Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.,
судей: Пастухова С.А., Латушкиной С.Б.,
при секретаре: Паниной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Т.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области, в лице представителя Фатенковой Н.В.,
на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 05 октября 2015 года
по делу по иску Крекова НН к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области о признании незаконным решения, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Креков Н.Н. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области (далее - УПФ РФ (ГУ) в г. Осинники Кемеровской области) о признании незаконным решения N от 10.08.2015 г.; обязании включить период прохождения военной службы по призыву с 26.10.1975 г. по 10.11.1977 г. и период учебы в СПТУ N 45 г. Осинники с 01.09.1971 г. по 23.06.1975 г. в специальный трудовой стаж; обязании УПФ РФ (ГУ) в г. Осинники Кемеровской области произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом индивидуального коэффициента с 01.09.2015 г.; взыскании в свою пользу судебных расходов за составление искового заявления в размере "данные изъяты", за устную консультацию в размере "данные изъяты".
Требования мотивированы тем, что 20.07.2015 г. он обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Осинники Кемеровской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 г. с включением в специальный стаж периода учебы с 01.09.1971 г. по 23.06.1975 г. и периода службы в Армии с 26.10.1975 г. по 10.11.1977 г. Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Осинники Кемеровской области ему было отказано, УПФ РФ (ГУ) в г. Осинники Кемеровской области не засчитаны спорные периоды в специальный стаж, так как период службы в Советской Армии по призыву включен в общий страховой стаж, а период учебы в общий, страховой и специальный стаж не засчитан.
В судебном заседании Креков Н.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Осинники Кемеровской области Фатенкова Н.В. исковые требования не признала.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 05 октября 2015 года постановлено:
"Исковые требования Крекова НН удовлетворить.
Признать решение Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области N от 10.08.2015 года об отказе в перерасчете страховой пенсии, незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области включить в специальный стаж Крекова НН на соответствующих видах работ (подземных), период прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии по призыву с 26.10.1975 г. по 10.11.1977 г., период учебы в СПТУ N 45 г. Осинники с 01.09.1971 г. по 23.06.1975 г. и произвести перерасчет размера страховой пенсии с 01.09.2015 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области в пользу Крекова НН судебные расходы за составление искового заявления "данные изъяты", за юридическую консультацию "данные изъяты", всего "данные изъяты".
В удовлетворении требования Крекова НН о взыскании в его пользу с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области судебных расходов за составление искового заявления в размере "данные изъяты", отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты"".
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Осинники Кемеровской области, в лице представителя Фатенковой Н.В., просит решение отменить, производство по делу прекратить.
Считает, что судом ошибочно истолкованы нормы ранее действующего законодательства, а так же не приняты нормы Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступивших с 01.01.2015 года. Нормы пенсионного законодательства, действующие до вступления в силу постановления от 03.08.1972 г. N 590, предусматривали включение периодов учебы только в общий (страховой) стаж, возможность зачета указанного времени в специальный стаж не предусматривалась. Предусмотренных законом оснований для зачета в специальный стаж периода службы в армии и учебы не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N173-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2002 г., оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи, что предусмотрено п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются определенные в данных пунктах периоды.
При этом п. 9 ст. 30 данного Закона устанавливает, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Таким образом, законодатель в п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ определилформулу исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, а в п. 9 данной статьи предоставил гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда, право выбора трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии.
Совокупность данных положений Закона допускает определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица) и направлена на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение. Данная правовая позиция, изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 597-О-О.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенная в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1 настоящего Федерального закона (п.10 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001. N 173-ФЗ).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", изданного в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утв. Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ с 1 января 2015 года не применяется Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Таким образом, нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащие применению в целях определения размеров страховых пенсий, не противоречащие Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ, подлежат применению и после 01.01.2015 г.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что Креков Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с 13.09.2002 г., назначенной по пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д. 7).
06.08.2015 года Креков Н.Н. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с включением в специальный стаж периода учебы в СПТУ N 45 с 01.09.1971 г. по 23.06.1975 г., военной службы в Советской Армии по призыву с 26.10.1975 г. по 10.11.1977 г. (л.д. 34-36).
Решением УПФ РФ (ГУ) в городе Осинники Кемеровской области N от 10.08.2015 года Крекову Н.Н. было отказано в перерасчете пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 г. (л.д. 8).
Согласно протоколу заседания комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Осинники Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.08.2015 г. N 365, Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не содержит норму исчисления стажа по старым правилам (законам) для целей определения, перерасчета размеров страховых пенсий. Крекову Н.Н. конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал проведена по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", с применением вместо общего трудового стажа, стажа на соответствующих видах работ, как по наиболее выгодному варианту (п. 9 ст. 30). Период военной службы в Советской Армии по призыву, как нестраховой период, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 11 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ включен в страховой стаж.
Из копии трудовой книжки Крекова Н.Н. (л.д. 9-25) следует, что истец с 01.09.1971 г. по 23.06.1975 г. проходил обучение в ГПТУ N 45 по специальности эл. слесарь подземный 4 раз., после чего 27.06.1975 г. принят на 15 уч. электрослесарем подземным 4 раз. на Шахтоуправление "Капитальное" комбината Южкузбассуголь, а 24.10.1975 г. был уволен ввиду призыва в Советскую Армию (л.д. 10). С 26.10.1975 г. по 10.11.1977 г. проходил службу по призыву в рядах Советской Армии, по окончании которой 09.01.1978 г. принят на работу электрослесарем подземным 4 разряда в Шахтоуправление "Капитальное" комбината Южкузбассуголь (л.д. 10).
Согласно копии военного билета (л.д. 29-30), справке N Военного комиссариата Кемеровской области от 19.06.2015 года (л.д. 26) Креков Н.Н. проходил действительную военную службу в рядах Советской Армии с 26.10.1975 г. по 10.11.1977 г.
Обучение истца в СПТУ N 45 г. Осинники с 01.09.1971г. по 23.06.1975г. подтверждается также справкой ГОУ СПО "Осинниковский политехнический техникум" N от 16.09.2015г. (л.д. 27) и копией диплома N (л.д. 28).
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, пришел к выводу о правомерности заявленных исковых требований, поскольку спорные периоды приходятся на время действия "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. N 590.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства и соответствующим обстоятельствам дела.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 25.07.2008 N 2-808-7, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично).
При разрешении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался "Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, в соответствии с п. 109 которого предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), период, указанный в подпункте "з", приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
При этом судом первой инстанции установлено, что истец после окончания обучения в СПТУ N 45 г. Осинники был принят на 15 уч. электрослесарем подземным 4 разряда на Шахтоуправление "Капитальное" комбината Южкузбассуголь, выполнял в указанном качестве работу.
В силу п.п. 5 п. 109 Положения, в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (п.п. "а", "б" и "в" и п.91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца. Комиссия УПФ РФ (ГУ) в г. Осинники Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан необоснованно отказала истцу в перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Учитывая положения ст. ст. 4, 20, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и аналогичные положения ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии с 01.09.2015г.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются установленными судом обстоятельствами и доказательствами, подтверждающими эти обстоятельства, которым судом дана правильная оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.