Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Смирнова Е.А., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи Смирнова Е.А.,
при секретаре Щербине Ю.А.,
с участием прокурора Руденко М.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по доверенности Савиди А.Г. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края 17 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Геленджика в интересах " Ф.И.О. "1 обратился в суд с исковым заявлением к министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Заявленные требования мотивированы тем, что " Ф.И.О. "1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. " Ф.И.О. "1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Вместе с тем в нарушение требований действующего законодательства договор найма специализированного жилого помещения по месту жительства с " Ф.И.О. "1 не заключен, фактически жилое помещение " Ф.И.О. "1 не предоставлено. В связи с чем прокурор просил суд возложить обязанность на министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края выделить средства на приобретение специализированного жилого помещения для дальнейшего его предоставления " Ф.И.О. "1 " ... " года рождения; на администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик предоставить " Ф.И.О. "1, " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город-курорт Геленджик.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда от 17 июня 2015 года иск удовлетворен, суд возложил обязанность на министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края выделить средства на приобретение специализированного жилого помещения для дальнейшего его предоставления " Ф.И.О. "1 " ... " года рождения; администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик по мере поступления денежных средств приобрести и предоставить " Ф.И.О. "1, " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город-курорт Геленджик.
С указанным решением суда не согласился представитель администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по доверенности Савиди А.Г. и подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать. В обоснование жалобы указал, что жилое помещение может быть предоставлено " Ф.И.О. "1 в соответствии со списком, в порядке очередности, ссылался на отсутствие денежных средств в местном бюджете на предоставление " Ф.И.О. "1 жилого помещения в связи с формированием муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений за счет краевого бюджета.
В письменном возражении на жалобу старший помощник прокурора г. Геленджика " Ф.И.О. "2 просил решение Геленджикского городского суда от 17 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, заслушав прокурора, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, " Ф.И.О. "1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от " ... " N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от " ... " N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Судом первой инстанции установлено, что " ... " " Ф.И.О. "3, действующей в интересах " Ф.И.О. "1, подано заявление в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик о включении " Ф.И.О. "1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от " ... " N " ... " " Ф.И.О. "1, " ... " года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от " ... " N 384 в соответствии с N 159-ФЗ и Законом Краснодарского края от " ... " N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", в целях реализации дополнительных гарантий прав данной категории лиц на жилое помещение на территории Краснодарского края утвержден порядок предоставления указанным лицам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение N 3).
Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от " ... " N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", муниципальное образование город-курорт Геленджик наделено отдельными полномочиями по предоставлению детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом наделение данных органов указанными полномочиями не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц.
Жилые помещения указанной категории граждан приобретаются за счет средств федерального и краевого бюджетов с соблюдением норм действующего законодательства.
Исходя из содержания указанных выше положений предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Необеспечение " Ф.И.О. "1 до настоящего времени жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает ее права, предусмотренные вышеуказанным законодательством, как лица, оставшегося без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени " Ф.И.О. "1 жилой площадью не обеспечена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования прокурора г. Геленджика обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы о том, что администрация муниципального образования город-курорт Геленджик до выделения соответствующих денежных средств из краевого бюджета будет лишена какой-либо возможности исполнить оспариваемое решение суда, не могут служить основанием для его отмены, поскольку предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и несвоевременности или недостаточности средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета.
Кроме того, суд обжалуемым решением не возлагал обязанность на администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик предоставить жилое помещение " Ф.И.О. "1 вне очереди, указанные обстоятельства относятся к вопросам исполнения решения суда и не влияют на правовые основания разрешения спора.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворении апелляционной жалобы.
Вместе с тем резолютивная часть решения содержит указание на обязанность органа местного самоуправления предоставить " Ф.И.О. "1 жилое помещение по мере поступления денежных средств, что не основано на законе. Несвоевременное или недостаточное предоставление местному бюджету субвенции из краевого бюджета не может иметь приоритетного значения перед восстановлением законных жилищных прав " Ф.И.О. "1, и, как указывалось выше, предоставление жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также от иных условий.
Этого судом первой инстанции учтено не было.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции изменить.
Таким образом, из резолютивной части решения Геленджикского городского суда от 17 июня 2015 года подлежит исключению фраза "по мере поступления денежных средств".
В остальной части судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку при разрешении спора судом верно определены все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, доказательствам, представленным сторонами, дана надлежащая оценка.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 17 июня 2015 года изменить, исключить из резолютивной части фразу "по мере поступления денежных средств".
В остальной части решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 17 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по доверенности Савиди А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.