Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Лукоянова А.Н., Зиновьевой О.Н.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Колесниковой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Думы города Костромы Шараповой Е.В. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 20 августа 2015 года, которым заявление прокурора города Костромы удовлетворено.
Признаны несоответствующими статье 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса РФ, статье 42 Земельного кодекса РФ и недействующими положения части 1 статьи 4 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года N60 (в редакции от 18 июня 2015 года), в части возложения на хозяйствующих субъектов, на собственников либо арендаторов зданий, в том числе не осуществляющих предпринимательскую деятельность, обязанности по обеспечению своевременной уборки прилегающей к земельным участкам территории.
Признаны несоответствующими статье 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса РФ, статье 42 Земельного кодекса РФ и недействующими положения части 2 статьи 4 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года N60 (в редакции от 18 июня 2015 года), в части определения границы уборки территории в пределах 10-метровой зоны по периметру объекта, если границы земельного участка не установлены.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения помощника прокурора Костромской области Рыловой Т.В., полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года N60, опубликованным в информационно-правовом бюллетене "Официальный вестник города Костромы" от 08 мая 2013 года N16 и вступившим в силу со дня официального опубликования, утверждены Правила благоустройства территории города Костромы.
Решением Думы города Костромы от 18 июня 2015 года N126, опубликованным в информационно-правовом бюллетене "Официальный вестник города Костромы" от 26 июня 2015 года N27 и вступившим в законную силу со дня официального опубликования, внесены изменения в Правила благоустройства территории города Костромы (с изменениями, внесенными решениями Думы города Костромы от 05.09.2013 г. N122, от 27.03.2014 г. N41, от 30.10.2014 г. N194, от 04.12.2014 г. N232).
Частью 1 статьи 4 Правилблагоустройства территории города Костромы предусмотрено, что обязанность по обеспечению своевременной уборки земельных участков и прилегающих к ним территорий возлагается на хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории города Костромы, в соответствии с настоящими Правилами, а также на собственников либо арендаторов зданий, в том числе не осуществляющих предпринимательскую деятельность, а именно:
1) проводить ежедневную, до 8.00 часов, уборку территорий, находящихся в их ведении, от смета, пыли, мусора, посторонних предметов, снега, осколков льда, а также поддерживать чистоту в течение всего рабочего дня;
2) осуществлять самостоятельно либо посредством заключения договоров со специализированными организациями вывоз отходов производства и потребления, образующихся в результате осуществления ими хозяйственной деятельности и исполнения предусмотренных настоящими Правилами обязанностей, с целью их утилизации и обезвреживания в установленном действующим законодательством порядке;
3) не допускать хранения техники, механизмов, автомобилей, в том числе разукомплектованных, топлива, удобрений, сырья, строительных и других материалов за пределами территорий, находящихся в ведении хозяйствующих субъектов, за исключением специально отведенных для этого мест, согласованных с уполномоченным Администрацией города Костромы органом;
4) соблюдать иные требования и нести обязанности, установленные настоящими Правилами.
Согласно части 2 статьи 4 указанных Правил границы уборки территорий определяются границами земельного участка (в соответствии с правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами на земельный участок). Если границы земельного участка не установлены, то границы уборки территории определяются в пределах 10-метровой зоны по периметру объекта.
