Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Полшковой Н.В.,
судей Морозовой Л.В., Сенякина И.И.,
при секретаре Циунель Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Безверхней Т.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А., Б., В., Г., к Департаменту молодежной политики Оренбургской области, Управлению жилищной политики администрации г. Оренбурга об обязании включить в дополнительный список на получение социальной выплаты и выдать свидетельство,
по апелляционной жалобе Безверхней Татьяны Александровны на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., объяснения истца Безверхней Т.А. и ее представителя Безверхнего А.А., а также истца А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Департамента молодежной политики Оренбургской области Дыга М.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Безверхняя Т.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А., Б., В., Г., обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Оренбурга, Департаменту молодежной политики Оренбургской области об обязании включить ее семью в дополнительный список молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в планируемом - 2015 году и выдать свидетельство на получение указанной социальной выплаты. В обоснование требований указала, что она состоит в очереди на получение социальной выплаты для улучшения своих жилищных условий по программе "Молодая семья" с 06.08.2008 года, так как ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Первоначально истец была поставлена на очередь с двумя детьми, в настоящее время истец имеет четырех детей, является многодетной и неполной. В списке претендентов, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья в 2015 году, истец до 16.07.2015 года находилась под N 9. Постановлением Правительства Оренбургской области N-п семью истца не включили в список на получение социальной выплаты в 2015 году.
Департаментом молодежной политики Оренбургской области в Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга было направлено ходатайство о включении истца в список претендентов семей, в которых возраст родителей превысил 35 лет. Указанное ходатайство было оставлено без внимания.
Истец также указала, что из федерального бюджета были выделены средства на 19 семей, из областного и местного бюджета - на 11 семей. Таким образом, истец, находясь в списке под N 9, должна была быть включена в список претендентов на получение социальной выплаты.
С учетом уточнений истец просила суд:
1. Обязать Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга включить семью истца в дополнительный список молодых семей - участниц программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году (остронуждающиеся молодые семья, в которых возраст хотя бы одного из родителей превысил 35 лет, не имеющие жилого помещения в собственности, как неполная семья и многодетная) и направить список в Департамент молодежной политики Оренбургской области;
2. Обязать Департамент молодежной политики Оренбургской области включить семью истца в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для отдельных категорий молодых семей в 2015 году;
3. Обязать Департамент молодежной политики Оренбургской области выдать молодей семье Безверхней Т.А. в 2015 году свидетельство о праве молодой семьи на получение социальной выплаты для отдельных категорий молодых семей на приобретение (строительство) жилья за счет средств областного и местного бюджетов.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16.09.2015 года была произведена замена ненадлежащего ответчика администрации г. Оренбурга на надлежащего - Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 октября 2015 года в удовлетворении иска отказано.
На указанное решение суда Безверхней Т.А. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание не явился представитель ответчика - Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга, извещенный надлежащим образом. Судебная коллегия определиларассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением главы г. Оренбурга от (дата) N-п семья Безверхней Т.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" как молодая многодетная семья, имеющая четверых детей, возраст родителей которых не превышает 35 лет.
На основании заявления семья Безверхней Т.А. была включена в указанный список под N 9.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 4 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
В соответствии с вышеназванными Правилами, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление с приложением требуемых документов.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представляемых документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Пунктом 13 "Правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц указанной подпрограммы", утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.04.2015 года N 286-п установлено, что при исполнении хотя бы одному из супругов либо родителю в неполной семье 36 лет молодая семья исключается из участниц подпрограммы.
Однако многодетные молодые семьи, в которых у одного или у обоих супругов или родителя в неполной семье возраст превысил 35 лет, из участниц подпрограммы не исключаются.
Истице на момент обращения в суд с настоящим иском исполнилось 36 лет, однако сведений о том, что она исключена из участниц указанной подпрограммы в связи с достижением возраста 35 лет материалы дела не содержат, и она не оспаривает такое исключение.
Свои требования об обязании включить в список семей, которым социальная выплата должна быть предоставлена именно в планируемом - 2015 года она основывает на положениях "Правил предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для отдельных категорий молодых семей", утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.07.2015 года N 535-п.
При этом указывает, что ее семья обладает признаками отдельных категорий молодых семей, которым полагается социальная выплата именно в планируемом году, указанными в "Правилах предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для отдельных категорий молодых семей", утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.07.2015 года N 535-п.
