Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аброськиной И.А. судей Козиной Н.М., Жуковой 11.А. при секретаре Жильцовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2015 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Михайловой Г.М. на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 24 сентября 2015 года по иску Михайловой Г.М. к Государственному Учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области о перерасчете трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Аброськиной Е.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайлова Г.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (далее - ГУ У ПФР в г. Магнитогорске), с учетом уточнений, о возложении обязанности произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости за период с 03 февраля 2004 года по сентябрь 2015 года включительно, установить пересчитанную трудовую пенсию по старости с 03 февраля 2004 года, взыскать недополученную часть трудовой пенсии по старости в сумме *** коп., расходы на оплату услуг представителя в размере ***
В обоснование иска указала, что с 1966 года по 2006 года работала на ОАО "ММК" *** производственного отдела, с 03 февраля 2004 года является получателем трудовой пенсии по старости. С размером начисленной пенсии не согласна, считает, что ответчиком при подсчете расчетного пенсионного капитала неправомерно применен ожидаемый период 156 месяцев вместо 228 месяцев, а также не применен коэффициент, установленный Постановлением от 15 марта 2004 года "Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала", что привело к уменьшению пенсии.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Магнитогорске исковые требования не признала.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Михайловой Г.М. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Михайлова Г.М. просит решение суда отменить. Считает некорректной ссылку суда на ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173 - ФЗ от 17 декабря 2001 года при подсчете начального пенсионного капитала. Считает, что ожидаемый период выплаты пенсии при расчете необходимо применять два раза - при расчете начального пенсионного капитала и при расчете страховой части пенсии. Ссылается на необоснованное неприменение коэффициента 1,177 установленного Постановлением Правительства РФ N 141 от 15 марта 2004 года "Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала", поскольку трудовая пенсия назначена с 01 апреля 2004 года, что привело к уменьшению страховой части пенсии, трудовой пенсии в целом. Указывает на нарушение ответчиком при начислении пенсии положений ч. 2, 3 ст. 15, ч. 1, 2 ст. 17, ч.2 ст. 46, ст. 53, ст. 39, ч.2 ст. 115, ст. 120 Конституции РФ, поскольку ответчиком применен закон, официально не опубликованный. Ссылается на необходимость применения разъяснений Министерства труда и социального развития РФ по начислению трудовой пенсии с 01 января 2002 года.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Михайлова Г.М. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представитель ГУ УПФР в г. Магнитогорске причины неявки не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Михайлова Г.М. 25 декабря 2003 года обратилась в ГУ УПФР в г. Магнитогорске с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. С 03 февраля 2004 года в связи с достижением 55 - летнего возраста истице назначена трудовая пенсия по старости. Размер пенсии при назначении составил *** руб., из которых страховая часть пенсии - *** коп., базовая часть - ***
Размер трудовой пенсии по старости Михайловой Г.М. был определен исходя из общего стажа на 01 января 2002 года - 35 лет 01 месяц 29 дней, страхового стажа 37 лет 03 месяца 02 дня, максимального отношения среднемесячного заработка истицы к средней заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) равного 1,2. Расчетный размер трудовой пенсии Михайловой Г.М. составил *** коп. Величина расчетного пенсионного капитала Михайловой Г.М. на 01 января 2002 года была определена исходя из ожидаемого периода
выплаты равного 156 месяцам и составила*** коп ( *** руб.) х 156. Сумма расчетного пенсионного капитала Михайловой Г.М. была проиндексирована на коэффициенты 1,307; 1,08 и составила ***. Сумма начисленных страховых взносов с 01 января 2002 года работодателем на индивидуальный лицевой счет Михайловой Г.М. составляла *** коп., поэтому на 03 февраля 2004 года пенсионный капитал Михайловой Г.М. составил *** коп.). Страховая часть пенсии была установлена в сумме ***), итого размер пенсии с учетом базовой части - ***.).
Разрешая спор, суд исходил из того, что расчет пенсии при ее назначении истице и ее индексация были произведены правильно и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно при рассмотрении спора применена ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" при подсчете начального пенсионного капитала, а также о том, что ожидаемый период выплаты пенсии при расчете необходимо применять два раза - при расчете начального пенсионного капитала и при расчете страховой части пенсии не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в редакции, действующей во время назначения истице пенсии, предусмотрено, что размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным законом, но не позднее 1 января 2013 года.
В силу абзаца четвертого статьи 2 этого Закона расчетным пенсионным капиталом признается учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона,
которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, где присутствует такая величина как ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т), который принимается равным аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В пункте 5 статьи 14 предусмотрено, что Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев). В пункте 1 статьи 32, устанавливающим порядок введения в действие этого Закона, указано, что при определении размера страховой части трудовой пенсии, начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 5 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Поэтому доводы Михайловой Г.М. о том, что не являются равнозначными понятия ожидаемого периода выплаты пенсии в целях исчисления расчетного пенсионного капитала и ожидаемого периода выплаты пенсии в целях исчисления ее страховой части, основан на неправильном толковании норм материального права.
Так, из вышеприведенных норм следует, что при исчислении расчетного пенсионного капитала должен учитываться ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, применяемому при определении страховой части трудовой пенсии по старости. Таким образом, ответчиком правильно применен при расчете пенсии истицы ожидаемый период выплаты равный 156 месяцам ( в 2002 году -144 месяца, в 20013 году - 150 месяцев (144+6), в 2004 году - 156 месяцев (150 +6).
Не являются основанием для отмены решения суда также доводы жалобы о неверной индексации пенсии.
Индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, осуществляется в порядке, установленном п. 6 ст. 17 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в РФ" для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). При этом индексация расчетного пенсионного капитала производится за весь период, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии (п. 1 1 ст. 30 данного Федерального закона). В случае установления страховой части трудовой пенсии по старости средства, отраженные в общей части индивидуального лицевого счета и учтенные при назначении указанной части трудовой пенсии по старости, не принимаются во внимание при индексации расчетного пенсионного капитала (п. 24 ст. 14 данного Федерального закона).
Таким образом, с учетом изложенного, со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости дальнейшая индексация расчетного пенсионного капитала, учтенного в размере указанной части трудовой пенсии, не производится. При этом индексации подлежит исчисленная из указанного расчетного пенсионного капитала страховая часть указанной трудовой пенсии. Отказывая в удовлетворении заявленных истицей требований суд правильно указал, что Постановлением Правительства РФ от 15 марта 2004 года N 141 утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц в размере 1,177, на указанную дату ей уже была назначена страховая часть пенсии в связи с чем со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости дальнейшая индексация расчетного пенсионного капитала, учтенного в размере указанной части трудовой пенсии, не должна быть произведена.
Постановление Правительства РФ N 141 от 15 марта 2004 года, исходя из даты его вступления в силу и во взаимосвязи с положениями ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", подлежит применению к лицам, которым назначаются пенсии после 01 апреля 2004 года.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 327- 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия:
ОПРГДГЛИЛД:
Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 24 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайловой Г.М. - без удовлетворения.
Председательствующи й
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.