Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Марченко А.А.,
судей Винниковой Н.В., Родиной А.К.,
при секретаре Жарковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации г. Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска на решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 29 сентября 2015 года по иску Абдулина Ф.М.к Администрации города Челябинска, Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска о возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду.
Заслушав доклад судьи Марченко А.А. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчиков Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска - Баймухамбетова А.С., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, представителя истца Абдулина Ф.М. - Костыреву Е.Б., возражавшую против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Абдулин Ф.М. обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности по предоставлению в аренду земельного участка площадью ***кв.м., расположенного по адресу: ***в соответствии с Порядком оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилого фонда, расположенных на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 02 сентября 2010 года N 16/30.
В обоснование иска указал, что с 1972 года проживает в доме по адресу: ***, возведенном в 1970 году. Администрацией Курчатовского района города Челябинска в лице Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска в оформлении документов на земельный участок отказано (л.д. 5,6).
В судебном заседании Абдулин Ф.М. участия не принимал, извещен надлежаще, его представитель - Костырева Е.Б. в судебном заседании
поддержала исковые требования.
Представители ответчиков Администрации города Челябинска и Главного Управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска с исковыми требованиями не согласились.
В апелляционной жалобе Администрация города Челябинска просит решение суда отменить, указывает, что Федеральным законом от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, вступившие в силу 01 марта 2015 года, согласно которым статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению, только посредством принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок обращения заинтересованных лиц с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе сведения, которые необходимо отразить в заявлении. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации среди прочих сведений в заявлении указывается основание предоставления земельного участка без проведения торгов. Основания предоставления земельных участков без проведения торгов перечислены в пункте 2 статьи 39.3, статье 39.5, пункте 2 статьи 39.6, пункте 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, среди которых отсутствует случай предоставление земельных участков гражданам в аренду для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного строительства без подтверждения права собственности на данные объекты.
Ссылка суда в решении на подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривающего возможность предоставления участка без проведения торгов в аренду гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса, является необоснованной, так как в данном случае речь идет об индивидуальном жилищном строительстве, а не о целях эксплуатации существующего объекта капитального строительства -индивидуального жилого дома, как заявлено истцом.
Подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает возможность заключения договора аренды без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором
расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления. Между тем, истцом не представлено подтверждение права собственности на жилой дом и надворные постройки, расположенные по ***. Таким образом, в настоящее время у органа местного самоуправления - Администрации города Челябинска отсутствует законная возможность для формирования земельного участка по заявлению Абдулина Ф.М., а Порядок, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 02.09.2010 N16/30 противоречит действующему земельному законодательству.
Земельный кодекс Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, в частности статья 34 Земельной кодекса Российской Федерации содержала в себе возможность предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, согласно которой орган местного самоуправления на основании заявления утверждал и выдавал заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. На сегодняшний день возможность принятия правового акта об утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в силу норм действующего законодательства отсутствует. Схема может быть утверждена только в составе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с порядком, изложенным выше.
В апелляционной жалобе представитель Главного Управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска просит отменить решение суда по аналогичным основаниям, так же указывает, что заявление Абдулина Ф.М. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу:*** от 05 марта 2015 года вх. 10-2753/15-0-0 поданное не в соответствии с пунктом 4 Порядка свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка истцом, что является основанием для оставления заявления без движения.
Истец Абдулин Ф.М., представитель ответчика администрации г.Челябинска в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в судебную коллегию не представили. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчиков Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска - Баймухамбетова А.С, поддержавшего доводы
апелляционных жалоб, представителя истца Абдулина Ф.М. - Костыреву Е.Б., возражавшую против удовлетворения апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец зарегистрирован в самовольно возведенном жилом доме по адресу: ***, что подтверждено копией домовой книги (л.д. 17-29).
Согласно сведений из ЕГРП указанный жилой дом и расположенный под ним земельный участок не имеют правообладателей (л.д.31-32).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Абдуллин Ф.М. обратился 05 марта 2015 года с заявлением к Главе администрации г. Челябинска о предоставлении земельного участка площадью расположенного по адресу: ***, для эксплуатации существующего жилого дома в соответствии с Порядком оформления документов о предоставлении земельных участков, утвержденным решением Челябинской городской Думы N 16/30 от 02.09. 2010 (л.д. 35).
Заявление Абдулина Ф.М. с приложенными к нему документами были направлены 15 апреля 2015 года в Главное Управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска для рассмотрения заявления по существу (л.д. 38).
Письмом от 04 июня 2015 года N 40-8215/юр Главное управление архитектуры и градостроительства уведомило Абдулина Ф.М. о возврате заявления в связи с не представлением документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка без проведения торгов (л.д. 36).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Абдуллина Ф.М., суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлены доказательства, свидетельствующие о возведении им жилого дома до 2004 года, а именно: технический паспорт по состоянию на 8 января 1986 года (л.д. 7-16), домовая книга, записи в которой начинаются с 1954 года (л.д. 17-29), уведомление об отсутствии сведений в ЕГРП в отношении спорных жилого дома и расположенного под ним земельного участка (л.д. 31-32), кадастровый паспорт на жилой дом, из которого следует, что дом возведен в 1970 году (л.д. 33), кадастровый паспорт на земельный участок (л.д. 34), а указания ответчиков на отсутствие документов, подтверждающих право истца на приобретение земельного участка без проведения торгов не правомерны.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Челябинская городская Дума четвертого созыва решением N 16/30 от 02 сентября 2010 года утвердила Порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории г.Челябинска. Вышеуказанный Порядок определяет права и обязанности органов муниципального образования и его структурных подразделений при предоставлении земельных участков гражданам в собственность или аренду для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилого фонда, самовольно возведенных ими до 2004 года и расположенных на территории г.Челябинска из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, Порядок был специально разработан с целью создания условий для оформления гражданами прав на существующие объекты индивидуального жилищного фонда самовольно возведенные на территориях, присоединенных к черте города Челябинска. В качестве приложения к Порядку оформления документов о предоставлении земельных участков решением Челябинской городской Думы был утвержден Перечень территорий сложившейся индивидуальной жилой застройки в пределах городской черты г.Челябинска.
