Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Балашовой И.Б., Захаровой Т.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о признании бездействия Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района г. Волгограда незаконным и понуждении к совершению определённых действий.
по апелляционной жалобе представителя администрации Советского района г. Волгограда
на решение Советского районного суда г. Волгограда от 5 ноября 2015 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о признании бездействия Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района г. Волгограда незаконным и понуждении к совершению определённых действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района Волгограда, выразившееся в не рассмотрении вопроса о признании многоквартирного жилого дома "адрес" аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном п. 47 Положения.
Обязать Межведомственную комиссию по оценке состояния
жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района Волгограда в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу провести оценку многоквартирного жилого дома "адрес" в порядке установленным п. 47 Положения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с иском, указывая на то, что 30 апреля 2015 года Инспекцией проведено обследование многоквартирного дома "адрес", по результатам которого составлено заключение от 30 апреля 2015 N 84 о техническом состоянии указанного дома. Заключение Инспекции направлено в администрацию Советского района Волгограда для рассмотрения и принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Как следует из пункта 46 Положения, межведомственная комиссия рассматривает поступившее заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
25 сентября 2015 года инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения органом местного самоуправления обязательных требований Положения при рассмотрении заключения Инспекции о техническом состоянии многоквартирного дома "адрес" от 30 апреля 2015 года N 84.
В ходе проверки установлено, что 28 мая 2015 года межведомственной комиссией принято решение о проведении дополнительного обследования указанного многоквартирного дома с целью подготовки экспертного заключения о техническом состоянии конструктивных элементов здания и жилых помещений. Письмом от 31 июля 2015 года N " ... " у Администрации Советского района г. Волгограда запрошена информация о рассмотрении межведомственной комиссией Администрации заключения о техническом состояния здания по результатам его обследования специализированной организацией.
Письмами от 21 августа 2015 года N " ... " и от 21 сентября 2015 года N " ... " Администрацией Советского района г. Волгограда представлена информация о том, что ввиду того, что денежные средства, предусмотренные в смете района на 2015 год на инструментальное обследование многоквартирных домов, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, реализованы в полном объеме, подготовить экспертное заключение по обследованию многоквартирного дома "адрес" не представилось возможным.
До настоящего времени заключение Инспекции от 30 апреля 2015 года N84 о техническом состоянии многоквартирного жилого дома "адрес" не рассмотрено, и какого либо решения со стороны Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района г. Волгограда о пригодности (непригодности) дома для проживания граждан не принято.
Сославшись на указанные обстоятельства, Инспекция просила признать незаконными действий (бездействий) межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов на территории Советского района Волгограда, выразившееся в не рассмотрении вопроса с признании многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном Положением; обязать межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов на территории Советского района Волгограда в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему гражданскому делу провести оценку состояния многоквартирного дома "адрес" в порядке, установленном Положением принять по результатам работы решение в соответствии с пунктом 47 Положения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Советского района г. Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить и принять по делу новое решение которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав представителя администрации Советского района Волгограда Слипкань Е.А., поддержавшую доводы жалобы, представителя Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Каштанову Е.Е., возражавшую против ее удовлетворения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям ст. 308 КАС РФ в полном объёме, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 42 указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с п. п. 7 и 44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.
Пункт 46 Положения предусматривает право межведомственной комиссии принимать решение о назначении и проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с п. 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В силу положений п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Инспекцией 30 апреля 2015 года проведено обследование многоквартирного дома "адрес", по результатам которого в этот же день составлено заключение N 84 о техническом состоянии указанного дома.
Заключение Инспекции направлено в администрацию Советского района Волгограда для рассмотрения и принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
25 сентября 2015 года Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения органом местного самоуправления обязательных требований Положения при рассмотрении заключения Инспекции о техническом состоянии многоквартирного дома "адрес" от 30 апреля 2015 года N 84.
В ходе проверки установлено, что 28 мая 2015 года межведомственной комиссией принято решение о проведении дополнительного обследования указанного многоквартирного дома с целью подготовки экспертного заключения о техническом состоянии конструктивных элементов здания и жилых помещений.
Письмом от 31 июля 2015 года N " ... " у Администрации Советского района г. Волгограда запрошена информация о рассмотрении межведомственной комиссией Администрации заключения о техническом состояния здания по результатам его обследования специализированной организацией.
Письмами от 21 августа 2015 года N " ... " и от 21 сентября 2015 года N " ... " Администрацией Советского района г. Волгограда представлена информация, что ввиду того, что денежные средства, предусмотренные в смете района на 2015 год на инструментальное обследование многоквартирных домов, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, реализованы в полном объеме, подготовить экспертное заключение по обследованию многоквартирного дома "адрес" не представилось возможным.
До настоящего времени межведомственной комиссией администрации Советского района г. Волгограда кого-либо решения в соответствии с п. 47 Положения по результатам рассмотрения заключения Инспекции от 30 апреля 2015 года N84 и оценки технического состояния многоквартирного жилого дома "адрес" о пригодности (непригодности) дома для проживания граждан не принято, заключение специализированной организации не подготовлено.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
С учётом установленных обстоятельств и приведённых правовых норм, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что межведомственной комиссией администрации Советского района Волгограда допущено бездействие, выразившееся в неполучении заключения специализированной организации, проводящей обследование жилых домов, о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого дома "адрес" несмотря на принятое комиссией о получении заключения решение; указанное бездействие по непринятию мер по своевременному выявлению и пресечению возможного разрушения и обрушения жилого дома, может повлечь наступление неблагоприятных последствий не только для собственников жилых помещений, но и для неопределённого круга лиц, которые по стечению обстоятельств могут находиться внутри дома или около него, и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы жалобы о том, что межведомственная комиссия не является субъектом спорных правоотношений, так как не обладает статусом юридического лица, поскольку указанное утверждение основано на неверном толковании норм административного законодательства.
Указанному доводу судом была дана надлежащая правовая оценка, изменять которую судебная коллегия оснований не усматривает.
Иных доводов к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 5 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Советского района Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.