Судья Липецкого областного суда Федосова Н.Н., рассмотрев жалобу Магомедова С.С. на постановление судьи Правобережного районного суда города Липецка от 12 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Магомедова С.С.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Правобережного районного суда города Липецка от 12 января 2016 года гражданин Республики Украины Магомедов С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с выдворением за пределы Российской Федерации, с содержанием в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Липецкой области.
Магомедов С. С. обратился с жалобой на постановление судьи, в которой просит постановление судьи в части назначения наказания в виде административного выдворения за пределы российской Федерации отменить как незаконное.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности Магомедова С. С., его защитника, представителя УФМС России по Липецкой области, изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно ч.4 ст.18.8 КоАП РФ - повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правила миграционного учета установлены
Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Согласно ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" - миграционный учет осуществляется в целях:
1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;
2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;
3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции.
В силу ч.1 ст. 20 Закона- иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу ст. 21 Закона - если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно п.1-2 ч. 2 ст. 22 Закона для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:
1) иностранный гражданин:
а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ , удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;
б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и 4 настоящей статьи;
2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:
а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и 4 настоящей статьи;
б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 12 января 2016 года в 8 часов 00 мин. при проведении проверочных мероприятий по соблюдению миграционного законодательства был выявлен факт несоблюдения гражданином Украины Магомедовым С.С. миграционного законодательства на территории Российской Федерации, выразившийся в нарушении режима пребывания. Магомедов С.С., имеющий временную регистрацию с 29.09.2014 года по 02.09.2017 года по адресу ФИО2 "адрес", фактически проживает по другому адресу без регистрации. 12.01. 2016 года он находился по адресу "адрес". Ранее Магомедов С.С. 24.06.2015 года был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, т.е. повторно нарушил режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, нарушив п. 3 ч. 1 ст. 4,ч. 1 ст. ст. 20,ст. 21, п. 2 ч.2 ст. 22 ФЗ РФ от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ"
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом .
Действия Магомедова С.С., выразившиеся в несоблюдении правил миграционного учета на территории Российской Федерации повторно, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Магомедовым С.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от 24.06.2015г года в отношении Магомедова С.С. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, сведениями о привлечении к административной ответственности, актами опроса от 11.01.2016 года Е., прож. "адрес", Ф. прож. "адрес"103, показавших о фактическом проживании Магомедова С.С. по адресу "адрес", протоколом об административном правонарушении N от 12.01.2016 года, объяснениями Магомедова С.С., другими доказательствами, имеющимися в деле.
Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи26.11 КоАП РФ.
Действия Магомедова С.С правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену судебного постановления, не допущено.
Доводы жалобы о том, что необходимо действия Магомедова С.С. переквалифицировать на ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ следует признать несостоятельными, поскольку оснований для этого не имеется, действия Магомедова С.С. не охватываются диспозицией ч. 1.1 данной статьи.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч.4 ст.18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, оценивая назначенное наказание, считаю возможным принять во внимание обстоятельства, позволяющие не применять административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации.
В материалах дела имеются сведения ( л.д. 7), представленные УФМС России по Липецкой области о том, что Магомедову С.С., родившемуся в СССР, являющемуся гражданином Украины было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ сроком действия с 26.01.2015 года по 01.08.2015 года, он был поставлен на учет лиц с временным убежищем, дата въезда 14.01.2014 года.
Как следует из паспорта иностранного гражданина Магомедова С.С., он родился в "адрес", согласно его объяснениям в протоколе об административном правонарушении в Российской Федерации он ищет защиты от военных действий в Украине, согласно объяснению в адрес начальника ОУФМС по Липецкой области в Правобережном округе г. Липецка Магомедов С.С. пояснил, что прибыл в РФ к отцу М. гражданину РФ, прож. "адрес", как судье районного суда, так и в областном суде Магомедов С.С. пояснял, что на территории Украины проживал в "адрес", "адрес" с отцом, затем с женой в "адрес", которую вместе с детьми перевез в РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность ( ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
В силу ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
В связи с боевыми действиями на Украине, данное государство нельзя включить в перечень "безопасных стран происхождения".
В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах", а также в связи со сложной внутриполитической ситуацией на Украине и продолжающимся ростом количества граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации в поисках убежища, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 июля 2014 года N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке".
Таким образом, данные сведения подтверждают, что Магомедов С.С. принадлежит к числу лиц, которым Российская Федерация в связи с военными действиями на Украине предоставила убежище.
Само по себе не продление им срока убежища не свидетельствует об отсутствии такой необходимости.
Судьей не была дана надлежащая оценка указанным обстоятельствам.
Кроме того, судьей при рассмотрении дела не были выяснены обстоятельства семейной жизни Магомедова С.С., хотя последний, ссылался на наличие родственных связей на территории РФ.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что на территории Российской Федерации у Магомедова С.С. проживает отец М.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированный в РФ "адрес", являющийся гражданином Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о рождении, паспортом М. выписками из истории болезни.
Согласно представленным медицинским документам, имеет определенные заболевания, как следует из пояснений Магомедова С.С., он осуществляет за ним уход.
Со слов Магомедова С.С. в городе Липецке проживает его мать, также являющаяся гражданкой РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Магомедова С.С. на уважение семейной жизни.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение Магомедову С.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нахожу возможным постановление судьи изменить путем исключения из него указания на назначение Магомедову С.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Правобережного районного суда города Липецка от 12 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Магомедова С.С. изменить.
Исключить из постановления указание на назначение Магомедову С.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Магомедова С.С. освободить из специального учреждения временного содержания иностранных граждан России по Липецкой области.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья (подпись) Н.Н. Федосова
Копия верна
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.