Судья Верховного Суда Республики Татарстан Миндубаев М.Н.,
при секретаре судебного заседания Хасановой А.Ш.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Д.Э.С." (далее по тексту - ООО "Д.Э.С.") Канцерова Ф.Э. на решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 16 октября 2015 года, вынесенное в отношении ООО "ДЭС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды от "дата" юридическое лицо ООО "Д.Э.С." привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от "дата" указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан защитник Канцеров Ф.Э., выражая несогласие с произведенной оценкой суда, просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от "дата" N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от "дата" N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; использование отходов-применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу статьи 14 Закона N89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 19 вышеназванного закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что "дата" в 10 часов Прикамским территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан при проведении экологического мониторинга "адрес" Республики Татарстан выявлен факт несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, или иными опасными веществами, а именно ООО "Д.Э.С." осуществил сброс отходов производства и потребления в виде люминесцентной лампы на почву на земельном участке, расположенном у "адрес" Республики Татарстан, кроме того хранение люминесцентной лампы осуществляется не в специально выделенном для этой цели помещении, а именно в продуктовом складе общего пользования.
Факт совершения ООО "Д.Э.С." административного правонарушения подтверждается: актом по результатам осуществления государственного экологического мониторинга от "дата"; протоколом об административном правонарушении; постановлением о назначении административного наказания от "дата", фотоматериалами, видеозаписью, а также иными доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении.
Представленные по делу и приведенные в решении судьи доказательства были получены в установленном законом порядке и оценены судьёй в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах ООО "Д.Э.С." правомерно привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что материалами не подтверждается факт принадлежности обнаруженных отходов юридическому лицу ООО "Д.Э.С.", зарегистрированному по адресу "адрес", в то время как отходы были обнаружены у "адрес", являются несостоятельными и опровергаются материалами дела, в частности протоколом допроса ФИО5 в качестве подозреваемого, из которого следует, что он является владельцем продуктового магазина " "данные изъяты"", на территории за забором он складирует пустые стеклянные бутылки из-под напитков и пластмассовые ящики, что также подтверждается фотоматериалом.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлялся в отсутствии представителя юридического лица является несостоятельным, поскольку, как следует из видеозаписи, приобщенной к материалам дела, законный представитель ООО "Д.Э.С." ФИО5 присутствовал при составлении процессуальных документов, при этом свободно изъяснялся на русском языке, что подтверждает, что в услугах переводчика он не нуждался.
В целом доводы заявителя, сводящиеся к тому, что нарушений в области охраны окружающей среды не имелось, были предметом рассмотрения судьей районного суда, они направлены на переоценку обстоятельств, произошедшего события и представленных доказательств.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела об административном правонарушении указанный в части 1 статьи 1.6 КоАП РФ порядок должностным лицом нарушен не был.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность принятого судебного решения и не могут повлечь его отмену.
Предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения решения судьи не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от "дата", вынесенное в отношении ООО "ДЭС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Канцерова Ф.Э. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.