Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.,
судей областного суда Маклашова В.И., Сокова А.В.,
при секретаре Милица Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2016 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе Г. на решение Советского районного суда г. Брянска от 18 сентября 2015 года по делу по иску Г. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, ГБУ "Отдел социальной защиты населения Комаричского района" Брянской области о признании права на присвоение звания "Ветеран труда",
УСТАНОВИЛА:
Г. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в связи с достижением пенсионного возраста по старости она обратилась в ГБУ Брянской области Отдел социальной защиты населения Комаричского района с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда" на основании стажа работы, который составляет 35 лет, и ведомственной награды значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России". Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области ей было отказано в присвоении звания "Ветерана труда".
Ссылаясь на требования Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Г. просила суд признать отказ Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в присвоении ей звания "Ветеран труда" незаконным, обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области принять решение о присвоении ей звания "Ветеран труда".
В судебном заседании Г. уточнила исковые требования, просила суд признать за ней право на присвоение звания "Ветеран труда".
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков - Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области и отдела социальной защиты населения Комаричского района.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 18 сентября 2015 года исковые требования Г. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, полагая, что в нормативных актах РФ отсутствует определение "ведомственный знак отличия", нет утвержденного перечня данных знаков, не определено понятие "ведомство". Применение судом термина "ведомство" исключительно к органам государственной власти неправомерно. Потребительская кооперация является организованной на уровне РФ системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией является Центросоюз РФ. Т.е. имеются признаки ведомства, как органа, возглавляющего и обслуживающего отрасль экономики - народное хозяйство До июня 2008 г. Министерством труда РФ значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации" рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания "Ветеран труда". С того времени ничего не изменилось в законодательстве. Изменение практики присвоения звания ставит в неравное более выгодное положение лиц, которым это звание присвоено ранее, по сравнению с теми, кто обращается с таким требованием в настоящее время.
На доводы апелляционной жалобы принесены возражения представителем Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области К., которая указывает, что в настоящее время утвержден Указом Президента РФ перечень федеральных органов государственной власти (ведомств) Центральный союз потребительских обществ в этот перечень не включен. Поэтому просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., выслушав Г., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Администрации Брянской области от 01.04.2005 г. N 143 утверждено Положение о порядке и условиях установления статуса "Ветеран труда".
Согласно п. 2 Положения статус "Ветеран труда" устанавливается:
а) лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно п.5 данного Положения, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, указанных в подпункте "а" п. 2 настоящего Положения, являются документы подтверждающие:
а) награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
б) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Судом установлено, что Г. работала в системе потребкооперации, ее общий трудовой стаж составляет более 35 лет.
Постановлением Центрального союза потребительских обществ Центросоюз РФ Президиум Совета N 06-77 от 18.06.2013 г. Г. награждена знаком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России".
Г. достигнув пенсионного возраста, обратилась в государственное бюджетное учреждение Брянской области Отдел социальной защиты населения Комаричского района с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Приказом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области N 65 от 16.02.2015 г. Г. отказано в присвоении статуса "Ветеран труда" в связи с тем, что почетные звания, значки и грамоты, награды, выданные некоммерческими организациями, не могут служить основанием для установления статуса "Ветеран труда".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Г., суд первой инстанции исходил из того, что Центральный союз потребительских обществ не относится к ведомству, как органу государственного управления, а учрежденные им знаки отличия в труде не являются ведомственными, в связи с чем, не имеется оснований для присвоения Г. звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на законе, материалах и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Правовой смысл подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых различного рода ведомственными знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке. Таким правом были наделены руководители органов государственной власти и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, других союзных республик, входивших в состав СССР.
Как следует из Закона РФ от 19.06.1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" потребительским обществом является добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов, а центральным союзом потребительских обществ России является добровольное объединение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации, получившее в установленном порядке право на использование в своем наименовании слова "Россия" и созданное для координации деятельности потребительских обществ, союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления интересов потребительских обществ, союзов потребительских обществ в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.
Таким образом, Центральный союз потребительских обществ РФ является общественной организацией и не входит в систему государственных органов. Сведения о том, что Центросоюзу РФ переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, отсутствуют.
Кроме того, знак "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" не входит в систему государственных наград, установленную п. 27 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02.03.1994 г. N 442, и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 г. N 341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации".
Исходя из приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, награждение по решению Центросоюза России знаком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
При таких обстоятельствах, решение районного суда является законным и обоснованным.
Ссылка истицы в жалобе на то, что в неравном положении оказались граждане, награжденные значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" в разное время, не свидетельствует о незаконности судебного решения, поскольку истица награждена значком в 2013 году, когда Центральный союз потребительских обществ России уже не признавался государственным органом (ведомством), поскольку не был включен в перечень федеральных органов государственной власти (ведомств), утвержденный Указом Президента РФ от 21.05.2012 года.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
С учетом изложенное, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 18 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Судьи областного суда В.И. МАКЛАШОВ
А.В. СОКОВ
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.