Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Макарейкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кузьминой О.Г., действующей в интересах публичного акционерного общества "Оренбургнефть", на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 05 августа 2015 года N и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Оренбургнефть" (далее - ПАО "Оренбургнефть", общество),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 05 августа 2015 года N ПАО "Оренбургнефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 октября 2015 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 05 августа 2015 года N оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене постановления должностного лица, судебного решения и прекращении производства по делу.
В возражениях Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор ФИО6 полагает решение судьи законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно положениям ст. 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в ст. 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому закону.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах).
Как следует из материалов дела, во втором квартале 2015 года Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена плановая проверка по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, промышленной безопасности и соблюдения условий лицензионных соглашений предприятиями, осуществляющих поиск, разведку, добычу, транспортировку, хранение и переработку углеводородов, в том числе и в отношении ПАО "Оренбургнефть". По результатам проверки прокуратурой установлено, что названное общество является владельцем лицензии N на добычу нефти и газа на Ольховском нефтяном месторождении. Во исполнение требований лицензии ПАО "Оренбургнефть" разработан проектный документ "Технологическая схема разработки Ольховского нефтяного месторождения", утвержденный Протоколом Западно-Сибирской нефтяной секции ЦКР Роснедр по УВС г. Тюмень от 24 декабря 2013 года N 92-13. Согласно проектных документов уровень использования попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) должен достигнуть в 2014 году 76,2% и 75,4%, начиная с 2015 года.
Однако из представленных обществом документов следует, что фактически уровень утилизации ПНГ на указанном месторождении в 2014 году составил 70,1% (вместо установленного 76,2%), за 5 месяцев 2015 года - 54,5% (вместо установленного 75,4%).
Проверкой также выявлено, что ПАО "Оренбургнефть" владеет лицензией N на добычу нефти и газа на Кодяковском нефтяном месторождении. Разработка Кодяковского месторождения осуществляется в соответствии с проектным документом "Технологическая схема разработки Кодяковского нефтяного месторождения Оренбургской области", утвержденного Протоколом заседания Приволжской нефтяной секции ЦКР Роснедр по УВС г. Ижевск от 24 декабря 2014 года N. Согласно проектным документам уровень использования ПНГ в 2014 году должен достигнуть 95%. Вместе с тем из представленных обществом документов следует, что фактически уровень использования ПНГ на месторождении в 2014 году составил 90% (вместо установленного 95%. В 2015 год уровень использования ПНГ должен составлять 95%, однако за 5 месяцев 2015 года он составил 94,5%.
Результаты проверки послужили основанием для вынесения 25 июня 2015 года прокурором Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Оренбургнефть" по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства и установив, что общество осуществляет пользование недрами с нарушениями условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами и требований утвержденных в установленном порядке технических проектов, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, должностное лицо Управления Росприроднадзора по Оренбургской области пришло к выводу о наличии в действиях ПАО "Оренбургнефть" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена названной нормой КоАП РФ.
Судья районного суда, проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, согласился с квалификацией действий ПАО "Оренбургнефть" по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, указав, что правонарушение является длящимся; дата совершения обществом правонарушения - 25 июня 2015 года (дата вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).
Однако судьей не было учтено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из материалов дела следует, что прокурором в рамках плановой проверки был направлен запрос о предоставлении, в том числе сведений о количестве используемого обществом ПНГ в 2014 году и в 1 квартале 2015 года.
Как следует из материалов дела, 12 мая 2015 года ПАО "Оренбургнефть" предоставлена справка от 08 мая 2015 года N об уровне использования ПНГ в 2014-2015 годах (л.д. 198). Сведения, содержащиеся в справке, указывали на наличие события административного правонарушения, в связи с чем они послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности. Иных сведений, указывающих на виновность общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, органом прокуратуры в ходе проверки получено не было.
По итогам проверки акт, содержащий констатацию наличия или отсутствия в деятельности общества нарушений закона, в связи с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, не составлялся. В материалах дела об административном правонарушении отсутствует иной документ, свидетельствующий о сроках и результатах проведенной проверки.
Результаты проверки отражены в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 июня 2015 года.
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоА РФ, имели место 12 мая 2015 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, начал исчисляться с 12 мая 2015 года (даты поступления в прокуратуру сообщения ПАО "Оренбургнефть" от 08 мая 2015 года N) и истек в соответствующую дату через два месяца.
05 августа 2015 года постановление о привлечении ПАО "Оренбургнефть" к административной ответственности и назначении административного наказания вынесено административным органом за пределами установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 05 августа 2015 года N и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 октября 2015 года, вынесенные в отношении ПАО "Оренбургнефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, подлежат отмене, а дело - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Довод органа прокуратуры о том, что датой обнаружения административного правонарушения является 25 июня 2015 года (день вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), подлежит отклонению.
Поводами к возбуждению дел об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ являются, в частности, сообщения юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Учитывая, что справка ПАО "Оренбургнефть" от 08 мая 2015 года N содержала достаточные сведения о вмененном обществу правонарушении, проведение прокуратурой проверочных мероприятий, необходимых для принятия решения о наличии или отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, применительно к конкретным обстоятельствам по настоящему делу, не свидетельствует о иной дате начала течения срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу Кузьминой О.Г. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 05 августа 2015 года N и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 06 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ПАО "Оренбургнефть" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Каширская Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.