Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Солоповой И.В.
судей - Шинжиной С.А., Антуха Б.Е.
при секретаре - Абашкиной А.Ф.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Варнавской Е.А. и ее представителя Деминой М.Ф., апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Майминском районе В.М. Ухналь на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 28 июля 2015 года, которым постановлено
Исковые требования Варнавской Е.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда в Майминском районе удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда в Майминском районе Республике Алтай о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью Варнавской Е.А., изложенный в Протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от "дата" N, в части невключения периода работы в совхозе "Айский" с "дата" по "дата" в должности медсестры профилактория.
Включить в стаж Варнавской Е.А., дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной деятельностью период с "дата" по "дата" работу в должности медсестры профилактория совхоза "Айский".
Исковые требования о включении в стаж работы Варнавской Е.А. периода работы в должности медсестры профилактория совхоза "Айский" с "дата" по "дата", работы с "дата" по "дата" в должности медсестры физиокабинета ГУ РА "Комплексный центр социального обслуживания населения", возложении обязанности на Государственное Учреждение-Управление Пенсионного Фонда в Майминском районе Республики Алтай восстановить нарушенное право и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью со дня обращения "дата" оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Варнавская Е.А. и ее представитель Демина М.Ф. обратились в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного Фонда в Майминском районе о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию досрочно, мотивируя исковые требования следующим. "дата" истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной деятельности, однако получен отказ, поскольку период работы истца в качестве работы медсестры профилактория совхоза "Айский" ( "дата" по "дата") не может быть включен в стаж работы, так как Приказом Министерства здравоохранения от "дата" N наименование учреждения - профилакторий совхоза не предусмотрено, также в стаж работы не засчитан период работы в должности медсестры физиокабинета ГУ РА "Комплексный центр социального обслуживания населения" (с "дата" по "дата"). Отказ ответчика о назначении пенсии незаконен, поскольку в соответствии с ранее действовавшим законодательством лица, занимающиеся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, имели право на пенсию за выслугу лет независимо от достижения общего пенсионного возраста и каких-либо ограничений. Назначение пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности. Из трудовой книжки истца, следует, ее стаж на день обращения с заявлением в Пенсионный Фонд в льготном исчислении составляет "данные изъяты" за периоды работы "дата" - "дата" медсестра санатория- профилактория "Катунские Зори", "дата"- "дата" медсестра физиокабинета медпрофилактория совхоза "Айский", "дата" по "дата" медсестра физиокабинета городской поликлиники, "дата" год - "дата" медсестра физиокабинета муниципального учреждения городской поликлиники, "дата" по "дата" - медсестра физиокабинета ГУ РА "Комплексный центр социального обслуживания населения", "дата" год по "дата" медсестра физиоотделения МУЗ "Горно-Алтайская поликлиника. Поскольку по расчету стаж Варнавской Е.А. позволяет назначить трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, в защиту нарушенного права и установления пенсионного права сторона истца обратилась в суд.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласились Варнавская Е.А. и ее представитель Демина М.Ф., в апелляционной жалобе просят отменить его и вынести новое решение, которым признать незаконным отказ ГУ - Управление пенсионного фонда в Майминском районе Республики Алтай о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью Варнавской Е.А., изложенной в Протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от "дата" N; включить в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной деятельностью периоды: с "дата" по "дата" год медсестрой физикабинета медпрофилактория совхоза "Айский", с "дата" по "дата" работы медсестрой физиокабинета ГУ РА "Комплексный центр социального обслуживания населения"; обязать ГУ - Управление пенсионного фонда в Майминском районе Республики Алтай в полном объеме восстановить нарушенное право Варнавской Е.А. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью со дня обращения "дата". В обоснование жалобы указано, что резолютивная часть решения, оглашенного "дата", отличается от резолютивной части мотивированного решения от "дата". Условия, указанные в п. 2 постановления Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовали до 1 ноября 1999 года, поэтому стаж работы в сельской местности до "дата" может быть исчислен в льготном порядке. Вывод суда о невозможности включения в страховой стаж для исчисления льготной пенсии периода отпуска по уходу за ребенком ошибочен, довод стороны ответчика о том, что истцу в период с "дата" по "дата" был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, не имеет правового значения, поскольку п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности. Неправомерен отказ во включении в стаж периода работы с "дата" по "дата" в должности медсестры физиокабинета ГУ РА "Комплексный центр социального обслуживания населения".
