Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Л.И.Сибгатуллиной, Мочаловой Ю.Р.,
при секретаре судебного заседания Балымовой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе федерального государственного унитарного предприятия учебно-опытного хозяйства государственного образовательного учреждения Казанской государственной сельскохозяйственной академии на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 ноября 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления федерального государственного унитарного предприятия учебно-опытного хозяйства государственного образовательного учреждения Казанской государственной сельскохозяйственной академии к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером ... :5, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 927 от 25 ноября 2013 года, указав ее равной стоимости, определенной в соответствии с пунктом 2.4.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Першикова К.В., высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
федеральное государственное унитарное предприятие учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения Казанской государственной сельскохозяйственной академии обратилось в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение учебного хозяйства), общей площадью 13 622 квадратных метра, с кадастровым номером ... :5, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Приволжский район, Оренбургский тракт. Заявленные требования мотивированы следующим.
Указанный земельный участок предоставлен административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования для производственных целей, то есть для сельскохозяйственного использования.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 927 от 25 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани" и составляет 6 922 29171 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость определена без соблюдения требований пункта 2.4.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания), федеральное государственное унитарное предприятие учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения Казанской государственной сельскохозяйственной академии просило пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N927 от 25 ноября 2013 года, и указать ее равной стоимости, определенной в соответствии с пунктом 2.4.3 Методических указаний.
В судебном заседании представители административного истца Хуснутдинов Р.Г. и Исмагилова А.Р. заявленные требования поддержали.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Р.Ш.Хасаншин, представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Хурина А.В. и представитель открытого акционерного общества "Республиканский кадастровый центр "Земля" Мурадымова А.М. с заявленными требованиями не согласились.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения Казанской государственной сельскохозяйственной академии ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Оно считает, что решение постановлено при неправильном применении норм материального права. Указывается, что действующими Методическими указаниями установлен единый подход к определению кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, на основе кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения муниципального района, тогда как суд исходил из Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508 Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости" (ФСО N4). По мнению заявителя апелляционной жалобы, кадастровая стоимость земельного участка не могла быть определена по отчету от 11 октября 2013 года N 1 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенного пункта г.Казани", поскольку он основан на неправильном порядке проведения оценки и определяет не кадастровую, а рыночную стоимость земельного участка.
Федеральное государственное унитарное предприятие учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения Казанской государственной сельскохозяйственной академии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и исполнительный комитет муниципального образования города Казани о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены, своих представителей в суд не направили.
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из материалов дела видно, что распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 апреля 2013 года N 744-р принято решение о проведении в 2013 году государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани.
После подготовки документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель, формирования перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани проводились открытым акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля" на основании государственного контракта от 8 июля 2013 года, заключенного с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В рамках выполнения оценочных работ открытым акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля" заключен договор от 24 июля 2013 года N 127-2013, в соответствии с которым обществом с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" выполнены работы по расчету рыночной стоимости указанных земельных участков и составлен отчет N 127-2013-04 "Об определении рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного использования и расположенных в г. Казани".
По результатам выполненных работ по государственной кадастровой оценке земельных участков открытым акционерным обществом Республиканский кадастровый центр "Земля" подготовлен отчет N 1 от 11 октября 2013 года "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани", неотъемлемой частью которого является вышеназванный отчет N 127-2013-04, получивший положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" от 7 ноября 2013 года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани, определенные по состоянию на 1 января 2013 года.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г.Казани на 1 января 2013 года опубликованы на сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по адресу: www.mzio.tatarstan.ru. и на официальном сайте Правительства Республики Татарстан по адресу: www.prav.tatarstan.ru.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из правомерности действий правительства Республики Татарстан, утвердившего своим постановлением от 25 ноября 2013 года N 927 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... :5 в размере 508,17 рублей за кв. м и его кадастровую стоимость в размере 6 922 291,74 руб. в пределах предоставленной ему законом компетенции, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу об отсутствии оснований для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В силу абзаца 3 статьи 24.19 того же Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с пунктом 4 которых государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктами 8-11 указанных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Такие методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка утверждены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзацах 1- 2 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Обжалуемое решение отвечает указанным нормам права и разъяснениям.
Как следует из материалов дела, на основании государственного акта на право пользования землей и свидетельства о государственной регистрации права федеральному государственному унитарному предприятию учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения Казанской государственной сельскохозяйственной академии на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение учебного хозяйства) общей площадью 13 622 кв.м с кадастровым номером ... :5, расположенный по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Приволжский район, "адрес"
Согласно кадастровому паспорту и кадастровой справке кадастровая стоимость земельного участка установлена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 927 от 25 ноября 2013 года в размере 6 922 291,74 руб.
Отчет N 1 от 11 октября 2013 года "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани" экспертным заключением некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" от 7 ноября 2013 года признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного Федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Каких- либо искажений данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, при проведении кадастровой оценки не выявлено.
Решением N 69 от 21 августа 2014 года N 69 заявление Федерального государственного унитарного предприятия учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения Казанской государственной сельскохозяйственной академии о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел правильному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в установленном законом порядке.
Как правильно указал суд первой инстанции, сведения о категории земельного участка и вид разрешенного использования, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, соответствуют документам кадастрового дела, технические ошибки органом кадастрового учета не выявлены. При проведении работ по кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного использования и расположенных в городе Казани, была определена рыночная стоимость, которая с учетом действующих нормативных актов указана в качестве кадастровой стоимости.
Соответственно, обстоятельства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы в обоснование своих возражений, достоверного подтверждения в материалах дела не имеют.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом положений пункта 2.4.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (ред. от 11.01.2011), основан на неправильном толковании норм материального права и в связи с этим отмену обжалуемого решения повлечь не может.
Согласно пункту 2.4.3.Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов кадастровая стоимость земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.15 настоящих Методических указаний, устанавливается равной произведению среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в составе земель сельскохозяйственного назначения, в пределах того же муниципального района на площадь земельных участков. В случае, если населенный пункт граничит с несколькими муниципальными районами, то кадастровая стоимость земельных участков в составе вида разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.15 настоящих Методических указаний, устанавливается равной произведению среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в составе земель сельскохозяйственного назначения, в пределах территорий граничащих муниципальных районов на площадь земельных участков.
Между тем, доказательств недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в материалах дела не имеется.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права направлен на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных и оцененных судом первой инстанции, оснований не согласиться с выводами которого в указанной части решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иные доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда также не содержат, поскольку выводов суда по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают.
Имеющие значение для обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами. При этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 ноября 2015 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения Казанской государственной сельскохозяйственной академии - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.