В соответствии с названными Правилами, они устанавливают порядок предоставления социальной выплаты не для всех, а лишь для отдельных категорий молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Так, в силу п.п. 6, 7 Правил к отдельным категориям молодых семей - участниц подпрограммы относятся:
молодая семья - участница подпрограммы, имеющая одного и более детей, изъявившая желание получить социальную выплату в планируемом году и находящаяся в сложной жизненной ситуации, в связи с чем является остронуждающейся в улучшении жилищных условий (далее - остронуждающаяся молодая семья);
молодая семья - участница подпрограммы, имеющая одного и более детей, изъявившая желание получить социальную выплату в планируемом году, в которой один из супругов (родитель в неполной семье) является молодым специалистом (далее - семья молодого специалиста).
К остронуждающимся молодым семьям могут быть отнесены молодые семьи - участницы подпрограммы, имеющие одного и более детей, изъявившие желание получить социальную выплату в планируемом году и написавшие заявление о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список остронуждающихся молодых семей, в которых:
один из детей является инвалидом;
хотя бы один из супругов является инвалидом I или II группы;
утрачено жилье, находившееся в собственности только членов молодой семьи - участницы подпрограммы, в результате стихийного бедствия;
умер один из супругов (неполная семья);
имеется один или более опекаемых детей.
Истица полагает, что поскольку ее семья является неполной, т.е. подпадает под признаки остронуждающейся в смысле, придаваемом указанным выше Постановлением, то она должна быть включена в списки молодых семей, которым полагается социальная выплата на получение жилья в планируемом - 2015 году.
Отказывая истцу в иске, суд указал, что несмотря на указанные выше обстоятельства, ответчик не должен в обязательном порядке предоставить семье истца социальную выплату в планируемом году, поскольку Правилами установлено, что при решении вопроса о социальной выплате преимущество отдается иным категориям семей, списки которых формирует ответчик исходя из особой нуждаемости семей, включенных в указанную выше подпрограмму. А отнесение семьи к остронуждающейся и включение ее в списки на планируемый год относится к исключительной компетенции ответчика. Правила не указывают на обязательность включения неполных семей в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается ввиду следующего.
Так, в соответствии с п. 9 "Правил предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для отдельных категорий молодых семей" включение органами местного самоуправления молодой семьи - участницы подпрограммы в список отдельных категорий молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - список отдельных категорий молодых семей), осуществляется на основании решения жилищной или иной комиссии при органе местного самоуправления.
Порядок формирования списка отдельных категорий молодых семей устанавливает орган местного самоуправления. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участницы подпрограммы:
утратившие жилье, находившееся в собственности только членов молодой семьи, в результате стихийного бедствия;
имеющие одного или более опекаемых детей.
Общее количество молодых семей - участниц подпрограммы, включаемых органом местного самоуправления в список отдельных категорий молодых семей, зависит от размера средств местного бюджета, направляемых на предоставление социальной выплаты, который не может превышать 30 процентов от общего размера средств, предусматриваемых в местном бюджете на реализацию мероприятий подпрограммы в планируемом году ( п.10 Правил).
Таким образом, для включения в списки на получение социальной выплаты в планируемом году преимуществом обладают указанные выше категории молодых семей, к которым семья истца не относится. Кроме того, возможность получения такой выплаты ставится в зависимость от размера средств бюджета, направляемых на предоставление такой выплаты.
Право на включение в такой список принадлежит Департаменту молодежной политики Оренбургской области на основании ходатайств органов местного самоуправления на включение молодых семей в список ( п.п.11, 29 Правил).
Таким образом, то обстоятельство, что семья истца является неполной и многодетной и состоит в списках молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты, не является безусловным основанием для включения этой семьи в списки остронуждающихся для получения социальной выплаты именно в планируемом году.
Как следует из материалов дела, жилищная комиссия при органе местного самоуправления обратилась с ходатайством о включении в список остронуждающихся молодых семей для получения социальной выплаты в планируемом году других семей, семья истца в этом ходатайстве не поименована ( л.д. 47). При этом указано, что все желающие семьи (33 семьи) включить невозможно в связи с недостаточностью средств бюджета, выделяемых на эти цели. Таким образом, жилищная комиссия не признала семью истца остронуждающейся, не ходатайствовала перед Департаментом молодежной политики Оренбургской области о включении этой семьи в список молодых семей, которым полагается социальная выплата в планируемом году. В связи с чем у Департамента молодежной политики Оренбургской области не возникло обязанности по включению семьи истца в списки остронуждающихся молодых семей,, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в планируемом году, и выдачи свидетельства на получение такой социальной выплаты.
Указанные обстоятельства не препятствуют семье истца получить социальную выплату на приобретение жилья в последующие годы.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и выводов суда не опровергают.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Безверхней Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.