Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Ялбаковой Э.В.,
судей - Имансакиповой А.О., Красиковой О.Е.,
при секретаре - Романовой В.Н.,
с участием прокурора - Юркиной Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя публичного акционерного общества "Сбербанк России" Ибрагимовой Т.П. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02 октября 2015 года, которым
удовлетворены в части исковые требования Штоппель О.А. к ОАО "Сбербанк России".
Признан незаконным приказ ОАО "Сбербанк Росси" N 537-к от 27 июля 2015 года о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении).
Восстановлена Штоппель О.А. в должности специалиста по обслуживанию частных лиц 4 разряда Дополнительного офиса, специализированного по обслуживанию физических лиц N8558/035 Горно-Алтайского отделения N8558.
Взысканы с ОАО "Сбербанк России" в пользу Штоппель О.А. заработок за время вынужденного прогула за период с 29 июля 2015 года по 02 октября 2015 года включительно в сумме "данные изъяты" рублей 52 копейки, компенсация морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, судебные расходы в сумме "данные изъяты" рублей.
Обращено к немедленному исполнению решение суда в части восстановления на работе и взыскания заработка за время вынужденного прогула.
Взыскана с ОАО "Сбербанк России" в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме "данные изъяты" рублей 12 копеек.
Отказано в удовлетворении исковых требований Штоппель О.А. к ОАО "Сбербанк России" об отмене приказа, взыскании компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Штоппель О.А., в лице представителя по доверенности Деминой М.Ф., обратилась в суд с исковыми требованиям к ОАО "Сбербанк России" в лице Горно-Алтайского отделения N8558 о признании незаконным и отмене приказа от 27 июля 2015 года, восстановлении в ранее занимаемой должности специалиста по обслуживанию частных лиц 4 разряда дополнительного офиса, специализированного по обслуживанию физических лиц Горно-Алтайского отделения N8558 ОАО "Сбербанк России" с 29 июля 2015 года, взыскании заработка за время вынужденного прогула в сумме "данные изъяты" рубль 73 копейки, морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, судебных расходов. Требования мотивированы тем, что с 22 апреля 2015 года Штоппель О.А. работала в должности специалиста по обслуживанию частных лиц 4 разряда дополнительного офиса, специализированного по обслуживанию физических лиц N8558/035 Горно-Алтайского отделения N8558 ОАО "Сбербанк России". Приказом от 27 июля 2015 года N537-к она уволена за совершение виновных действий работником непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В основании увольнения приложены акт проверки ВСП N8558/035 Горно- Алтайского отделения ОАО "Сбербанк Росси" от 27 июля 2015 года, должностная инструкция Штоппель О.А., договор о полной материальной ответственности Штоппель О.А., объяснительная Штоппель О.А. от 06 июля 2015 года. Приказ об увольнении истец считает незаконным поскольку в приказе не изложены основания увольнения в связи с утратой доверия. Штоппель О.А. не была ознакомлена с распоряжением о возложении на нее обязанностей по сохранности банковских ценностей в хранилище ВСП, следовательно она не является должностным лицом осуществляющим указанные полномочия. Штоппель О.А. не вменяется совершение недостачи, следовательно, у работодателя отсутствуют основания для утраты доверия как к лицу, на которое возложена полная материальная ответственность. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что Штоппель О.А. вверялись материальные ценности и она допустила их недостачу. Объяснительная от 06 июля 2015 года Штоппель О.А. не свидетельствует о том, что она несет ответственность за присвоение денежных средств, совершенных в период с 26 января 2015 года по 06 февраля 2015 года. Штоппель О.А. неизвестно за какой дисциплинарный проступок она уволена.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об оставлении без удовлетворения требований Штоппель О.А. просит представитель ПАО "Сбербанк России" Ибрагимова Т.П., в апелляционной жалобе считает, что решение суда принято при неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, увольнение является законным. Указывает, что Штоппель О.А. фактически исполняла функции администратора смены в связи с чем не имело значение неознакомление ее с распоряжением Горно-Алтайского отделения N8558 от 26 июня 2015 года N157-р, не соответствует материалам дела довод суда об отсутствии оснований для увольнения истца за утрату доверия, поскольку 06 июля 2015 года при передаче банковских ценностей под контролем контролирующего лица Штоппель О.А. была обнаружена недостача денежной наличности в сумме "данные изъяты" рублей, не имеет правового обоснования вывод суда о том, что в приказе об увольнении не указан дисциплинарный проступок, повлекший утрату доверия со стороны работодателя и отсутствуют объяснения по обстоятельствам дисциплинарного проступка, указанного в акте проверки финансово-хозяйственной деятельности внутреннего структурного подразделения N8558/35.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей ПАО "Сбербанк России" Баркову В.Л., Ибрагимову Т.П., Морозову Ю.В., настаивавших на удовлетворении жалобы, представителя Штоппель О.А. Демину М.Ф., возражавшую против удовлетворения жалобы, прокурора Юркину Ю.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным,, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Суд, рассматривая дело, верно руководствуясь п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 4 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" и правильно пришел к выводу о незаконности увольнения Штоппель О.А.