В соответствии с пунктами 4,5 Порядка, гражданин, заинтересованный в приобретении прав на земельный участок для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, подает заявление в администрацию района, на территории которой расположен земельный участок, с приложением документов, указанных в пункте, в том числе нотариально засвидетельствованную выписку из домовой книги о лицах, зарегистрированных по адресу объекта индивидуального жилищного фонда, либо нотариально засвидетельствованную копию домовой книги объекта индивидуального жилищного фонда, либо выписку из домовой книги о лицах, зарегистрированных по адресу объекта индивидуального жилищного фонда, заверенную специалистом администрации района в городе Челябинске, на территории которой расположен земельный участок, иные документы, подтверждающие владение и распоряжение заявителем объектом недвижимости, расположенном на испрашиваемом земельном участке, возведенном до 2004 года.
Оценив в совокупности представленные истцом доказательства, суд пришел к выводу о возведении семьей Абдулина Ф.М. своими силами и за счет собственных средств при отсутствии разрешения на строительство в 1970 году индивидуального жилого дома по адресу: ***. Учитывая, что жилой дом истца находится в пределах городской черты г.Челябинска, предусмотренный решением Челябинской городской Думы от 02 сентября 2010 года N 16Y30, суд пришел к правильному выводу о наличии представить Абдулину Ф.М. в аренду для эксплуатации существующего объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома земельный
участок площадью***кв.м., расположенный по адресу ***
Доводы апелляционных жалоб Главного Управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска и Администрации города Челябинска о том, что с учетом внесенных в Земельный кодекс Российской Федерации изменений, вступивших в силу с 01 марта 2015 года, Порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории г. Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 02 сентября 2010 года, не может быть применен для случаев предоставления земельных участков, судебная коллегия считает несостоятельным.
Действительно, Федеральными законами от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29 декабря 2014 года N 487-ФЗ "О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации", в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, установившие в том числе порядок предоставления земельных участков, на которых расположены здания и сооружения, требования, предъявляемые к заявлению о предоставлении земельного участка, а также к документам, которые должны быть приложены к заявлению.
Однако Абдулин Ф.М. обратился с просьбой о предоставлении земельного участка для целей эксплуатации возведенного им до 2004 года объекта индивидуального жилищного фонда. Порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилищного фонда, расположенных на территории г.Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 02 сентября 2010 года, принятый в пределах компетенции органа местного самоуправления, обоснованно применен судом первой инстанции, поскольку до настоящего времени органом его издавшем не отменен.
Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с кадастровым паспортом от 03 февраля 2015 года на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: ***, сведения об испрашиваемом земельном участке в государственный кадастр недвижимости внесены 17 апреля 2006 года, как о ранее учтенном земельном участке, с разрешенным видом использования - личное подсобное хозяйство (л.д.34).
Таким образом, довод жалобы о том, что в силу действующей редакции Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельных участков в аренд без проведения торгов, в случае, если земельный участок предстоит образовать, только посредством принятия
органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку земельный участок, за предоставлением которого обратился истец образован в качестве индивидуально-определенной вещи, в отношении которого может быть заключен договор аренды. При этом пунктами 7-9 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилого фонда, расположенных на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 02 сентября 2010 года N 16/30, установлена процедура, в соответствии с которой Главное управление архитектуры и градостроительства города Челябинска определяет фактическое местоположение испрашиваемого участка, подготавливает и направляет для утверждения уполномоченному лицу Администрации города Челябинска схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление Абдулина Ф.М. было подано на Главу города Челябинска, тогда как должно было быть подано на имя Главы Администрации района города Челябинска, что свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка истцом и является основанием для оставления искового заявления без движения, не обоснованны.
Как следует из решения Челябинской городской Думы от 17 февраля 2015 года N 6/11 "О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 24 мая 2005 года N 3/5 "Об утверждении структуры Администрации города Челябинска" в соответствии с Законом Челябинской области от 10 июня 2014 года N 703-30 "Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе", устанавливающем местное самоуправление в Челябинском городском округе на территориях внутригородских районов, из структуры Администрации города Челябинска были исключены Администрации районов города Челябинска, ввиду чего истец был вправе обратиться в Администрацию города Челябинска, как в орган обладающим исполнительно-распорядительными полномочиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того поданное истцом заявление на имя главы в Администрации города Челябинска в соответствии с пунктом 6 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих объектов индивидуального жилого фонда, расположенных на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 02 сентября 2010 года N 16/30 было направлено в Главное управление архитектуры и градостроительства города Челябинска, что подтверждается резолюциями на заявлении, сопроводительным письмом Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска от 15 апреля 2015 года и полученным ответом из Главного управления архитектуры и градостроительства города Челябинска (л.д.35,35об,36,38).
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционных жалобах, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации города Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.