Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.
судей Кунгаа Т.В., Канзая А.А.
при секретаре Бичике Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО2 на решение Верховного Суда Республики Тыва от 27 октября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее - Управление Росреестра по Республике Тыва) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: **, общей площадью ** кв.м. На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N П/87 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2012 году" в 2012 году на территории Республики Тыва проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков населенных пунктов. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 г. N. Кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка определена в размере **. Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость. Согласно отчету оценщика ФИО3 от 17 июня 2015 г. рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 30 мая 2012 г. составляет **. Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Республике Тыва при Управлении Росреестра по Республике Тыва её заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка отклонено. Просит признать действия ответчика, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости, незаконными; обязать ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости указанные недостоверные сведения; установить кадастровую стоимость принадлежащего ей земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 г., в размере **.; обязать ответчика внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Решением суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с данным решением суда, представитель административного истца подал апелляционную жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит его отменить, вынести новый судебный акт. В обоснование жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, не дана оценка ходатайству о проведении повторной оценки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы и представления.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под производственную территорию, общей площадью ** кв.м., расположенный по адресу: **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N, выданным Управлением Росреестра по Республике Тыва 28 июня 2011 г.
Административному истцу также принадлежит на праве собственности расположенное на указанном земельном участке нежилое помещение общей площадью ** кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N, выданным Управлением Росреестра по Республике Тыва 13 октября 2013 г.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 г. N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва", опубликованным в газете "Тувинская правда" от 12 января 2013 г.
Из приложения N1 к указанному постановлению Правительства Республики Тыва следует, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N определена в размере **. (порядковый номер N).
Из справки о кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, выданной филиалом ФГБУ "ФКП" по Республике Тыва 16 сентября 2015 г., следует, что государственная кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 30 мая 2012 г. - дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой оценки. Лицами, участвующими в деле, данное обстоятельство не оспаривается.
При рассмотрении дела в первой инстанции административный истец в подтверждение рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка представил отчет независимого оценщика ФИО3 N от 17 июня 2015 г., согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 30 мая 2012 г. составляет **.
По результатам экспертизы Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 30 июня 2015 г., отчет оценщика ФИО3 об оценке рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка соответствует требованиям вышеуказанного Федерального закона, Федеральным стандартам оценки и Своду Стандартов оценки Российского общества оценщиков.
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной стоимости и нарушает её права как плательщика налога на землю, обратилась с административным исковым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что вся информация об объектах - аналогах, положенная в основу выводов оценщика о рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, не может быть признана достоверной, поскольку взята из источников, которые суду установить не удалось. Оценщик, допрошенный в судебном заседании, пояснил, что не может подтвердить достоверность информации об объектах-аналогах, поскольку источник, из которого взята информация, утеряна.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отчет оценщика ФИО3 не может быть признан судом достоверным доказательством.
Довод апелляционной жалобы о том, что ходатайство о проведении повторной оценки рыночной стоимости земельного участка судом не изучено, не дана оценка не соответствует действительности, поскольку в ходе судебного заседания 27 октября 2015 года указанное ходатайство рассмотрено и судом отказано в удовлетворении.
Согласно части 5 статьи 247 и статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Против проведения судебной экспертизы административный истец и его представитель возражали, иных доказательств не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Тыва от 27 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 декабря 2015 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.