Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н., при секретаре Федоровой Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "г.Улан-Удэ" об обязании принять меры по уборке отходов
по апелляционной жалобе Администрации МО "г.Улан-Удэ" на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 августа 2015 г., которым постановлено:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по РБ удовлетворить.
Обязать Администрацию МО "город Улан-Удэ" в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения принять меры по ликвидации свалки твердых бытовых отходов площадью 10 кв.м. и объемом 15 куб.м., расположенной на расстоянии 100 м. в южном направлении от жилого дома N " ... " по ул. " ... " и захламления территории, расположенной на расстоянии 100 м. в южном направлении от торца жилого дома N " ... " по ул. " ... " до торца жилого дома N " ... " по ул. " ... " за исключением земельного участка с кадастровым номером " ... ".
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по РБ Санжиеву Е.А., представителя Администрации МО "город Улан-Удэ" Нимаеву А.Ц., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "г. Улан-Удэ" об обязании принять меры по ликвидации свалки твердых бытовых отходов площадью 10 кв.м. и объемом 15 куб.м., расположенной на расстоянии 100 м. в южном направлении от жилого дома N " ... " по ул. " ... " и захламления территории, расположенной на расстоянии 100 м. в южном направлении от торца жилого дома N " ... " по ул. " ... " до торца жилого дома N " ... " по ул. " ... ".
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по РБ по обращениям граждан выявлена свалка твердых бытовых отходов площадью 10 кв.м. и объемом 15 куб.м., расположенная на расстоянии 100 м. в южном направлении от жилого дома N " ... " по ул. " ... " и захламление территории, расположенной на расстоянии 100 м. в южном направлении от торца жилого дома N " ... " по ул. " ... " г.Улан-Удэ до торца жилого дома N " ... " по ул. " ... " г. Улан-Удэ. Наличие свалки и захламления территории бытовыми отходами нарушает законные права и интересы населения, а также создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
В связи с отказом истца от исковых требований к Р.., ООО " ... " производство по делу в части требований к данным ответчикам было прекращено.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по РБ Санжиева Е.А. уточнила исковые требования, просила обязать ответчика организовать надлежащий сбор и вывоз твердых бытовых отходов на указанной в исковом заявлении территории за исключением земельного участка с кадастровым номером " ... ".
Представитель Администрации МО "г. Улан-Удэ" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика
Ранее в судебном заседании представитель Администрации Мотоева М.К. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации жилых зданий, помещений напрямую возложена на граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а не на органы муниципальной власти, в связи с чем Администрация г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация МО "г. Улан-Удэ" просит отменить решение, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Приводит доводы, аналогичные доводам, которыми возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации МО "город Улан-Удэ" Нимаева А.Ц. поддержала доводы жалобы, против которых возражала представитель Управления Роспотребнадзора по РБ Санжиева Е.А.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу, что основания к отмене решения отсутствуют.
Суд первой инстанции при разрешении настоящего дела правильно установилюридически значимые обстоятельства по делу, полно и всесторонне исследовал доказательства, оценив их с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
В силу положений ст. 42 Конституции РФ
каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N52-ФЗ от 30 марта 1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Судом первой инстанции установлено, что Управлением Роспотребнадзора по РБ по обращению гражданина П. об образовании свалки бытовых отходов на ул. Антонова г. Улан-Удэ, проведен осмотр данной территории г. Улан-Удэ.
Осмотром выявлены несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная на расстоянии 100 м. в южном направлении от жилого дома N " ... " по ул. " ... " площадью 10 кв.м., объемом примерно 15 куб.м. и на расстоянии 100 м. в южном направлении от торца жилого дома N " ... " по ул. " ... " до торца жилого дома N " ... " по ул. " ... " захламление территории твердыми бытовыми отходами площадью 3,8 га, объемом примерно 5 куб.м.
При разрешении исковых требований суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования "город Улан-Удэ" в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории г. Улан-Удэ.
Указанный вывод полностью соответствует исследованным материалам дела и нормам действующего законодательства РФ.
При этом суд правомерно сослался на положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003г. N131-ФЗ, ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", ФЗ N 52 от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Устава МО "г. Улан-Удэ", ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. N 7-ФЗ, а также на санитарные правила содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988 г. N 4690-88, согласно которым организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 этого ФЗ, пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования "город Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08 мая 2007 года N 624-63, к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на орган местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
С учетом приведенных выше норм права довод жалобы о том, что Администрация МО "г. Улан-Удэ" является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятелен и подлежит отклонению.
Ссылка в жалобе на ныне действующие Правила благоустройства городского округа "город Улан-Удэ", утвержденные 06.06.2013г. N 230, по мнению коллегии, не опровергают выводов районного суда. В данном случае не имеется оснований полагать, что указанные в иске территории относятся к территориям, обслуживаемым управляющими компаниями, иными юридическими лицами или собственниками помещений.
Поэтому ни нормы СанПиН или жилищного законодательства, приведенные в апелляционной жалобе, ни названные Правила не дают оснований считать, что на Администрации города не лежит обязанность по поддержанию чистоты на указанных в иске участках.
Не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены решения суда доводы жалобы о том, что районный суд неправильно применил нормы материального права, не применив нормы жилищного законодательства, регулирующего правоотношения по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации жилых помещений, поскольку законодатель не ставит разрешение органами местного самоуправления вопросов местного значения, таких как организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в зависимость от исполнения гражданами прав и обязанностей, вытекающих из жилищных правоотношений, вышеназванные нормы жилищного законодательства не регулируют спорные правоотношения и соответственно не подлежат применению при разрешении спора по делу.
Осуществление органом местного самоуправления исполнительно-распорядительной, управленческой деятельности не освобождает Администрацию г.Улан-Удэ от выполнения обязательств, возложенных законом.
Подлежат отклонению ссылки в жалобе на ошибочность вывода суда первой инстанции, обязавшего ответчика принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, в то время как органы местного самоуправления не могут осуществлять какую-либо хозяйственную деятельность. Необходимость организации таких мер ответчиком вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора, что предусмотрено статьей 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Иные доводы ответчика выводов суда не опровергают, были проверены судом первой инстанции и получили верную правовую оценку.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными судом доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.