Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Лобановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гладких Е.Л. на постановление государственного инспектора г. Гая и Гайского района по пожарному надзору - старшего инспектора отдела надзорной деятельности N от 22 июля 2015 года, решение судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 29 сентября 2015 года, вынесенные в отношении (должность) регионального отделения Оренбург участка автозаправочных станций ООО " ***" Гладких Е.Л. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Гая и Гайского района по пожарному надзору - старшего инспектора отдела надзорной деятельности N от 22 июля 2015 года территориальный менеджер регионального отделения Оренбург участка автозаправочных станций ООО " ***" Гладких Е.Л. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч ста рублей.
Решением судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 29 сентября 2015 года указанное постановление изменено, из него исключено несколько вмененных Гладких Е.Л. нарушений требований пожарной безопасности, в остальной части данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Гладких Е.Л. просит постановление государственного инспектора г. Гая и Гайского района по пожарному надзору - старшего инспектора отдела надзорной деятельности N от 22 июля 2015 года, решение судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 29 сентября 2015 года, вынесенные в отношении него по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, отменить, считая свою вину неустановленной.
В отзыве на жалобу представитель ГУ МЧС России по Оренбургской области по доверенности ФИО просит решение судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 29 сентября 2015 года изменить, признать исключение им из постановления по делу ряда выявленных нарушений необоснованным, в остальной части данное решение оставить без изменения, а жалобу Гладких Е.Л. - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснение Гладких Е.Л., поддержавшего доводы жалобы, мнение представителя ГУ МЧС России по Оренбургской области по доверенности ФИО, поддержавшего доводы отзыва на жалобу, заключение прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Пасечник Е.И., полагающей решение судьи городского суда оставить без изменения, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Несоблюдение и нарушение требований пожарной безопасности является административным правонарушением и влечет за собой ответственность, предусмотренную КоАП РФ.
Из представленных материалов усматривается, что во исполнение задания прокуратуры Оренбургской области Гайской межрайонной прокуратурой с участием специалиста отдела надзорной деятельности по г. Гаю и Гайскому району в период с 26 мая по 2 июля 2015 года проведена проверка исполнения ООО " ***" законодательства в области пожарной безопасности на автозаправочной станции, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Гай, пересечение Орское шоссе и проезд железнодорожный.По результатам проверки Гайским межрайонным прокурором Оренбургской области 2 июля 2015 года в отношении (должность) регионального отделения Оренбург участка автозаправочных станций ООО " ***" Гладких Е.Л. вынесены три постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных соответственно частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в тот же день материалы переданы на рассмотрение в отдел надзорной деятельности по г. Гаю и Гайскому району.
Постановлением государственного инспектора г. Гая и Гайского района по пожарному надзору - старшего инспектора отдела надзорной деятельности N от 22 июля 2015 года данные дела объединены в одно производство и Гладких Е.Л. назначено одно указанное выше административное наказание по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Решением судьи городского суда признаны установленными следующие нарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ:
- отсутствует песок в металлических ящиках (пункт 482 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства от 25 апреля 2012 года N 390);
- на площадке для автоцистерн отсутствует отбортовка высотой не менее 150 мм (статья 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 35 НПБ 111-98* "Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности");
- помещение хозтоварной расположено в 5-и метрах от операторной АЗС при нормативе не менее 15 метров (статья 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 13 НПБ 111-98* "Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности");
- пролитые на землю нефтепродукты не засыпаются песком (пункт 450 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства от 25 апреля 2012 года N 390);
по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ:
- на заправочных островках отсутствуют первичные средства пожаротушения (пункт 457 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства от 25 апреля 2012 года N 390);
по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ:
- пути эвакуации обслуживающего персонала загромождены горючими коробками (пункт 36 (б) Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства от 25 апреля 2012 года N 390);
- запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (пункт 35 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства от 25 апреля 2012 года N 390).
Факт нарушения перечисленных требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, описанные выше в решении судьи городского суда нарушения требований пожарной безопасности образуют объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Гладких Е.Л. приказом регионального директора по продажам регионального отделения Оренбург ООО " ***" N от 30 октября 2014 года назначен территориальным менеджером регионального отделения Оренбург участка автозаправочных станций ООО " ***".
Согласно распоряжению регионального директора по продажам регионального отделения Оренбург ООО " ***" N от 29 января 2015 года "Об обеспечении пожарной безопасности в региональном отделении Оренбург ООО " ***" ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на автозаправочной станции, расположенной по адресу: (адрес), является (должность) регионального отделения Оренбург участка автозаправочных станций ООО " ***" Гладких Е.Л.
Таким образом, Гладких Е.Л., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки прокурора, должностного лица и судьи, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих актах, не опровергают наличие в действиях Гладких Е.Л. объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного решения.
Постановление о привлечении Гладких Е.Л. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Гладких Е.Л. в пределах санкции части 4 статьи 20.4 КоАП РФ с соблюдением требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Доводы представителя ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО в отзыве на жалобу Гладких Е.Л. о несогласии с внесенными решением судьи городского суда в постановление по делу изменениями не подлежат удовлетворению, поскольку они заявлены без жалобы административного органа на данное решение и по сути своей сводятся к переоценке выводов судьи об отсутствии в деле доказательств исключенных нарушений, которую суд второй инстанции давать не вправе. Тем более, что такая переоценка доказательств по делу, как ухудшающая положение лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, согласно части 1 статьи 30.7 КоАП РФ не допустима.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора г. Гая и Гайского района по пожарному надзору - старшего инспектора отдела надзорной деятельности N от 22 июля 2015 года, с внесенными в него изменениями от 29 сентября 2015 года, решение судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 29 сентября 2015 года, вынесенные в отношении территориального менеджера регионального отделения Оренбург участка автозаправочных станций ООО " ***" Гладких Е.Л. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Гладких Е.Л. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.