Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО "Эйр Астана" на решение судьи Обского городского суда Новосибирской области от 19 октября 2015 года об оставлении постановления специалиста по административному производству Отделения дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области от 12 августа 2015 года о привлечении АО "Эйр Астана" к административной ответственности по части 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначии наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, заслушав должностное лицо, вынесшее постановление С., судья
установила:
постановлением специалиста по административному производству Отделения дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области от 12 августа 2015 года АО "Эйр Астана" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В постановлении указано, что 07 августа 2015 года в 15 часов 50 минут (время местное) сотрудниками контрольно-пропускного пункта "Новосибирск-аэропорт" при оформлении рейса N 217 авиакомпании АО "Эйр Астана", следовавшего по маршруту "Астана - Новосибирск" на линии паспортного контроля была выявлена гражданка "данные изъяты" К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, которая предъявила на пограничный (паспортный) контроль в качестве основания для пересечения Государственной границы Российской Федерации заграничный паспорт гражданки "данные изъяты" серии N, выданный ДД.ММ.ГГГГ, на имя К., в котором отсутствовала действительная Российская виза, то есть прибыла без действительных документов на право пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Не согласившись с указанным, АО "Эйр Астана" обратилось в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с жалобой в Обской городской суд Новосибирской области.
Решением судьи Обского городского суда Новосибирской области от 19 октября 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба АО "Эйр Астана" - без удовлетворения.
В жалобе АО "Эйр Астана", поданной в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена просьба об отмене постановления должностного лица и решения судьи и прекращении производства по делу.
В обоснование доводов жалобы указано, что общество не оспаривает правильность установленных обстоятельств, а именно, что 7 августа 2015 года пассажир рейса КС 217 "Астана-Новосибирск" гражданка "данные изъяты" К. прибыла без российской визы. Вместе с тем, нарушение обязанности статьи 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективной стороной данного правонарушения является не только непринятие мер перевозчиком, но и наступление последствий в виде незаконного пересечения лицом государственной границы или попытка ее незаконного пересечения.
Пассажир, имеющий билет, проходит на борт законно по документу, удостоверяющему личность. Физические лица - пассажиры международных воздушных рейсов пересекают границу Российской Федерации в пунктах пропуска в аэропортах. Воздушные суда, выполняющие международные полеты, не перевозят лиц через границу, а доставляют их к пунктам пропуска. Допуск пассажира на борт без визы не тождественен незаконному перевозу пассажира через государственную границу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1 статья 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон о порядке выезда/въезда в Российскую Федерацию) выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации.
В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.
Согласно статье 3 Закона о порядке выезда/въезда в Российскую Федерацию порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется вышеуказанным Федеральным законом и Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".
В силу статьи 6 Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации обязаны предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Вышеуказанное положение закона предусматривает обязанность транспортной компании (перевозчика пассажиров) контролировать наличие виз или иных разрешений на въезд в иностранное государство у граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства. Данный контроль осуществляется при продаже транспортной организацией проездных документов, а также при посадке пассажиров в транспортное средство, следующее за пределы Российской Федерации, либо в Российскую Федарацию. При этом установленная обязанность должна быть исполнена как российскими, так и иностранными транспортными организациями, действующими на территории Российской Федерации.
Данная статья Федерального закона установила, что контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором РФ. На практике он заключается в том, что перевозчик пассажиров или уполномоченный им орган: 1) не должен продавать проездной документ в иностранное государство при отсутствии действительной визы этого государства (и в необходимом случае - транзитной визы); 2) не имеет права осуществлять посадку пассажира в транспортное средство, следующее в иностранное государство, при отсутствии действительной визы этого государства (и в необходимом случае - транзитной визы).
Посадка в транспортное средство, следующее в иностранное государство, пассажира, не имеющего действующей визы этого государства (в необходимом случае - и транзитной визы), при отсутствии злоупотребления перевозчика практически невозможна, поскольку при отсутствии действительной визы этого государства (и в необходимом случае - транзитной визы) пассажир предъявляет паспорт с визой, по меньшей мере, дважды: при регистрации перевозчиком, при прохождении таможенного контроля, при прохождении пограничного контроля.
В соответствии с пунктом 3.33 главы 3 приложения N 9 к Конвенции по международной гражданской авиации (далее - Конвенция) эксплуатанты воздушных судов в пункте посадки на борт воздушного судна принимают необходимые меры, чтобы убедится в том, что пассажиры имеют действительные проездные документы, предписанные государствами транзита и назначения.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона N114-ФЗ от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина, имеющего неправильно оформленные документы, либо не имеющего установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом правонарушения по части 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются отношения, регламентирующие порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
Объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате которых не принимаются меры по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшие незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями.
Обществу вменяется непринятие входящих в его обязанности мер по предотвращению незаконного въезда (попытки незаконного пересечения границы) в Российскую Федерацию гражданки "данные изъяты" К., у которой отсутствовала действительная Российская виза.
Факт попытки иностранной гражданкой пересечь государственную границу Российской Федерации в отсутствие действующей визы Российской Федерации подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Указанная попытка пересечения границы явилась результатом непринятия обществом надлежащих мер по проверке её документов,
Суд соглашается с выводом судьи районного суда о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения.
Субъектом правонарушения выступает организация, осуществляющая международную перевозку, и на которую возложена обязанность принять меры по предотвращению незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации.
Заявитель является профессиональным участником рынка международных пассажирских перевозок, деятельность по перевозке пассажиров является его основной уставной деятельностью, в связи с чем, в силу норм действующего российского и международного законодательства в сфере международных перевозок, оно должно принимать меры по контролю пересечения государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что организация, имея возможность осуществить надлежащую проверку документов иностранного гражданина до осуществления перевозки, соответствующих мер не предприняла, что повлекло попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации (в отсутствие действующей визы РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, суду не представлено.
Таким образом, в деянии общества усматриваются событие и состав вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с выводом судьи районного суда о наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы общества, считает ее основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение Обского городского суда Новосибирской области от 19 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу АО "Эйр Астана" - без удовлетворения.
Судья "подпись" Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела N 7-962-2015
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.