Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Михальчик С.А.
судей: Филатовой Н.В., Королевой Н.С.
при секретаре: Овсепян Л.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Воронова В.Е. на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 01 октября 2015 г., которым его исковые требования к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Гурьевском районе Калининградской области о признании незаконным отказа в назначении и выплате страховой части трудовой пенсии по старости, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., объяснения Воронова В.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Гурьевском районе Калининградской области Низамовой И.А., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронов В.Е. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Гурьевском районе Калининградской области, указав, что является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1986 года, инвалидом "Чернобыля", пенсионером МВД. По достижении возраста "данные изъяты" лет обратился в пенсионный орган с соответствующими документами за назначением страховой части трудовой пенсии по возрасту. Однако в районном отделе Пенсионного фонда ему отказали в начислении и выплате второй пенсии. В этой связи просил обязать ответчика назначить страховую часть трудовой пенсии, выплатить образовавшуюся задолженность трудовой пенсии с момента наступления права и выплачивать ее с учетом индексации согласно указанию Пенсионного фонда РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Воронов В.Е. просит решение суда отменить и принять новое решение, продолжая настаивать на доводах иска о необходимости применения к спорным правоотношениям положений ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривающей, что гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, пенсии по старости назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Гурьевском районе Калининградской области, полагая жалобу необоснованной, просит оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела,
Воронов В.Е. является инвалидом "данные изъяты" группы вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
13.10.2014 года истец, являясь получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, обратился в УПФР в Гурьевском районе Калининградской области с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости.
В назначении страховой части трудовой пенсии по старости истцу было отказано в связи с не достижением на дату обращения возраста, требуемого для назначения такой пенсии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Воронова В.Е., суд первой инстанции, согласившись с решением УПФР в Гурьевском районе Калининградской области, пришел к выводу об отсутствии у истца в настоящее время права на получение спорной пенсии в связи с не достижением возраста 55 лет.
Соглашаясь с указанным выводом районного суда, судебная коллегия исходит из следующего.
Из содержания пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
В соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных ФЗ РФ 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, общими условиями назначения страховой части трудовой пенсии по старости для военнослужащих являются достижение пенсионного возраста, указанного в п. 1 ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), и наличие не менее пяти лет страхового стажа (п. 2 той же статьи).
Аналогичные положения предусмотрены абз. 4 ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Приведенные нормы в своей совокупности связывают право военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц на назначение страховой части трудовой пенсии по старости исключительно с наличием условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений п.1 ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на неверном толковании положений действующего законодательства.
Пунктом 1 ст. 30 Закона РФ названного Закона предусмотрено уменьшение на 10 лет пенсионного возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
При этом лицам, ставшим инвалидами, вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируются меры социальной поддержки, установленные статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), того же Закона, предусматривающие, в частности, для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, направленных и командированных для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, назначение пенсии по инвалидности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (ред. от 11.05.2007) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 2 статьи 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ и от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 года имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона.
Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин (мужчина) к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
По изложенным причинам право на назначение страховой части трудовой пенсии по старости Ворониным В.Е. может быть приобретено лишь по общим основаниям, установленным для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, то есть по достижении возраста 55 лет.
Из материалов дела следует, что на момент обращения с заявлением о назначении второй пенсии - трудовой пенсии по старости истец достиг возраста "данные изъяты" лет.
Учитывая изложенное, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении требований Воронина В.Е. вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гурьевского районного Калининградской области от 01 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.