Прокурор города Костромы обратился в суд в порядке главы 24 ГПК РФ с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, в котором просил признать несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 42 Земельного кодекса РФ и недействующими положения части 1 статьи 4 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года N60 (в редакции от 18 июня 2015 год) в части возложения на хозяйствующих субъектов, на собственников либо арендаторов зданий, в том числе не осуществляющих предпринимательскую деятельность, обязанности по обеспечению своевременной уборки прилегающих к земельным участкам территорий, признать несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 42 Земельного кодекса РФ и недействующими положения части 2 статьи 4 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года N 60 (в ред. от 18 июня 2015 год) в части определения границы уборки территории в пределах 10-метровой зоны по периметру объекта, если границы земельного участка не установлены.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа. Согласно ч. 4 ст. 7 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другими федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Правом на использование земельных участков в соответствии со ст.ст. 40, 41 Земельного кодекса РФ наделены собственники земельных участков. На указанных лиц в силу ст. 42 Земельного кодекса РФ возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления. В соответствии с абз. 9 ст. 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков возлагается обязанность по выполнению также иных требований, возложенных федеральными законами. Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора. В данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления. Положения ст. 4 Правил благоустройства территории города Костромы устанавливают для собственников, владельцев, пользователей земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что согласно приведенным нормам права не относится к компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законом или договором.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Думы города Костромы по доверенности Шарапова Е.В., полагая решение суда незаконным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Указывает, что Правила благоустройства территории города Костромы приняты в соответствии с вопросами местного значения городского округа, установленными п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации", а не п. 19 ч. 1 ст. 14 данного закона, как указал суд в решении. Согласно положениям п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона N131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится и установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, в связи с чем суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, и неправильно определилобстоятельства, имеющие значения для дела. Полагает, что суд необоснованно сослался на положения Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарные правила и нормы, поскольку федеральным законодательством органы местного самоуправления не наделены полномочиями по правовому регулированию в сфере защиты окружающей среды. Установление Думой города Костромы порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий не устанавливает требований в сфере защиты окружающей среды. Судом не дана оценка доводам представителя Думы города Костромы о том, что правовое регулирование в сфере благоустройства направлено на упорядочение публично-правовых отношений по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории, а не гражданско-правовых отношений собственности. Установленные в Правилах условия представляют собой не гражданско-правовые требования к содержанию имущества, а публично-правовые требования к содержанию территории муниципального образования. Иное означало бы, что органы местного самоуправления при регулировании общественных отношений в рамках предоставленной им законом компетенции лишены возможности предъявлять обязательные для исполнения требования к гражданам и организациям. Такое толкование делает бессмысленным само закрепление за органами местного самоуправления каких-либо полномочий по нормативно-правовому регулированию общественных отношений. Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ прямо предусмотрено, что акты органов местного самоуправления могут порождать гражданские права и обязанности, если они приняты на основе закона. Считает не основанным на законе вывод суда о том, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязанность по благоустройству дома и расположенных на занимаемом таким домом земельном участке объектов только в пределах соответствующего земельного участка. Согласно п. 3.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N170, уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых внутриквартальных проездов территорий должна проводиться организациями по обслуживанию жилищного фонда. Методические рекомендации организациям, осуществляющим управление жилищным фондом на территории Костромской области, утвержденные распоряжением губернатора Костромской области от 14 марта 2011 года N244-р, в п. 35 содержат указание на необходимость благоустройства и уборки прилегающей территории. Вопрос правомерности установления в правилах благоустройства городского округа требований к содержанию территорий, не являющихся территориями общего пользования, обязательных для собственников земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных на таких территориях, был рассмотрен комитетом Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который указал, что нормы и правила по благоустройству территории могут касаться любых территорий в границах муниципального образования, в том числе не относящихся к территориям общего пользования, а также могут содержать правовые нормы, обязательные для исполнения всеми лицами на территории муниципального образования.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор города Костромы Безрукавый А.П. считает решение законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии с главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), вступившего в силу 15 сентября 2015 года, дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные жалобы разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб.
В суд апелляционной инстанции представитель Думы города Костромы не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежаще извещен. Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда согласно статье 308 КАС РФ в полном объеме, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 15 сентября 2015 года) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Аналогичные положения приведены в ст. 208 КАС РФ.
Статьями 12, 130 и 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. А также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с абз. 18 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона N131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Как усматривается из материалов дела, в заявлении прокурором поставлен вопрос о признании недействующими положений ч. ч. 1 и 2 ст. 4 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года N60 с последующими изменениями, внесенными решения Думы города Костромы от 05.09.2013 г. N122, от 27.03.2014 г. N41, от 30.10.2014 г. N194, от 04.12.2014 г. N232, от 18.06.2015 г. N126, которыми на хозяйствующих субъектов, на собственников либо арендаторов зданий, в том числе не осуществляющих предпринимательскую деятельность, возложена обязанность по обеспечению своевременной уборки прилегающей к земельным участкам территории и определены границы уборки территории в пределах 10-метровой зоны по периметру объекта, если границы земельного участка не установлены.
Поскольку указанный документ издан в установленном управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, опубликован в официальном информационном бюллетене Администрации города Костромы, то Правила благоустройства территории города Костромы являются нормативным правовым актом.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный правовой акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона N131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федерального закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу статей 40, 41 Земельного кодекса РФ правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ на указанных лиц возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания имущества в гражданском праве понимается гражданско-правовая обязанность субъекта права совершать определенные действия (а равно воздерживаться от совершения некоторых действий), а также нести расходы, обусловленные и связанные с обладанием имуществом, пользованием или в некоторых случаях с возможностью распоряжения им.
Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 г. N613 (в редакции от 17.03.2014 г.) утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований. Указанные методические рекомендации раскрывают понятие "уборка территорий" как вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Таким образом, предусмотренная оспариваемыми положениями Правил благоустройства территории города Костромы обязанность физических и юридических лиц по уборке и надлежащему содержанию прилегающих территорий входит в понятие бремени содержания имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона N131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.1 - 11, 20, 25 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона, законодатель исходит из добровольности участия в выполнении социально значимых для городского округа работ.
Между тем, в рассматриваемой правовой ситуации выполнение обязанности по уборке и содержанию прилегающих территорий, не принадлежащих гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, возлагается на указанных лиц в силу нормативного принуждения.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
При таких обстоятельствах случаи возложения на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может осуществляться либо на основании федерального закона либо на основании договора.
В данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, подобную обязанность на граждан и юридических лиц не возлагает ни земельное законодательство, ни Федеральный закон от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующий отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ни статьи 37- 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", регулирующие вопросы обеспечения соблюдения юридическими и физическими лицами при осуществлении строительства и реконструкции, при вводе в эксплуатацию, а также при осуществлении эксплуатации зданий, строений, сооружений нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий безопасного размещения отходов производства и потребления, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, путем проведения мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Установив, что оспариваемые положения Правил благоустройства территории города Костромы возлагают на собственников, владельцев, пользователей земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что согласно приведенным нормам права не относится к компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законом или договором, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные положения не соответствуют статье 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса РФ, статье 42 Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о и том, что та норма Правил благоустройства территории города Костромы (ч. 2 ст. 4), которая устанавливает размер подлежащей уборке прилегающей территории, утверждена Думой города Костромы без учета того, что прилегающая территория может находится как в государственной, муниципальной, так и частной собственности. Бремя содержания данных участков в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ возложено на собственников земельным участков, поскольку иное не предусмотрено законом или договором.
Вопреки доводам апелляционной жалобы вывод суда о том, что действующим федеральным законодательством предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязанности по благоустройству дома и расположенных на занимаемом таким домом земельном участке объектов только в пределах соответствующего земельного участка, является правомерным.
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N491 (в редакции от 26.03.2014 г.), определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подп. "г" п. 11).
При этом в силу подп. "в" п. 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав работ и услуг по содержанию общего имущества дома не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Учитывая это, собственники помещений в многоквартирном доме должны содержать и благоустраивать указанные объекты в пределах занимаемых ими земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы об основанном на положениях п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона N131-ФЗ праве органа местного самоуправления устанавливать порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий не свидетельствуют о неправильном разрешении судом заявления прокурора.
Принимая во внимание положения ст. 2 Закона N131-ФЗ, судебная коллегия отмечает, что действительно федеральный закон уполномочил органы местного самоуправления городских округов определять участие неограниченного круга лиц, являющихся собственниками зданий (помещений в них) и сооружений, в благоустройстве прилегающих территорий, однако участие собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий не может быть ограничено исключительно возложением на указанных лиц бремени содержания соответствующей территории.
Участие собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий может происходить в форме выражения ими своего мнения относительно вопросов проектирования и размещения объектов благоустройства в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории (опросы, публичные слушания, собрания, сходы и пр.), а также в иных формах, позволяющих им участвовать в вопросах благоустройства.
В отношении же содержания прилегающей территории, устанавливая нормативно-правовое регулирование порядка участия названных лиц в благоустройстве прилегающих территорий, орган местного самоуправления должен учитывать, в первую очередь, требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского, земельного и жилищного, в частности то, что бремя содержания территории может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками, лишь на добровольной договорной основе (при отсутствии федерального закона), в том числе с разрешением вопроса финансирования соответствующих мероприятий за счет средств местного бюджета.
Иные доводы, которые приведены в апелляционной жалобе, по своей сути повторяют позицию заявителя, озвученную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, и были предметом рассмотрения суда. Всем этим доводам, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства, дана надлежащая правовая оценка в судебном решении, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, в апелляционной жалобе не приводится, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда города Костромы от 20 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Думы города Костромы Шараповой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.