требованиям договора.
Разрешая настоящее дело, судья районного суда пришел к выводу о том, что действия (бездействия) ИП Главы КФХ Кочнева О.Л. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья исходил из того, что ИП Главой КФХ Кочневым О.Л. на спорном земельном участке не выполнялись обязательные мероприятия (агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные, агрохимические) по защите земель сельскохозяйственного назначения от захламления и сохранению плодородия почв. Зафиксирована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (строительный мусор, полиэтилен, пластик, порубочные остатки и др.) общей площадью 16324 кв.м.
С таким решением нельзя согласиться по следующим основаниям.
В ходе производства по делу должностным лицом и судьей не были учтены следующие, значимые для соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, обстоятельства.
В рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 1.5, 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В ходе производства по делу об административном правонарушении и в своей жалобе, поданной в Искитимский районный суд Новосибирской области, ИП Кочнев О.Л. указывал, что никаких действий по складированию в несанкционированном месте отходов он не совершал, обнаружил свалку непосредственно после передачи ему земельного участка в аренду, обращался по поводу обнаруженной на арендованном земельном участке свалки в соответствующие органы. Доступа к той части участка на которой расположена свалка, он не имел, соответственно и объективной возможности очистить участок от отходов у него не было.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, заявитель заключил договор аренды земельного участка N ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером N, из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования. Согласно Акту приема-передачи от 23 октября 2014 года к договору на момент подписания договора состояние участка соответствовало требованиям договора.
Однако 22 апреля 2015 года Главой КФХ Кочневым О.Л. в адрес Руководителя Территориального управления Россельхознадзора по Новосибирской области направлено письмо с просьбой о проведении проверки и принятии мер в отношении лиц, нарушающих земельное законодательство и мешающих сельскохозяйственной деятельности. При этом Кочнев О.Л. указывает на захламление участка строительным и иным мусором (л.д.11).
Заявление аналогичного содержания направлено в июне 2015 года в Прокуратуру Искитимского района Новосибирской области и в ОВД г. Искитима Искитимского района Новосибирской области (л.д.15-20).
Кочнев О.Л. также обратился с иском в Арбитражный суд Новосибирской области к ТУ ФАУГИ в Новосибирской области, Сельскохозяйственному Кредитному потребительскому кооперативу "Благодара", ДНТ "Лесная поляна" ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "СИБИРЬ" Федерального дорожного агентства", департаменту лесного хозяйства Новосибирской области, ОАО "КБ Взаимодействие", главе КФХ Здвижковой М.Н., ОАО "Бердский лесхоз" о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в непринятии в установленный срок, решения о предоставлении предпринимателю в аренду земельных участков, в т.ч. и участка площадью 6841490 кв.м с кадастровым номером N, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Анализ, установленных по делу, обстоятельств, свидетельствует об отсутствии в материалах дела бесспорных доказательств передачи земельного участка Кочневу О.Л., а также свидетельствующих о том, что ухудшение качественного состояния арендуемых земель произошло именно по вине Главы КФХ Кочнева О.Л., о наличии у него возможности пользоваться участком и освободить его от отходов. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о недоказанности совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Главой КФХ Кочневым О.Л.
По изложенным выше основаниям, постановление должностного лица и решение судьи в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области N07-05/06/26 от 29 июля 2015 года и решение судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 12 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Главы КФХ Кочнева Олега Леонидовича отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление и решение.
Судья "подпись" Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела N 7-924-2015
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.