Так, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
Из материалов дела следует, что Штоппель О.А. с 22 апреля 2015 года принята на работу специалистом по обслуживанию частных лиц 4 разряда дополнительного офиса специализированного по обслуживанию физических лиц N8558/035 Горно-Алтайского отделения N8558 ОАО "Сбербанк России" о чем составлен трудовой договор N. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от "дата" N, с 30 июня 2015 года указанный договор считается заключенным на неопределенный срок.
Распоряжением заместителя управляющего Горно-Алтайского отделения N8558 ОАО "Сбербанк России" ФИО1 от 26 июня 2015 года N157-р на Штоппель О.А. с 01 июля 2015 года возложены функции должностного лица, ответственного за обеспечение сохранности банковских ценностей в хранилище ценностей ВСП N8558/35. Сведений об ознакомлении Штоппель О.А. с указанным распоряжением не имеется.
06 июля 2015 года при полистном пересчете банкнот во время приема-передачи денежных средств, от заведующей кассой ФИО4 заведующей кассой ФИО2 под контролем администратора смены Штоппель О.А., в сборной пачке, упакованной ФИО3, была обнаружена недостача денежных средств в сумме "данные изъяты" рублей.
Приказом от 27 июля 2015 года N537-к Штоппель О.А. уволена с 28 июля 2015 года на основании п. 7 ч.1 ст. 81 ТК РФ, за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Основанием увольнения указан акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ВСП N8558/035 Горно-Алтайского отделения ОАО "Сбербанк России" от 27 июля 2015 года, должностная инструкция Штоппель О.А., договор о материальной ответственности Штоппель О.А., объяснительная Штоппель О.А. от 06 июля 2015 года.
Из материалов дела следует, что фактическим основанием для увольнения Штоппель О.А. явилось нарушение требований п. 4 схемы 1.1 "Открытие хранилища ВСП" "Технологический схемы совершения кассовых операций в ВСП филиалов ОАО "Сбербанк России" N2724 от 28 декабря 2012 года, а также п.п. 1.4, 4.8-4.11 должностной инструкции специалиста по обслуживанию частных лиц.
Согласно п. 4 схемы 1.1 "Открытие хранилища ВСП" "Технологический схемы совершения кассовых операций в ВСП филиалов ОАО "Сбербанк России" должностные лица должны проводить сверку фактического наличия банковских ценностей, находящихся в хранилище. Заведующий кассой под наблюдением контролирующего должностного лица принимает банковские ценности по надписям на накладках к пачкам с проверкой количества корешков в них, а также по надписям на ярлыках к мешкам с банковскими ценностями. Называет полученные суммы с предъявлением упаковок с банковским ценностями контролирующему должностному лицу. При обнаружении банковских ценностей в нарушенной упаковке, в упаковке с нечетким/отсутствующим оттиском клише/пломбира, банковские ценности пересчитываются полистно (поштучно).
В соответствии с п. 1.4 должностной инструкции, специалист по обслуживанию частных лиц руководствуется Законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями исполнительных органов, действующих на территории Российской Федерации, и относящимися к деятельности подразделения; приказами, инструкциями и иными нормативными актами Банка России, относящимися к деятельности подразделения; нормативными документами Банка, обязательными к исполнению всеми сотрудниками; положением о ВСП; нормативными и распорядительными документами по отделению/территориальному банку; настоящей инструкцией и распоряжениями руководства.
