судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Федоренко В.Б.
судей Деева А.В., Ашихминой Е.Ю.
при секретаре Поповой Я.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Цыганковой Е.В. к Администрации Ачинского района, Администрации Белоярского сельсовета о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать холодное водоснабжение
по апелляционной жалобе представителя администрации Ачинского района - Ключеня О.Н.
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Цыганковой Е.В. к Администрации Ачинского района, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Ачинского района по непринятию мер по организации обеспечения Цыганковой Е.В. бесперебойного и качественного холодного водоснабжения.
Обязать Администрацию Ачинского района организовать холодное водоснабжение жилого дома N 104 Цыганковой Е.В., расположенного по адресу: "адрес" в радиусе не более 100 метров от жилого дома через водоразборную колонку в течение семи месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.
В иске к Администрации Белоярского сельского совета, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах Цыганковой Е.В. обратился в суд с иском к Администрации Ачинского района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать водоснабжение в жилом доме "адрес". Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой проверки по обращению Цыганковой Е.В., проживающей по адресу: "адрес" установлено, что Цыганковой Е.В. в соответствии с постановлением Администрации Ачинского района от 24.09.2013 г. N795-П предоставлен в собственность бесплатно земельный участок по адресу: "адрес". Земельный участок вновь выделенный, расположен на территории, которая Генеральным планом Белоярского сельсовета запланирован для расширения границ населенного пункта с.Белый Яр, однако водоснабжение не организовано. Обращение Цыганковой Е.В. оставлено Администрацией Ачинского района без удовлетворения.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Ачинского района - Ключеня О.Н. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что вопросы по организации водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений закреплены за администрацией сельских поселений. Кроме того, вопрос по финансированию расходов на реализацию указанных полномочий также отнесен к полномочиям Администрации Белоярского сельсовета.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Администрации Ачинского района, извещался о рассмотрении дела лично (л.д. 131), не явился представитель ООО "Пром-Строй-Ресурс", извещался о рассмотрении дела заказным письмом (л.д. 128), не явился представитель Администрации Белоярского района, извещался о рассмотрении дела заказным письмом (л.д. 129), не явилась Цыганкова Е.В., извещалась о рассмотрении дела заказным письмом (л.д. 13), в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о слушании дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Шабанова А.М., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, исключив указание на возложение обязанности обеспечить водоснабжение через строительства колонки, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно требований п.4 ч.1 ст.14 ФЗ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 ФЗ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В этом же законе определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.1 ст. 6 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Статьей 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N644, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением N1. (п.74 Правил).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о признании незаконным бездействия администрации.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых усматривается, что Администрация Ачинского района и Администрация Белоярского сельсовета 29.12.2014 г. заключили Соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 1.2. и 1.2.1. указанного Соглашения, Администрация поселения передает, Администрация района принимает осуществление части полномочий по вопросам организации в границах поселения электро- и водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с постановлением Администрации Ачинского района от 24.09.2013 г. Цыганковой Е.В., действующей в своих интересах, а так же в интересах малолетних детей: Цыганковой М.А., Мавренкова Б.А., Зыряновой К.А. предоставлен в общую долевую собственность по ? доли каждому земельный участок из категории земель населенных пунктов, общей площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" для строительства индивидуального жилого дома.
Указанный земельный участок предоставлен Цыганковой Е.В. и членам её семьи в порядке ст.14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" как многодетной семье.
Так же судом первой инстанции установлено, что в районе дома "адрес" района отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, не организован подвоз питьевой воды. Также в районе дома N "адрес" в радиусе в пределах не более 100 метров отсутствуют водоразборные колонки.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Цыганковой Е.В. о признании незаконным бездействия Администрации Ачинского района по непринятию мер по организации обеспечения холодным водоснабжением, возложении обязанности организовать водоснабжение, поскольку обязанность по надлежащему обеспечению водоснабжением возложена на орган местного самоуправления - администрацию Ачинского района, которой обращения Цыганковой Е.В. оставлены без удовлетворения..
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации Ачинского района Ключеня О.Н. о том, что вопросы местного значения по организации в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, прямо не закреплены федеральным законодательством, не может быть принят во внимание, поскольку по условиям Соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от 29.12.2014 г. полномочия Администрации Белоярского сельсовета в части организации в границах поселения Белоярского сельсовета водоснабжения населения переданы Администрации Ачинского района. При этом, доводы ответчика об отсутствии денежных средств для реализации возложенных полномочий не может препятствовать реализации права граждан на обеспечение водоснабжения.
Вместе с тем, Судебная коллегия не может согласиться с содержащимся в резолютивной части решения выводом суда о возложении на администрацию Ачинского района обязанности обеспечить снабжение дома, находящегося по адресу: "адрес", холодной водой путем установки водоразборной колонки в радиусе не более 100 метров от данного дома по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Положение п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляющее обязанность органов местного самоуправления по организации в границах городского округа водоснабжения населения, носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения.
Таким образом, указанное положение закона не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.
При таких обстоятельствах, когда закон не предусматривает конкретный способ исполнения обязанности по водоснабжению со стороны органа местного самоуправления, нельзя согласиться с выводом суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению водоснабжения дома, находящегося по адресу: "адрес", холодной водой именно путем установки водоразборной колонки в радиусе не более 100 метров от данного дома, поскольку, принимая во внимание конституционный принцип самостоятельного решения вопросов местного значения, орган местного самоуправления, вправе самостоятельно избрать наиболее допустимый для неё способ обеспечения истца холодной питьевой водой надлежащего качества, в том числе путем строительства водопровода, установки водоразборной колонки, либо путем подвоза питьевой воды.
Избрание одного из приведенных способов водоснабжения является прерогативой органа местного самоуправления и не допускает судебного вмешательства в данную деятельность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2015 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения суда указание о возложении на администрацию Ачинского района обязанности установить водоразборную колонку в радиусе не более 100 метров от дома по адресу: "адрес"
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2015 года в остальной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации Ачинского района Ключеня О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.