Тульский областной суд в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
при секретаре Пономаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-119/2015 по административному исковому заявлению Надарая Т.Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Надарая Т.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что ему на праве собственности принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", вид разрешенного использования " " ... "", расположенный по адресу: " ... ";
- земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", вид разрешенного использования " " ... "", расположенный по адресу: " ... ";
- земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", разрешенное использование " " ... "", расположенный по адресу: " ... ".
Полагает, что определенная Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы)" и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года:
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей
значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как плательщика земельного налога.
В соответствии с отчетами ООО " В" N " ... " от 20.08.2015 года, N " ... " от 20.08.2015 года, N " ... " от 20.08.2015 года рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков, составляет:
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей.
В связи с изложенным просил суд установить кадастровую стоимость вышеназванных земельных участков равной их рыночной стоимости в размере:
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей.
Административный истец Надарая Т.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Надарая Т.Б. по доверенности Дербасова Ю.С. по тем же основаниям и с учетом результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером - " ... " в размере " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере " ... " рублей.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных пояснениях против удовлетворения заявленных административным истцом требований не возражал и просил разрешить их на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика - Правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу заявленных требований не представил.
Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных пояснениях ссылался на то, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740; полномочиями по определению достоверности указанной стоимости кадастровая палата не обладает; при этом заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости с оспариванием действий органа кадастрового учета не связаны, спор между административным истцом и органом кадастрового учета отсутствует, в связи с чем, просил вынести решение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Новомосковск в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия, решение принять на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В связи с вступлением в действие с 15.09.2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.03.2015 года N 22-ФЗ, статьями 20, 245-247 КАС РФ данное дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Надарая Т.Б. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами:
- " ... " площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", вид разрешенного использования " " ... "", расположенный по адресу: " ... ";
- " ... " площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", вид разрешенного использования " " ... "", расположенный по адресу: " ... ";
- " ... " площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", разрешенное использование " " ... "", расположенный по адресу: " ... ", что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от 08.10.2008 года (земельный участок с кадастровым номером " ... "), свидетельством о государственной регистрации права собственности серии " ... " от 24.03.2015 года, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.11.2015 года N " ... "; договором купли-продажи земельного участка от 15.03.2005 года (земельный участок с кадастровым номером " ... "), свидетельством о государственной регистрации права собственности серии " ... " от 04.04.2005 года, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.11.2015 года N " ... "; договором купли-продажи земельного участка от 15.12.2006 года (земельный участок с кадастровым номером " ... "), свидетельством о государственной регистрации права собственности серии " ... " от 29.05.2014 года, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.11.2015 года N " ... ".
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель, как собственник вышеуказанного земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости, определенные по состоянию на 01.01.2013 года (приложение N1), а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования (приложение N2).
Кадастровая стоимость спорных земельных участков данным Постановлением установлена в следующем размере:
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей.
Указанная кадастровая стоимость земельных участков внесена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющихся в материалах дела кадастровых паспортов спорных земельных участков от 22.10.2015 года N " ... ", N " ... ", N " ... ", кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 09.10.2015 года.
С целью определения рыночной стоимости вышеупомянутых земельных участков административный истец обратился в ООО " " ... "".
В соответствии с отчетами N " ... " от 20.08.2015 года, N " ... " от 20.08.2015 года, N " ... " от 20.08.2015 года, выполненными данной организацией, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков, составляет:
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСОN 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами ков, членом оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждения определенной в отчете рыночной стоимости объекта оценки.
По ходатайству стороны административного истца в целях подтверждения правильности и достоверности вышеупомянутых отчетов и определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО " А".
Согласно выводам, содержащимися в экспертном заключении эксперта названной экспертной организации от 07.12.2015 года N " ... ", отчеты ООО " В" N " ... " от 20.08.2015 года, N " ... " от 20.08.2015 года, N " ... " от 20.08.2015 года не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, включая требования Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с ненадлежащим подбором аналогов при сравнительном методе оценки, в том числе без учета их точного местоположения, а также по причине несоблюдения принципа обоснованности и ошибочных расчетов поправок на наличие коммуникаций, что повлияло на правильность определения рыночной стоимости оцениваемых объектов; рыночная стоимость объектов оценки - земельных участков с кадастровыми номерами: " ... ", " ... ", " ... ", определенная оценщиком в указанных отчетах, не подтверждается и составляет по состоянию на 01.01.2013 года: " ... " рублей, " ... " рублей, " ... " рублей соответственно.
Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в сфере оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованны, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Что касается имеющихся в материалах дела отчетов ООО " В" N " ... " от 20.08.2015 года, N " ... " от 20.08.2015 года, N " ... " от 20.08.2015 года, то, учитывая, что они согласно заключению вышеуказанной судебной оценочной экспертизы, признанному судом допустимым и достоверным доказательством по делу, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и выполнены с нарушениями, которые существенно повлияли на итоговую рыночную стоимость объектов оценки, данные отчеты к числу надлежащих доказательств, подтверждающих достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков, отнести нельзя.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков определена по состоянию на 01.01.2013 года.
На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанных земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере " ... " рублей;
- земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере " ... " рублей в экспертном заключении ООО " А" от 07.12.2015 года N " ... ".
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков - 01.01.2013 года, рыночная стоимость находящихся в собственности административного истца земельных участков являлась иной, чем отражено в исследованном судом экспертном заключении, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Правильность вышеупомянутого экспертного заключения лицами, участвующими в деле, не оспаривалась и ничем не опровергнута; с ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица в установленном законом порядке не обращались.
Таким образом, анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в вышеупомянутом экспертном заключении рыночная стоимость спорных земельных участков в размере: земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей; земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей, земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости тех же земельных участков в размере: земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей; земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей; земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей, что затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную экспертным заключением, не свидетельствует о недостоверности экспертного заключения, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельных участков и их рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм материального права и, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: " ... ", " ... ", " ... ", может быть установлена в размере их рыночной стоимости - " ... " рублей; " ... " рублей; " ... " рублей соответственно, определенной экспертным заключением ООО " А" от 07.12.2015 года N 83-2015, в связи с чем заявленные административным истцом требования в уточненном виде подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-24 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и, исходя из положений статьи 16, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" настоящее решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорных земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости, а также о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения административного истца с административным исковым заявлением в Тульский областной суд - 29.10.2015 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Надарая Т.Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", вид разрешенного использования " " ... "", расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", вид разрешенного использования " " ... "", расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м, категория земель " " ... "", разрешенное использование " " ... "", расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости датой подачи Надарая Т.Б. заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного лица с административным исковым заявлением в Тульский областной суд - 29 октября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.Г. Старцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.