Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Тубденовой Ж.В. и Назимовой П.С.,
при секретаре Федоровой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "город Улан-Удэ" о понуждении к принятию мер по соблюдению санитарного законодательства
по апелляционной жалобе представителя Администрации МО "г.Улан-Удэ" Нимаевой А.Ц. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 10 сентября 2015 года, которым исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия удовлетворены. На Администрацию МО "г. Улан-Удэ" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу принять меры к организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов со следующих территорий: ...
Заслушав доклад судьи Тубденовой Ж.В., выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по РБ Баяндуеву Д.Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, главный государственный санитарный врач по Республике Бурятия просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ принять меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов со следующих территорий: ... в срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указывал, что в результате проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по РБ, выявлено захламление вышеуказанных территорий твердыми бытовыми отходами. Ненадлежащее санитарное состояние территорий является нарушением Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 г. N4690-88, ст.ст. 8, 21 ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и иных санитарно-эпидемиологических требований законодательства. Бездействие Администрации г.Улан-Удэ, в обязанность которой входит принятие мер по своевременному сбору и вывозу бытовых отходов, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых не инфекционных заболеваний.
В суде первой инстанции представители истца Барлукова А.В. и Урбанова Е.З. иск поддержали, уточнили требования в части увеличения объема твердых бытовых отходов на территории " ... ".
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Мотоева М.К. иск не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем Администрации г.Улан-Удэ Нимаевой А.Ц. ставится вопрос об отмене решения. Заявитель жалобы ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, не применение судом закона, подлежащего применению, не установление всех существенных обстоятельств по делу. Указывает, что обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации жилых зданий, помещений возложена на граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а не на органы муниципальной власти. Собственники и пользователи помещений обязаны содержать и благоустраивать территорию в пределах границ, установленных п.1.7 Правил благоустройства городского округа "г.Улан-Удэ". Судом не определены границы, в пределах которых на собственников возлагается обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов, и не установлены лица, ответственные за сбор и вывоз отходов. Полагает, что Администрация г.Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком.
На заседании судебной коллегии представитель Управления Роспотребнадзора по РБ Баяндуева Д.Б. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Нимаева А.Ц. в суд апелляционной инстанции не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что на территории муниципального образования г.Улан-Удэ имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов ...
Вывод суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по организации уборки указанных несанкционированных свалок, контролю за качеством проводимых работ по благоустройству на территории МО "Город Улан-Удэ", возложенной на него в соответствии с нормами санитарного, экологического законодательства, соответствует установленным обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, и сделан с правильным применением норм материального права.
В силу положений ст. 42 Конституции РФ
каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
П.24 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 ст.16 Устава городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 N 624-63, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения города Улан-Удэ.
Из приведенных положений следует, что обязанность по организации сбора, вывоза отходов производства и потребления возложена на органы местного самоуправления.
Образование несанкционированных свалок свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией г.Улан-Удэ организационно-распорядительных и управленческих функций.
Несостоятельна ссылка заявителя жалобы на Правила благоустройства городского округа "город Улан-Удэ, утвержденные Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 06.06.2013 N230, устанавливающие границы, в пределах которых на собственников возлагается обязанность по сбору, вывозу бытовых отходов.
В соответствии с п.1.7 Правил благоустройства городского округа "город Улан-Удэ" для собственников домов на территории индивидуальной жилой застройки границы прилегающих территорий устанавливаются в радиусе 5 метров по периметру ограждения земельного участка или границ земельного участка, если ограждение отсутствует.
Как следует из материалов дела, в данном случае расстояние, на котором расположены несанкционированные свалки, явно превышает установленные Правилами благоустройства городского округа "город Улан-Удэ" границы прилегающих территорий.
Управлением Роспотребнадзора по РБ в г. Улан-Удэ по ул. ... выявлены свалки в 38 м. от здания ... , по ул. ... - в 35 м. от жилого дома ... , по ул. ... - в 45 м. от остановки " ... ", по ул. ... - в 60 м. от жилого дома ...
Доказательств вины конкретных юридических либо физических лиц в образовании несанкционированных свалок ответчиком суду не представлено, соответствующий иск к ним не предъявлялся.
Доводы заявителя жалобы правильность вывода суда первой инстанции не опровергают, направлены на неправильное толкование норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 57 ГПК РФ.
Таким образом, решение суда, проверенное в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации МО "г.Улан-Удэ" Нимаевой А.Ц. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.