Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда Астапчук Р.В., Синьковской Л.Г.,
при секретаре Сайдуллиной М.Р.,
рассмотрела в судебном заседании 25 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на заочное решение Центрального районного суда г. Омска от 17 августа 2015 года, которым постановлено:
"Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области включить Марковича В. А. в список лиц, претендующих на обеспечение жилыми помещениями (в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения).
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии решения".
Заслушав доклад судьи областного суда Синьковской Л.Г., судебная коллегия
установила:
Маркович В.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании незаконным отказа о включении в список лиц, претендующих на получение государственной поддержки в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что " ... "1991 он как сотрудник милиции был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет.
Приказом УМВД России по Омской области N N " ... " от 19.10.2011 он был уволен из органов внутренних дел по пункту "З" части 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - по ограниченному состоянию здоровья, выслуга лет в календарном исчислении составила " ... ".
На момент увольнения из органов внутренних дел он продолжал состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий в администрации сельского поселения.
24.03.2015 он обратился с заявлением в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о включении его в сводный список граждан, претендующих на получение государственной поддержки в улучшении жилищных условий.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 02.04.2015 в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, что он не был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054.
Считает данный отказ необоснованным, поскольку ч. 2.1. ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан") не содержит каких-либо дополнительных требований к порядку принятия органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся. Постановление Правительства РФ, на которое ссылается министерство, принято в 1998 году, он же в органах местного самоуправления как нуждающийся в улучшении жилищных условий принят на учёт в 1991 году, в соответствии с действовавшим на тот период Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
Просил признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о включении его в список лиц, претендующих на получение государственной поддержки в улучшении жилищных условий; обязать министерство включить его в такой список.
Маркович В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения истца в список граждан-получателей мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями. Указывает, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют только граждане соответствующей категории, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в установленном порядке. При обращении в министерство истцом представлены документы, из которых следует, что он состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Документы, подтверждающие постановку на учет по основаниям и в порядке, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. " ... ").
В судебном заседании представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Матвеева К.И. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала. Факт отнесения Марковича В.А. к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии с законом о статусе военнослужащих, не оспаривала.
Маркович В.А. в судебном заседании выразил согласие с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1, Конституции РФ) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции РФ).
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации (п. 1 ст. 15).
До 01.01.2011 действовал абзац 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01.01.2005 принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2011 абзац 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в изложенной редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В соответствии с названным Законом статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в действующей редакции), распространяются на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с ЖК РФ.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 вышеназванного Закона).
Постановлением Правительства Омской области от 31.08.2011 N 164-п утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан, разработанный в целях реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в соответствии с пунктом 1.2 статьи 3 Закона Омской области "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" Правительство Омской области.
Пунктом 3 Порядка обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Из материалов дела следует, что Маркович В.А. проходил службу в органах внутренних дел.
Решением исполкома " ... " сельского Совета Омского района Омской области от " ... "1991 истец, будучи сотрудником милиции, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет по улучшению жилищных условий, на котором состоит до настоящего времени (л.д. " ... ").
Приказом УМВД России по Омской области N N " ... " от 19.10.2011 Маркович В.А. уволен из органов внутренних дел по п. "3" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья) с 21.10.2011. Выслуга лет по состоянию на 21.10.2011 составляет в календарном исчислении " ... " (л.д. " ... ").
На момент увольнения из органов внутренних дел, Маркович В.А., проживающий в " ... " продолжал состоять на учёте как нуждающийся в улучшении жилищных условий в Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
24.03.2015 Маркович В.А. обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области с заявлением по вопросу включения его в списки граждан, претендующих на получение государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 31.08.2011 N 164-п (л.д. " ... ").
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 02.04.2015 истцу отказано во включении в названный список, со ссылкой на то, что правом на обеспечение жилыми помещениями в порядке, установленном Федеральным законом, имеют только граждане соответствующих категорий, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054. Документы, подтверждающие постановку его на учет по основаниям и в порядке, предусмотренным данными Правилами, отсутствуют, в связи с чем, правовых оснований для включения его в указанные списки не имеется (л.д. " ... ").
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что Маркович В.А. отвечает необходимым критериям для включения в список лиц, претендующих на обеспечение жилыми помещениями.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом.
Действующие Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", определяют, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении не менее 10 лет и уволенные по льготным основаниям - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 6 указанных Правил).
Сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 N 21-П).
Ни Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ни Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" не устанавливают каких-либо ограничений по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных со службы после 01.01.2005.
На момент обращения Марковича В.А. в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области он обладал всеми условиями для включения его в список лиц, претендующих на обеспечение жилыми помещениями: имел выслугу " ... ", был уволен из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья, состоял в Администрации " ... " сельского Совета Омского района Омской области на учете на улучшение жилищных условий с " ... "1991 (то есть до 01.01.2005).
Факт постановки Марковича В.А. органом местного самоуправления в очередь на получение жилья подтверждается материалами дела. Право истца нахождения в очереди не оспорено.
Обстоятельства того, что Маркович В.А. нуждается в улучшении жилищных условий, ответчиком не оспаривается.
На основании изложенного с учетом указанных норм права, доводы апелляционной жалобы основанием для отмены решения суда служить не могут.
Постановленное решение соответствует требованиям законности и обоснованности, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, и по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
заочное решение Центрального районного суда г. Омска от 17 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.