Согласно п.п. 4.8-4.11 указанной инструкции, специалист по обслуживанию частных лиц несет ответственность за соблюдение требований нормативных и распорядительных документов Банка и законодательства РФ в части осуществляемых операций (п. 4.8), за соблюдение правил кассовой работы, правил работы с денежной наличностью, и другими банковскими ценностями, лимитов денежной наличности (п. 4.9); за сохранность вверенной ему денежной наличности и иных банковских ценностей в соответствии с договором о полной материальной ответственности (п. 4.10); за обеспечение сохранности и безопасности материальных ценностей, документов, информации, помещения и оборудования, закрепленного за ВСП (п. 4.11).
Таким образом, Штоппель О.А. была привлечена к дисциплинарной ответственности за несоблюдение положений нормативных актов и должностной инструкции, в то время как в требовании о предоставлении письменного объяснения по факту совершения дисциплинарного проступка указано, что Штоппель О.А. следует дать объяснения по факту обнаружения недостачи денежной наличности в пачке кассира ФИО3 06 июля 2015 года на сумму "данные изъяты" рублей. Из объяснительных Штоппель О.А. от 06 июля 2015 года следует, что 06 июля 2015 года, при полистном пересчете банкнот в сборной пачке, упакованной ФИО3, была обнаружена недостача денежных средств в указанной сумме.
Согласно материалам дела, Штоппель О.А. исполняла обязанности администратора смены по устному распоряжению руководителя внутреннего структурного подразделения в период с 01 по 07 июля 2015 года. 01 июля 2015 года заведующая кассой ФИО3 передавал ценности, а ФИО4 принимала, при этом ФИО4 была администратором смены, которая передавала, а Штоппель О.А. был администратором смены, которая принимала денежные средства.
В судебном заседании представителем ОАО "Сбербанк России" Ибрагимова Т.П. указывалось, что пересчет денежных ценностей осуществляет принимающая сторона.
Как следует из Акта проверки финансово-хозяйственной деятельности ВСП N8558/0035 по факту недостачи денежных средств в сумме "данные изъяты" рублей в ВСП N8558/035 Горно-Алтайского отделения N8558 ОАО "Сбербанк России" от 27 июля 2015 года N01/1372, присвоение средств, фиктивно отраженных как вложение в ТСД, произошло в период с октября 2014 года по февраль 2015 года. Установление точной даты присвоения денежных средств не представилось возможным.
При таких обстоятельствах, учитывая длительное, более 4 месяцев, сокрытие факта недостачи денежных средств, в том числе при исполнении ФИО4 обязанностей администратора смены, а также обязанностей заведующей кассы, обязанной пересчитывать принимаемые денежные средства, не имеется оснований для вменения в вину Штоппель О.А. совершение виновных действий, которые дают основание для утраты доверия к ней со стороны работодателя. Данный вывод подтверждается действиями ФИО2 по приему под контролем Штоппель О.А. хранящихся в хранилище денежных средств от ФИО4, в ходе которого был установлен факт недостачи вышеуказанной суммы.
Доводы жалобы о том, что Штоппель О.А. фактически исполняла функции администратора смены в связи с чем не имело значение неознакомление ее с распоряжением Горно-Алтайского отделения N8558 от 26 июня 2015 года N157-р были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Доводы жалобы о несоответствии вывода суда об отсутствии оснований для увольнения Штоппель О.А. за утрату доверия, материалам дела в связи с тем, что 06 июля 2015 года при передаче банковских ценностей под контролем контролирующего лица Штоппель О.А. была обнаружена недостача денежной наличности в сумме "данные изъяты" рублей, не могут быть приняты во внимание в силу следующего. В соответствии с п. 8.1 трудового договора N от "дата" поручение работнику выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же должности за дополнительную плату возможно с письменного согласия. В материалах дела такого согласия не имеется, в связи с чем нельзя считать возложенными на Штоппель О.А. обязанности должностного лица, ответственного за сохранение банковских ценностей в хранилище ценностей ВСП N8558/035 на основании распоряжения от 26 июня 2015 года N157-р.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном выводе суда об отсутствии в приказе описания дисциплинарного проступка являются необоснованными, потому как они направлены на иную оценку представленных доказательств. В то время как судом дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя публичного акционерного общества "Сбербанк России" Ибрагимовой Т.П. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Э.В. Ялбакова
Судьи
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.