Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Хомич С.В.,
судей Алферовой Н.А., Семеновой О.В.,
при секретаре Мусакаеве М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинченко Е.А., Изимова О.В. к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о понуждении заключения договора социального найма жилого помещения по апелляционной жалобе Зинченко Е.А., Изимова О.В. на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 05 октября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Алферовой Н.А., судебная коллегия
установила:
Зинченко Е.А., Изимов О.В. обратились в суд с исковым заявлением к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - ФГКУ "ЮРУЖО") о понуждении заключения договора социального найма жилого помещения.
В обоснование своих требований истцы сослались на то, что они, а также их дочь ФИО10, ДАТА года рождения, проживают в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: АДРЕС, данная квартира расположена в Закрытом военном городке АДРЕС, была предоставлена Министерством обороны РФ в связи с прохождением Изимовым О.В. военной службы по контракту с августа ДАТА по ноябрь ДАТА. Истцы указывают, что ДАТА ими было получено извещение о необходимости сдачи в установленном порядке и освобождении жилого помещения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, однако они полагают, что они проживают в квартире на условиях социального найма, а не в специализированной (служебной) квартире, поскольку в документах, на основании которых производилось заселение в спорную квартиру, нет ссылок на статус служебной квартиры, при этом Постановлением Главы Администрации Аксайского района Ростовской области от ДАТА НОМЕР спорному жилому помещению присвоен статус служебного уже после ее заселения, они полагают возможным заключение с ними договора социального найма на указанную квартиру.
На основании изложенного, истцы просили обязать ФГКУ "ЮРУЖО" заключить с ними договор социального найма на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью ИНФОРМАЦИЯ, в том числе жилой - ИНФОРМАЦИЯ, расположенную по адресу: АДРЕС.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от ДАТА в удовлетворении исковых требований Зинченко Е.А., Изимова О.А. отказано.
С решением не согласились Зинченко Е.А., Изимов О.В., подав в лице своего представителя Паншева С. апелляционную жалобу, в которой просят его отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование указано, что стороны не подписывали какой-либо договор найма, он отсутствует в материалах дела. Также в апелляционной жалобе указано, что в выписке из протокола НОМЕР от ДАТА заседания жилищной комиссии воинской части НОМЕР, на котором постановлено выделить Изимову О.В. спорную квартиру, а также в списке распределения жилой площади от ДАТА отсутствуют упоминания о статусе служебной квартиры, однако суд первой инстанции ссылается не на данные документы, а на ненадлежащим образом заверенную копию ордера, при этом корешок ордера, в котором должна стоять подпись нанимателя, представлен не был.
Кроме того, в апелляционной жалобе указано, что решение о придании спорному помещению статуса служебного было принято более, чем через год после его распределения, вселения в него истцов, в связи с чем на них не распространяются правовые последствия данного решения, с ними должен быть заключён договор социального найма. В апелляционной жалобе также указано, что само по себе расположение квартиры в закрытом военном городке не наделяет её статусом служебного помещения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании ордера от ДАТА НОМЕР капитану Изимову О.В. было предоставлено жилое помещение - квартира НОМЕР, расположенная по адресу: АДРЕС, и членам его семьи: жена Зинченко Е.А., дочь ФИО10 Ордер выдан КЭЧ Ростовского-на-Дону СКВО Минобороны СССР. В ордере от ДАТА НОМЕР на вселение в вышеуказанное жилое помещение Изимова О.В. и членов его семьи имеются отметки "Обособленный военный городок" и "Служебный ордер""
Объект недвижимого имущества - жилой дом НОМЕР, расположенный по адресу: АДРЕС,, в состав которого входит квартира НОМЕР, в соответствии с Постановлением Главы Администрации Аксайского района Ростовской области НОМЕР от ДАТА на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от ДАТА НОМЕР был придан статус служебных квартир распоряжением Правительства РФ от ДАТА НОМЕР "О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России", АДРЕС отнесен к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 93, 104, 105 ЖК РФ, ст.ст. 101, 105 ЖК РСФСР, Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и исходил из того, что спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, расположена в закрытом военном городке и была предоставлена истцу как ведомственное жилье в связи с прохождением военной службы на основании договора найма служебного жилья, в связи с чем основания для заключения договора социального найма в отношении данного жилого помещения отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленными исходя из представленных сторонами доказательств, и требованиям закона.
В соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу статьи 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления спорной квартиры, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, который выдавался гражданину на основании решения исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов о предоставлении жилого помещения. В силу части 3 данной статьи выдача ордера на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, которым было предоставлено право выдачи таких ордеров КЭЧ Министерства обороны, либо иным компетентным органом Министерства обороны РСФСР на основании решения жилищно-бытовой комиссии военного ведомства, за которым была закреплена квартира.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
С учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации жилыми помещениями для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещения подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Поскольку квартира расположена в закрытом военном городке, суд пришел к правильному выводу, что она имела на момент предоставления и имеет по настоящее время статус служебного жилого помещения, что также подтверждается ордером НОМЕР от ДАТА, подлинность которого не оспаривалась в суде первой инстанции. Служебный ордер и решение о предоставлении Изимову О.В. спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
При этом, судом установлено, что решение о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма органом местного самоуправления или иным компетентным органом не принималось, напротив, из материалов дела следует, что истцу и членам его семьи предоставлено ведомственное жилье в связи с прохождением военной службы в закрытом военном городке. Каких-либо иных доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение истец занимает на условиях социального найма, в материалах дела не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Однако решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Ссылка апеллянтов на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом - администрацией Аксайского района Ростовской области, решения о присвоении спорной квартире статуса служебного на момент ее представления истцам, необоснованна, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
В целом, доводы, указанные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к несогласию апеллянта с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения. Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда и являться основанием к отмене судебного решения, жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 5 октября 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зинченко Е.А., Изимова О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 января 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.