Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Фатеевой Л.В., Алдошиной В.В.,
при секретаре Шаталиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Щекино и Щекинском районе на решение Щекинского районного суда Тульской области от 29 октября 2015 года по иску Высоковой Е.Л. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Высокова Е.Л. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п.п.1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" и ст. 33 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении такой пенсии ей было отказано. Считает отказ пенсионного органа незаконным, поскольку длительное время проживала и работала в различных зонах радиоактивного загрязнения, в связи с чем, имеет право на уменьшение пенсионного возраста на 5 лет на основании ст.ст. 33,34 вышеназванного закона. Указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в "адрес", в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в "адрес"- в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически проживала у своих родителей по адресу "адрес". ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" родила дочь И.Е.А., находясь в отпуске по уходу за ребенком, продолжала проживать у родителей в "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ дочь И.Е.А. находилась под наблюдением патронажной медсестры при амбулатории "адрес" " ... ". Полагает, что суммируя льготы уменьшения пенсионного возраста в связи с проживанием на загрязненной территории, приобрела право на снижение пенсионного возраста на 5 лет и на пенсионное обеспечение в 50 лет. Просила установить факт проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в квартире "адрес", признать за ней право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет, обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области назначить ей пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Высокова Е.Л. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области по доверенности Будылкина Е.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд решил:признать за Высоковой Е.Л. право на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области назначить Высоковой Е.Л. досрочную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в "адрес" и Щекинском Тульской области по доверенности Проходцевой Е.А., судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены постановленного решения суда.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Высокова Е.Л. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.1ст.8 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ст.33 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244 -1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности постоянного проживания и работы в зоне с правом на отселение в соответствии со ст.33 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244 -1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Не согласившись с данным отказом, Высокова Е.Л. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в "адрес", который отнесен к зоне отселения, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в г.Щекино в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем приобрела право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет.
Согласно ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
В соответствии с положениями ст. 10 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение или в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью 1 ст..14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно ст. 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста входы на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ.
Статьи 33 и 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст. 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 данного Закона, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Однако, как указанно в определении Конституционного суда РФ от 11.07.2006 г. N 403-О при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста на возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселении, а затем по решению Правительства РФ- к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.33,34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и ч.2 ст. 10 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" по своему конституционно- правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем населенный пункт г.Щекино Тульской области отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, "адрес"- к зоне отселения.
Статьей 3 Закона РФ N5242-1 от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности определяются комплексом норм, закрепленных как в ст. 20 ГК РФ, Законе РФ N5242-1 от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", так и в других нормативных актах.
Исходя из толкования данной нормы права, отраженного в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N4-П от 02.02.1998 "По делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N713 от 17.07.1995", регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких - либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 вышеуказанного закона, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживала у родителей по адресу: "адрес".
Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств: справкой N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО "адрес", о том, что Высокова Е.Л.(добрачная фамилия Политико) на ДД.ММ.ГГГГ находилась на территории "адрес" и проживала без регистрации по адресу: "адрес", сведениями из медицинской карты амбулаторного больного, истории развития ребенка И.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, первое место жительства которой указано "адрес",показаниями свидетелей М.Т.Н. и К.Л.И., подтвердивших, что Высокова Е.Л. до рождения дочери переехала к своим родителям П.Л.М. и П.А.И. в "адрес", где проживала до ДД.ММ.ГГГГ, ребенок находился под наблюдением патронажной медсестры К.Е.Я. при амбулатории "адрес" " " ... ", выпиской из домовой книги на жилой "адрес" из которой следует, что в данном доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.г., были зарегистрированы П.Л.М. и П.А.И., являющиеся родителями истца.
Оценив исследованные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции с учетом положений ч.7, 8 ст.13, ст.ст. 33,34,35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", принимая во внимание, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в "адрес", который отнесен к зоне отселения, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в г.Щекино - в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Высокова Е.Л. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, в связи с чем пенсия по старости должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы жалобы относительно того, что законом N1244-1 от 15.05.91 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за работу на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для назначения истцу пенсии по старости, поскольку истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не была зарегистрирована проживающей на территории зоны проживания с правом на отселение, не могут являться причиной отмены постановленного судом решения, поскольку назначение пенсии не исключает возможности установления такого факта, что и было сделано судом на основании оценки всех собранных по делу доказательств.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 29 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Щекино и Щекинском районе - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.