Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Ялбаковой Э.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Красиковой О.Е.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная" Деревицкой И.С. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 сентября 2015 года, которым
удовлетворено исковое заявление Государственной жилищной инспекции Республики Алтай к ООО "Управляющая компания Центральная" об обязании исполнить предписание.
Возложена обязанность на ООО "Управляющая компания Центральная" исполнить предписание N 14 от 20 февраля 2015 года в части проведения корректировки платы за коммунальную услугу в виде отопления собственникам помещений по адресу: "адрес", в соответствии с пунктом 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354 (пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N307).
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция Республики Алтай обратилась в суд с иском к ООО "Управляющая компания Центральная" об обязании исполнить предписание N14 от 20 февраля 2015 года в части проведения корректировки платы за коммунальную услугу в виде отопления собственникам помещений по адресу: "адрес" Требования мотивированы тем, что 20 февраля 2015 года Государственной жилищной инспекцией Республики Алтай проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "Центральная" по результатам которой вынесено предписание N14 от 20 февраля 2015 года. ООО "Управляющая компания Центральная" не выполнило в установленный срок (до 16 марта 2015 года) законное предписание Государственной жилищной инспекции Республики Алтай об устранении нарушений законодательства, а именно не была проведена корректировка платы за отопление собственникам помещений, расположенных по вышеуказанному адресу. В результате неисполнения предписания ООО "Управляющая компания Центральная" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. 10 июля 2015 года при проведении повторной документарной проверки установлено, что предписание ООО "Управляющая компания Центральная" не выполнено. В многоквартирном доме по адресу: "адрес" установлен общедомовой прибор учета по отоплению. При выходе общедомового прибора учета из строя или передачи на поверку, расчет за коммунальную услугу в виде отопления должен производится согласно п. 59 (1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Применение ООО УК "Центральная" пункта 115 Правил коммерческого учета тепловой энергии, носителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N1034, при расчете платы за коммунальную услугу - отопление, при выходе общедомового прибора учета из строя или направления общедомового прибора учета на поверку, является неправомерным.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований просит представитель ООО "УК "Центральная" Деревицкая И.С., в апелляционной жалобе указывает, что государственная жилищная инспекция не вправе обращаться в суд в защиту прав определенного круга лиц, поскольку иск направлен в защиту прав жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" государственная жилищная инспекция не представила в суд доказательства, подтверждающие ее право обращения в суд с требованием о понуждении совершить определенные требования, при разрешении спора не могут применяться положения п. 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354, в связи с чем суд принял неверное решение, нормативные значения рассчитаны для применения к многоквартирным домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета тепловой энергии, вышеуказанный многоквартирный дом не был оборудован общедомовыми приборами учета только во время проведения проверки, в предписании государственной жилищной инспекции не указано на необходимость проведения расчета в соответствии с п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N307. Считает, что суд в нарушение ч. 3 ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы заявленных требований, неверно применил нормы материального права, а именно применил Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N307.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ООО "УК "Центральная" Деревицкую И.С., настаивавшую на удовлетворении жалобы, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения по доводам жалобы по следующим основаниям.
На основании п. 3 ст. 30 ЖК РФ каждый собственник обязан самостоятельно нести бремя содержания жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. При этом положениями ч. 4 указанной статьи установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем вторым п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно ст. 20. ЖК РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный жилищный контроль, под которым понимается деятельность направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В суде установлено, что ООО "Управляющая компания Центральная" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" и производит начисление платы за коммунальные услуги, в том числе платы за отопление на основании общедомового прибора учета тепловой энергии, при начислении платы за которую применял п. 115 Правил коммерческого учета тепловой энергии, носителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N1034, которые устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, применяемые к хозяйствующим субъектам. Данные Правила не подлежат применению к отношениям с потребителями.
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Республики Алтай в отношении генерального директора ООО "Управляющая компания Центральная" вынесено предписание N14 от 20 февраля 2015 года о проведении корректировки платы за коммунальную услугу в виде отопления собственникам помещений по адресу: "адрес", в срок до 16 марта 2015 года.
В связи с тем, что предписание в установленный срок исполнено не было, постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N3 г. Горно-Алтайска мирового судьи судебного участка N2 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 02 июня 2015 года ООО "Управляющая компания Центральная" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
10 июля 2015 года главным государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Республики Алтай ФИО1 проведена повторная документарная проверка исполнения предписания N14 от 20 февраля 2015 года, в ходе которой установлено, что предписание ООО "Управляющая компания Центральная" не исполнено, что подтверждается актом проверки от 10 июля 2015 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Так, судебная коллегия считает несостоятельными доводы жалобы об отсутствии у Государственной жилищной инспекции права на обращение в суд с настоящим иском, поскольку заявленные требования направлены не на защиту прав иных лиц, а имеют целью понудить ООО "УК "Центральная" исполнить предписание государственного органа.
Также не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о неприменении положений п. 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг, поскольку они основаны на неверном понимании положений, закрепленных в данном пункте, в котором особо оговорен метод определения платы за отопление.
Не могут повлечь отмену судебного решения доводы жалобы о выходе суда за пределы заявленных требований, потому как в судебном заседании было уточнено, что к спорным правоотношениям могут применяться и положения п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N307.
Доводы жалобы о правомерности применения ООО "УК "Центральная" Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N1034 не могут быть признаны обоснованными, поскольку указанные Правила применяются в отношениях между хозяйствующими субъектами, в то время как предметом исковых требований было приведение в соответствие платы за коммунальные услуги, оплачиваемые собственниками помещений - физическими лицами.
Таким образом, в ходе разбирательства дела, судом были установлены все правовые и фактические основания для принятия решения, выводы суда первой инстанции являются правильными и обоснованными, а доводы жалобы не влекущими отмену решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 сентября 2015 года без изменения, апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная" Деревицкой И.С. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Э.В. Ялбакова
Судьи
Е.А. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.