Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу представителя исполнительного директора ООО "УК РСУ-5" Донцовой С.Ю. на вступившие в законную силу постановление Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 23 октября 2014 года, решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 декабря 2014 года, решение Калининградского областного суда от 5 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области (далее - АТИ Калининградской области) N от 23 октября 2014 года исполнительный директор ООО "УК РСУ-5" Донцова С.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением Московского районного суда г. Калининграда от 18 декабря 2014 года постановление ведущего консультанта АТИ Калининградской области от 23 октября 2014 года изменено, размер назначенного наказания с 35000 рублей снижен до 30 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением Калининградского областного суда от 5 марта 2015 года решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 декабря 2014 года оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 20 ноября 2015 года, заявитель, ссылаясь на то, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 71-АПГ15-3 ч. 4 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях была признана недействующей, просит решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 декабря 2014 года и решение Калининградского областного суда от 5 марта 2015 года отменить, постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области (далее - АТИ Калининградской области) N от 23 октября 2014 года признать незаконным, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Кроме того, указывает, что поскольку в настоящее время, предусмотренный ч. 1 ст. 4,5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек, оснований для переквалификации действий на соответствующую статью КоАП РФ не имеется.
Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 23 ноября 2015 года жалоба принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении в отношении Донцовой С.Ю., которое поступило в Калининградский областной суд 26 ноября 2015 года.
Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.16 КоАП РФ дело в полном объеме, нахожу постановления подлежащими изменению ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 22 сентября 2014 года в 15 часов 15 минут исполнительный директор ООО "УК РСУ-5" по ул. Волочаевской, д. 40, 51, ул. Володарского, 1, ул. Новинская, напротив дома 49 "д", пересечение ул. Львовская ? Краснопресненская (ориентир ? ГО " Р."), ул. Емельянова, 49-51 (ориентир - магазин " В.") своевременно не обеспечила надлежащее санитарное состояние контейнерных площадок и прилегающей к ним территорий (место сбора ТБО - вокруг наличие бытового, крупногабаритного мусора, порубочные остатки), тем самым нарушила пункты 4.2, 4.2.2, 4.5 Правил санитарного содержания и благоустройства городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24 декабря 2008 г. N 346. В связи с чем 26 сентября 2014 года ведущим консультантом АТИ Калининградской области в отношении Донцовой С.Ю. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Постановлением ведущего консультанта АТИ Калининградской области 23 октября 2014 года N Донцова С.Ю. за нарушение требований пп.4.2, 4.2.2, 4.5 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24 декабря 2008 года N 346, признана виновной и привлечена к административной ответственности по указанной выше статье.
Признавая Донцову С.Ю. виновной в невыполнении требований указанных выше Правил, АТИ Калининградской области и суд исходили из того, что ее вина подтверждается: протоколом об административном правонарушении N от 26 сентября 2014 год, составленным по фактам выявленных нарушений; фототаблицами, на которых отражено наличие мусора по приведенным выше адресам; договором N июня 2014 года на оказание услуг по вывозу твердых отходов, в соответствии с которым заказчик обязуется обеспечить правильное и надлежащее временное хранение отходов в контейнерах до момента вывоза исполнителем, не допускать заполнения контейнеров выше верхней кромки и Приложением N к указанному договору.
Выводы суда о правомерности привлечения к административной ответственности исполнительного директора ООО "УК РСУ N 5" Донцовой С.Ю., осуществляющей руководство повседневной административно-хозяйственной деятельностью управляющей организации, являются правильными и сомнений не вызывают.
Вместе с тем, с квалификацией ее действий по ч. 4 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, нельзя согласиться по следующим основаниям.
Как следует из примечания к ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусмотренные настоящей статьей меры административной ответственности не применяются к правоотношениям, урегулированным федеральным законодательством в сфере экологических, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных требований, а также правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержаться в СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года.
Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. При этом, в соответствии с пунктом 2.1.4 указанных СанПиН, для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
По смыслу указанных норм, они являются обязательными к исполнению всеми субъектами правоотношений и, в том числе, распространяются на лиц, ответственных за содержание домовладений.
В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено и усматривается из материалов дела, что ООО "УК РСУ-5" установлено недостаточно контейнеров для сбора мусора, вывоз мусора осуществляется не регулярно, в связи с чем возле расположенных по ул. Волочаевской, д. 40, 51, ул. Володарского, 1, ул. Новинская, напротив дома 49 "д", пересечение ул. Львовская ? Краснопресненская (ориентир ? ГО " Р."), ул. Емельянова, 49-51 (ориентир - магазин " В.") контейнерных площадок образовались многочисленные свалки бытового и крупногабаритного мусора.
Таким образом, вменяемые исполнительному директору ООО "УК РСУ-5" Донцовой С.Ю. нарушения, исходя из материалов дела, указывают на нарушение санитарных и иных требований, предъявляемых к накоплению, использованию, транспортированию, утилизации отходов.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Таким образом, правила и нормы, предъявляемые к организации уборки и содержанию территорий, в том числе к сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, обстоятельно урегулированы обозначенными выше Федеральными законами и нормативными актами, соблюдение которых обеспечивается административной ответственностью, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного и исходя из установленных по делу обстоятельств, действия исполнительного директора ООО "УК РСУ-5" Донцовой С.Ю. подпадают под диспозицию ст. 8.2 КоАП РФ.
Принимая во внимание данное обстоятельство, довод жалобы заявителя о том, что в связи с признанием Верховным Судом Российской Федерации (Определение от 24 июня 2015 года N 71-АПГ15-3) недействующей чч. 1, 2, 3 и 5 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, производство по делу в отношении Донцовой С.Ю. подлежит прекращению, поскольку в силу данной нормы закона производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению лишь в случае отмены закона, установившего административную ответственность.
Между тем административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления законодательно не устранена.
Свое решение о признании недействующими положений ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях Верховный Суд РФ мотивировал именно тем обстоятельством, что правовое регулирование по данному вопросу уже существует на федеральном уровне и административная ответственность за нарушение соответствующих запретов и неисполнение обязанностей для граждан и юридических лиц предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности, ст. 8.2 КоАП РФ), а установление административной ответственности региональным законом за аналогичные правонарушения создает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях, порождая правовую неопределенность.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.
Поскольку санкция ч. 4 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в редакции Закона Калининградской области от 20 февраля 2014 года N 300 предусматривала наказание в виде штрафа для должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для должностных лиц размер наказания в виде штрафа от десяти до тридцати тысяч рублей, то переквалификация деяния
Донцовой С.Ю. возможна и не ухудшит ее положения как лица, привлеченного к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление ведущего консультанта АТИ Калининградской области N от 27 февраля 2015 года, решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 декабря 2014 года, решение Калининградского областного суда от 5 марта 2015 года подлежат изменению путем переквалификации совершенного исполнительным директором ООО "УК РСУ-5" Донцовой С.Ю. деяния с ч. 4 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) на ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о необходимости назначения должностному лицу - исполнительному директору ООО "УК РСУ-5" Донцовой С.Ю. минимального наказания в пределах санкции ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области N от 23 октября 2014 года и решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 декабря 2014 года, решение Калининградского областного суда от 5 марта 2015 года изменить: переквалифицировать действия исполнительного директора ООО "УК РСУ-5" Донцовой С.Ю. с ч. 4 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях на ст. 8.2 КоАП РФ, снизить размер назначенного наказания с 30000 рублей до 10 000 рублей.
В остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения.
Заместитель председателя
Калининградского областного суда В.Ю. Мухарычин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.