Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Гатченко О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Воронова М.В. на постановление начальника отдела УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга N от 30 сентября 2015 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 9 ноября 2015 года, вынесенные в отношении Воронова М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника отдела УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга N от 30 сентября 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 9 ноября 2015 года, Воронов М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Воронов М.В. просит постановление начальника отдела УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга N от 30 сентября 2015 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 9 ноября 2015 года, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.
В возражениях на жалобу начальник отдела УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга Халиуллин Ф.Г. просит постановление начальника отдела УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга N от 30 сентября 2015 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 9 ноября 2015 года, вынесенные в отношении Воронова М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ, оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав мнение должностных лиц отдела УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга ФИО1, ФИО2, ФИО3, возражающих против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Далее - Закон N 5242-1) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 2); при регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные данным Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 3); заявления и документы, указанные в части третьей названной статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 приведенного Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Статьей 6 Закона N 5242-1 предусмотрено, что заявление и иные документы, предусмотренные данным Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации, представляются в органы регистрационного учета не позднее семи дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.
В силу положений пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (Далее - Правила), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Согласно пункту 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.
В соответствии с требованиями пунктов 35, 37 Правил в случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по форме согласно приложению. Нарушение срока уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина без регистрации влечет за собой ответственность нанимателя (собственника) жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Воронов М.В. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ за то, что он, являясь собственником жилого помещения по адресу: (адрес), в нарушение пунктов 35, 37 Правил уведомил орган регистрационного учета о проживании без регистрации с 10 сентября 2015 года в указанном жилом помещении своего сына Воронова Г.М., 13 мая 2015 года рождения, только 30 сентября 2015 года.
Между тем, из материалов дела видно, что документы для оформления регистрации по указанному адресу ФИО5, (дата) года рождения, в отдел УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга были сданы женой Воронова М.В. - ФИО4 25 сентября 2015 года, а 30 сентября 2015 года Воронов М.В. явился в отдел УФМС получить эти документы обратно.
Следовательно, пропуск установленного срока уведомления органа регистрационного учета о проживании ФИО5, (дата) года рождения, в указанном жилом помещении необходимо исчислять с учетом сдачи документов для оформления регистрации, в связи с чем он составляет 2 рабочих дня.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Должностное лицо в постановлении о назначении Воронову М.В. административного наказания, несмотря на наличие ходатайства о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ, вопрос о невозможности применения этих положений не разрешил.
Судья при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, не усмотрев оснований для прекращения производства по делу ввиду его малозначительности, ограничился лишь указанием на то, что данное правонарушение посягает на установленный порядок управления и поэтому не может быть признано малозначительным..
Вместе с тем, при решении вопроса о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ необходимо, в том числе учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П), согласно которой санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из материалов дела усматривается, что содеянное Вороновым М.В. по своему характеру и степени общественной опасности не создало угрозу охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества, государства, гражданам, в результате его не наступили иные неблагоприятные последствия.
Срок не уведомления Вороновым М.В. органа регистрационного учета о проживании своего сына ФИО5, (дата) года рождения, в указанном жилом помещении без регистрации является незначительным, в связи с чем это впервые допущенное Вороновым М.В. нарушение нельзя расценивать как грубое, поэтому оно может быть признано малозначительным.
На основании изложенного нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении и решение судьи, вынесенное по жалобе на это постановление, подлежащими отмене, а производство по делу - прекращению ввиду малозначительности совершенного Вороновым М.В. правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление начальника отдела УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга N от 30 сентября 2015 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 9 ноября 2015 года, вынесенные в отношении Воронова М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.