В дополнении к апелляционной жалобе представитель Варнавской Е.А. Демина М.В. указывает, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен в период с "дата" год по "дата" год. Прения по делу не проводились, письменные прения переданы судье по выходу из зала судебного заседания, таким образом, стороны были лишены права на участие в прениях.
В апелляционной жалобе начальник Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Майминском районе В.М. Ухналь просит отменить оспариваемое решение в части удовлетворения исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суд не принял во внимание акт документальной проверки факта работы истца в совхозе "Айский" от "дата" N, согласно которому с "дата" местом работы истца являлся автопарк совхоза "Айский", однако в деле отсутствуют доказательства, что медицинский кабинет профилактория и автопарка в совхозе действовали по типу медицинского кабинета или пункта как амбулаторно-поликлиническое учреждение. Ни действовавшим ранее, ни действующим в настоящее время постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшими медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в совхозах. В решении суда в абзаце 5 на странице 5 допущена ошибка, неверно указано 1 год за 1 год и 3 месяца. Правовых оснований для учета показаний свидетелей у суда не имелось, т.к. вся документация в совхозе "Айский" имеется в наличии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав Варнавскую Е.А. и ее представителя Демину М.Ф., представителя УПФР в Майминском районе Белоусову С.А., поддержавших доводы своих жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 ст. 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что истец обратилась в суд за включением в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующих спорных периодов - на основании приказа от N от "дата" Варнавскую Е.А. считать приступившей к работе с "дата" в должности медсестры профилактория, на основании приказа N от "дата" Варнавскую Е.А. медсестру профилактория, перевести медсестрой в автопарк с совмещением должности кладовщика запчастей с "дата", на основании приказа от "дата" N предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с "дата" по "дата", приказом от "дата" N предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до трехлетнего возраста с "дата" по "дата" В соответствии с приказом от "дата" N Варнавская Е.А. уволена по собственному желанию.
Кроме того, с "дата" по "дата" работала в должности медсестры физиокабинета ГУ РА "Комплексный центр социального обслуживания населения".
За указанный период работы истца списки и правила исчисления периодов работы медицинских работников изменялись. Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 действовало с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года; Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 действовало с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года; после чего и по настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
03.03.2015 года Варнавская Е.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Майминском районе с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.
Решением от "дата" N в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По подсчетам ответчика, размер данного стажа Варнавской Е.А. с учетом ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года - 21 лет 1 месяц 4 дня.
Не включение в специальный стаж истца вышеуказанных спорных периодов в льготном исчислении послужило поводом для ее обращения в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения действующего в периоды работы Варнавской Е.А. законодательства, пришел к выводу о необходимости включения спорного периода с "дата" по "дата" в специальный стаж истца в льготном исчислении.
Постановленное решение обжалуется ответчиком в части удовлетворенных судом требований, а истцом, в части требований, в удовлетворении которых судом первой инстанции отказано, в связи с чем оспариваемое решение подлежит проверке судом апелляционной инстанции в полном объеме.
Между тем оснований не согласиться с выводами суда в части, в которой истцу было отказано, коллегия не усматривает.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
В данный перечень учреждений здравоохранения ГУ "Комплексные центры социального обслуживания населения" не включены.
Вместе с тем, в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" комплексные центры социального обслуживания и центры социального обслуживания относятся к учреждениям социального обслуживания.
Наличие у ГУ РА "Комплексный центр социального обслуживания населения" отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истицы в должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, не дает оснований считать, что указанные учреждения относятся к учреждениям здравоохранения, поскольку они осуществляют лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной (уставной) деятельностью.
