Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей: Величко М.Б., Кущ Н.Г.,
при секретаре Шакиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью "Сибирское Молоко" Радкова Д.В. на решение Кировского районного суда г.Томска от 26 августа 2015 года
дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирское Молоко" к Государственной инспекции труда в Томской области о признании незаконным решения о признании акта проверки и предписания правомерными.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ООО "Сибирское молоко" Учитель Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Государственной инспекции труда в Томской области Емельяновой Е.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ООО "Сибирское Молоко" обратилось в суд с заявлением к Государственной инспекции труда в Томской области о признании недействительным и отмене решения руководителя Государственной инспекции труда в Томской области от 20.05.2015 о признании акта проверки N16-38Е-15 и предписания N01.2-38Е-15 от 11.03.2015 правомерными.
В обоснование требований указало, что 11.03.2015 Государственным инспектором труда Емельяновой Е.М. составлен акт проверки N16-38Е-15 и вынесено предписание N01.2-38Е-15 об устранении нарушений трудового законодательства. В акте проверки указано, что в ООО "Сибирское Молоко" по некоторым профессиям не соблюдается исполнение требований ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку минимальная заработная плата ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Томской области, установленного с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Томской области. Вместе с тем ООО "Сибирское Молоко" в установленном законом порядке представило в уполномоченный орган в установленный срок мотивированный отказ от присоединения к названному Региональному соглашению, в связи с чем последнее на него не распространяется. Однако оспариваемым решением отказ ООО "Сибирское Молоко" от присоединения к региональному соглашению признан немотивированным.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Сибирское Молоко" Радков Д.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Томской области Емельянова Е.М. в судебном заседании требования не признала, пояснила, что оспариваемое решение является законным.
Представитель заинтересованного лица Департамента труда и занятости населения Томской области Симонова С.В. полагала, что решение руководителя Государственной инспекции труда является законным.
Обжалуемым решением на основании ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.254, ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.133.1, ст. 353 - 356, абз.6 ч.1 ст.357, п.2 ст.360, ст. 361, 382 Трудового кодекса Российской Федерации, ч.12 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п.3, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в удовлетворении административного иска ООО "Сибирское Молоко" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Сибирское Молоко" Радков Д.В. просит решение Кировского районного суда г.Томска от 26.08.2015 отменить, принять по делу новое решение.
Указывает, что судом не установлены юридически значимые обстоятельства о соблюдении административным истцом процедуры, предусмотренной ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, о мотивированности решения рабочей группы областной трехсторонней комиссии от 12.02.2015, об участии ООО "Сибирское Молоко" в трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, о распространении на ООО "Сибирское Молоко" действия регионального соглашения.
Считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств об истребовании материалов дела, находящегося в Арбитражном суде Томской области, об оспаривании решения рабочей группы областной трехсторонней комиссии, а также о допросе свидетеля К.
В соответствии со ст.327, ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Департамента труда и занятости населения Томской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует.
Из материалов дела следует, что 11.03.2015 Государственным инспектором труда Емельяновой Е.М. составлен акт проверки N 16-38Е-15 в отношении ООО "Сибирское молоко", которым установлено, что работодатель установилминимальную заработную плату на предприятии с нарушением требований ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
11 марта 2015 года Государственным инспектором труда Емельяновой Е.М. вынесено предписание ООО "Сибирское молоко" N 01.2-38Е-15 об устранении данных нарушений трудового законодательства.
Не согласившись с данными постановлениями, ООО "Сибирское молоко" направило в Государственную инспекцию труда в Томской области возражения, из которых следует, что Региональное соглашение Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2015 год не распространяется свое действие на их предприятие и работников.
Решением руководителя Государственной инспекции труда в Томской области от 20.05.2015 акт проверки от 11.03.2015 N 16-38Е-15 и предписание от 11.03.2015 N 01.2-38Е-15 признаны правомерными.
Полагая, что решение руководителя Государственной инспекции труда в Томской области от 20.05.2015 является незаконным ООО "Сибирское молоко" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления последнего, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и должностного лица, права и свободы организации не были нарушены.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Согласно абз.6 ч.1 ст.357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.В соответствии с ч.1 ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.18-1 Закона Томской области от 13.01.2003 N 11-ОЗ "О социальном партнерстве в Томской области" региональное соглашение о минимальной заработной плате является правовым актом, который определяет минимальный размер месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности).
Действие регионального соглашения о минимальной заработной плате распространяется на организации - юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Томской области, заключивших соглашение или присоединившихся к нему в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.
24 декабря 2014 года Администрация Томской области, Федерация профсоюзных организаций Томской области и объединения работодателей Томской области заключили Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области, которое действует с 01.01.2015 до 31.12.2015.
Согласно п.1.1 данного регионального соглашения минимальная заработная плата в Томской области с 1 января 2015 года для работников муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования "Город Томск", работников иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г.Томска, устанавливается в размере не ниже 8581 рубля.
В силу п.3.1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Томской области на 2015 год работодатели, осуществляющие деятельность на территории Томской области и не участвовавшие в заключении настоящего Соглашения, присоединяются к нему в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Частью 8 ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
Из указанных норм права следует, что работодатели, которые не участвовали в заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате, в случае отказа от присоединения к нему обязаны направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ, к которому должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае невыполнения данных требований в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению указанное соглашение считается распространенным на таких работодателей.
20 января 2015 года ООО "Сибирское молоко" направило в Департамент труда и занятости населения Томской области сообщение об отказе от присоединения к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Томской области на 2015.
12 февраля 2015 года Рабочая группа областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений приняла решение считать поступивший от ООО "Сибирское молоко" отказ от присоединения к региональному соглашению немотивированным.
Учитывая, что ООО "Сибирское молоко" направило в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказ от присоединения к Региональному соглашению о минимальной заработной плате, признанный впоследствии немотивированным, Государственная инспекция труда в Томской области пришла к законному выводу о признании акта проверки от 11.03.2015 N 16-38Е-15 и предписания от 11.03.2015 N 01.2-38Е-15 правомерными в связи с тем, что ООО "Сибирское молоко" нарушает требования ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации и Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Томской области на 2015 год, которое распространяется, в том числе, на ООО "Сибирское молоко".
Вопреки доводам апелляционной жалобы правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований процессуального законодательства, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств об истребовании материалов дела, находящегося в Арбитражном суде Томской области, об оспаривании решения рабочей группы областной трехсторонней комиссии, а также о допросе свидетеля К., не может быть принят во внимание судебной коллегии, поскольку заявленные ходатайства были разрешены судом с соблюдением требований ст.166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении ходатайств не имеется. Доказательств невозможности представления самостоятельно названных доказательств не представлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, и не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных для отмены состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Томска от 26 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Сибирское Молоко" Радкова Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.