Тульский областной суд в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
при секретаре Пономарёвой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-90/2015 по административному исковому заявлению Лыкова В.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Лыков В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером " ... " общей площадью " ... " кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для предпринимательской деятельности", расположенный по адресу: " ... ".
Полагает, что определенная на основании Постановления правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы)" и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 25.07.2014 года в размере " ... " рублей значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как плательщика земельного налога.
В соответствии с отчетом ООО О N " ... " от " ... " года рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на 25.07.2014 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка, составляет " ... " рублей.
В связи с чем, просил суд установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
В судебном заседании административный истец Лыков В.Н. по тем же основаниям и с учетом результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 25.07.2014 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка, в размере " ... " рублей.
Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных пояснениях ссылался на то, что оспариваемая административным истцом стоимость принадлежащего ему земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости в связи с образованием нового земельного участка на основании акта органа кадастрового учета от 28.07.2014 года по состоянию на 25.07.2014 года (дату внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости) с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740, умноженного на площадь земельного участка, в силу прямого предписания закона; полномочиями по определению достоверности указанной стоимости кадастровая палата не обладает; при этом заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с оспариванием действий органа кадастрового учета не связаны, спор между административным истцом Лыковым В.Н. и органом кадастрового учета отсутствует, в связи с чем, просил вынести решение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных пояснениях против удовлетворения заявленных административным истцом требований не возражал и просил разрешить их на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменных пояснениях и ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие и принятии законного и обоснованного решения, ссылаясь на то, что государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области проведена в соответствии с действующим законодательством, Постановление правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 об утверждении ее результатов принято с соблюдением требований закона, в установленном им порядке и в пределах компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменных пояснениях и ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие и принятии законного и обоснованного решения, ссылаясь на то, что государственная кадастровая оценка земельных участков города Тулы в 2013 году проведена согласно требованиям федерального законодательства, с соблюдением необходимых административных процедур. В связи с отсутствием материально-правового интереса к предмету спора просил разрешить заявленные требования с учетом общественных интересов, направленных на стабильное и прогнозируемое финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Узловая и Узловского района Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В связи с вступлением в действие с 15.09.2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.03.2015 года N 22-ФЗ, статьями 20, 245-247 КАС РФ данное дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лыкову В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером " ... " общей площадью " ... " кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для предпринимательской деятельности", расположенный по адресу: " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от " ... " года N " ... ", выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от " ... " года N " ... ".
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель, как собственник вышеуказанного земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости, определенные по состоянию на 01.01.2013 года (приложение N1), а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования (приложение N2).
Кадастровая стоимость принадлежащего Лыкову В.Н. земельного участка с кадастровым номером " ... " рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала - " ... " руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 по состоянию на 01.01.2013 года, и установлена в размере " ... " рублей по состоянию на " ... " года (дату внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости) в связи с образованием нового земельного участка.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка внесена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющихся в материалах дела кадастровой выписки о земельном участке от " ... " года N " ... ", кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от " ... " года.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости вышеупомянутого земельного участка заявитель обратился в ООО Н.
В соответствии с отчетом N " ... " от " ... " года, выполненным данной организацией, рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на 25.07.2014 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка, составляет " ... " рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 2.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ). В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСОN 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами ков, членом оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждения определенной в отчете рыночной стоимости объекта оценки.
По ходатайству административного истца Лыкова В.Н. в целях подтверждения правильности и достоверности вышеупомянутого отчета и определенной оценщиком рыночной стоимости объекта оценки судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО " К".
Согласно выводам, содержащимися в экспертном заключении названной экспертной организации от " ... " года N " ... ", отчет N " ... " от " ... " года, выполненный ООО Н, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; не соответствует федеральным стандартам оценки в части п.п.8а, 8ж, 10 ФСО-3, п.10 ФСО-7, однако выявленные несоответствия отчета не оказывают влияния на итоговую рыночную стоимость объекта оценки; рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером " ... " определенная оценщиком в отчете N " ... " от " ... " года подтверждается в размере " ... " рублей.
Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованны, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацам 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в отношении ранее не учтенных объектов недвижимости, в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером " ... " определена по состоянию на 25.07.2014 года.
На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанного земельного участка в размере " ... " рублей в отчете ООО Н N " ... " от " ... " года.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельного участка - 25.07.2014 года, рыночная стоимость находящегося в собственности административного истца земельного участка являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, подтвержденном в указанной части экспертным заключением, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Правильность вышеупомянутого экспертного заключения лицами, участвующими в деле, не оспаривалась и ничем не опровергнута; с ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица в установленном законом порядке не обращались.
Таким образом, анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в вышеупомянутом отчете ООО Н от " ... " года N " ... " и подтвержденная экспертным заключением ООО К от " ... " года N " ... " рыночная стоимость спорного земельного участка в размере " ... " рублей значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости того же земельного участка в размере " ... " рублей, что затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом и подтвержденную экспертным заключением, не свидетельствует о недостоверности экспертного заключения, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм материального права и, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " может быть установлена в размере его рыночной стоимости - " ... " рублей, определенной отчетом ООО Н от " ... " года N " ... " и подтвержденной экспертным заключением ООО К от " ... " года N " ... ", в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-24 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и, исходя из положений статьи 16, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" настоящее решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорного земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости, а также о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения административного истца с административным исковым заявлением в Тульский областной суд - " ... " года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Лыкова В.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " общей площадью " ... " кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для предпринимательской деятельности", расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости датой подачи Лыковым В.Н. заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка является день обращения указанного лица с административным исковым заявлением в Тульский областной суд - " ... " года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.Г. Старцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.