В то же время, работа в соответствующих должностях, в том числе медицинской сестры, в учреждениях социального обслуживания может быть включена в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, но лишь в том случае, когда они включены в перечень учреждений социального обслуживания, предусмотренный пунктом 31 Списка. Центры и комплексные центры социального обслуживания населения в данном пункте Списка 2002 года не поименованы, а в Список 1999 года учреждения социального обслуживания вообще включены не были.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что период работы истицы в должности медицинской сестры в ГУ РА "Комплексный центр социального обслуживания населения" не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обоснованный.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении иска в части требований о включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данные периоды имели место после "дата", то есть после вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого данные периоды перестали включаться в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости. (п. 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Кроме того, истец в судебном заседании просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с "дата" по "дата" годы в должности медицинской сестры профилактория совхоза "Айский", судом первой инстанции требования в вышеназванной части удовлетворены в части, включен период с "дата" по "дата" годы.
Между тем, решение суда в данной части подлежит изменению, суд апелляционной инстанции полагает подлежащим включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, период с "дата" по "дата" годы, период работы в должности медсестры профилактория совхоза "Айский", до перевода на должность "дата" медсестры автопарка с совмещением должности кладовщика запчастей, на основании приказа от "дата" N, поскольку должность медицинской сестры поименована Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но, вместе с тем, наименование организации, в которой в спорный период работала истец, - совхоз, не предусмотрен названным Списком.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим постановлением. Указанным Списком предусмотрена работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения. При определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Так, судом первой инстанции установлено, что Варнавская Е.А. фактически работала в спорный период времени с "дата" по "дата" в должности медсестры профилактория совхоза "Айский", на протяжении указанного периода времени истица осуществляла работу, связанную с охраной здоровья населения, оказывала первую медицинскую помощь, вела прием больных, проводила профилактические осмотры, лечебные и физио-процедуры по назначениям.
Из Положения о медицинском профилактории, утвержденного приказом Минздрава СССР от 01 июня 1984 года N 621, действовавшего в спорный период до издания Приказа Минздрава РФ от 23 декабря 2002 года N 398, следует, что медицинский профилакторий - это специально оборудованное и оснащенное помещение, представляемое колхозами и совхозами в целях максимального приближения физиотерапевтической медицинской помощи дояркам, животноводам и механизаторам сельского хозяйства (п. 1).
Согласно п. 2 вышеуказанного Положения Медицинская сестра медицинского профилактория проводит: отпуск всех видов физиотерапевтических процедур по показаниям дояркам, животноводам, механизаторам сельского хозяйства и наблюдение за эффективностью лечения; регулярный опрос доярок, животноводов и механизаторов с целью выявления ранних признаков заболеваний, обусловленных спецификой труда (нейромиофасцикулиты, шумовая вибрационная патология и др.) и лечение их физиотерапевтическими методами по назначению врача; оказание первой медицинской помощи при травмах и внезапно возникших заболеваниях; направление лиц, нуждающихся в медицинской помощи, в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение; обучение работников животноводства по программе санитарного минимума.
Таким образом, согласно данным правовым актам, вопреки доводам жалобы представителя ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Майминском районе, суд пришел к обоснованному выводу о том, что работа истца в профилактории дает право на пенсию за выслугу лет.
Ссылка ответчика в жалобе на то, что наименование учреждения "профилакторий" не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не может быть принята судебной коллегией, поскольку к числу медицинских учреждений профилакторий отнесен специальным нормативным актом - Положением о медицинском профилактории, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения от 01.06.1984 года N 621, где фактически и работала истец.
В связи с изложенным, не принимаются судебной коллегией и доводы жалобы о том, что "профилактории" не относятся к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 28 июля 2015 года изменить в части удовлетворения требований Варнавской Е.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда в Майминском районе, признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда в Майминском районе Республике Алтай о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью Варнавской Е.А., изложенный в Протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от "дата" N в части невключения периода работы в совхозе "Айский" с "дата" по "дата" в должности медсестры профилактория, включить в стаж Варнавской Е.А., дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной деятельностью период работы с "дата" по "дата" в должности медсестры профилактория совхоза "Айский", в остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи С.А. Шинжина
Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.