Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Пегушина В.Г., Диянова С.П.
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре
Лесных Е.А.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по заявлению прокурора " ... " в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Мостовское городское поселение Краснодарского края о признании действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае незаконными и обязании устранить нарушения законодательства о муниципальной собственности,
по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в Краснодарском крае, по доверенности " Ф.И.О. "7, на решение Мостовского районного суда Краснодарского края от 14 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи, выслушав мнения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, по доверенности " Ф.И.О. "5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Мостовского городского поселения " ... ", по доверенности " Ф.И.О. "6, и участвующего прокурора " Ф.И.О. "4, считающих решение районного суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор " ... " Краснодарского края обратился в районный суд, в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Мостовского городского поселения Краснодарского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Краснодарском крае с заявлением, в котором просил признать незаконными действия ответчика в части передачи имущества в одностороннем порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность Мостовского городского поселения, и обязать ТУ Росимущества устранить указанные нарушения путем передачи 20 жилых домов (1-12, 14-18, 20-22), расположенных по адресу: Краснодарский край, " ... ", поселок городского типа микрорайон Энергетиков, из федеральной собственности в муниципальную собственность Мостовского городского поселения в порядке, установленном ФЗ от " ... " N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменении и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от " ... " " ... " "О перечне документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
В последующем прокурор уточнил требования и в окончательной редакции просил признать незаконными действия ТУ Росимущества в части передачи имущества в одностороннем порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность Мостовского городского поселения и обязать ответчика установить точный перечень, находящихся в собственности Российской Федерации и подлежащих передаче в муниципальную собственность квартир, расположенных в микрорайоне " ... " Краснодарского края, в жилых домах " ... ", 14-22.
Обжалуемым решением Мостовского районного суда Краснодарского края от " ... " заявление прокурора " ... " удовлетворено. Признаны незаконными действия ответчика в части передачи имущества в одностороннем порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность Мостовского городского поселения. ТУ Росимущества обязано установить точный перечень, находящегося в собственности Российской Федерации и подлежащего передаче в муниципальную собственность квартир (имущества), расположенных в поселке городского типа микрорайон Энергетиков, " ... ", Краснодарского края, в жилых домах " ... ", 14-22.
В апелляционной жалобе представитель ТУ Росимущества в Краснодарском крае, по доверенности " Ф.И.О. "7, просит решение Мостовского районного суда отменить, указывая на нарушения норм права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц участвующих в судебном заседании, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено из материалов дела, спорные жилые помещения и жилые дома " ... ", 14-22 расположенные в поселке городского типа микрорайон " ... " Краснодарского края и числились в реестре федеральной собственности.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае " ... "-р от " ... " вышеназванные жилые дома были исключены из специализированного жилищного фонда и включены в жилищный фонд социального использования.
На период обращения прокурора в суд с первичным иском у ответчика отсутствовало распоряжение " ... "-р от " ... " "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае " ... "-р от 14.12.2011", которым он уточнил в приложении квартиры, подлежащие принятию в муниципальную собственность.
Пунктом 6 части 1 статьи 16 Закона " ... "-ФЭ к вопросам местного значения городского округа отнесены обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Возможность нахождения в собственности городских округов жилищного фонда социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущества, необходимого для содержания муниципального жилищного фонда установлена частью 3 статьи 50 Закона " ... "Э1-ФЗ.
Частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предписано безвозмездно передавать в муниципальную собственность находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, а его нахождение в федеральной собственности не допускается.
Недопустимость нахождения в федеральной собственности жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и их относимость к муниципальной собственности в силу прямого указания закона следует из пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от " ... " " ... " "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета от " ... " " ... "), приложения " ... " к нему.
Аналогичное отражено в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от " ... " " ... " "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" рекомендации.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, на основании соответствующего предложения органа местного самоуправления. Указанное решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (часть 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Указанное решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (часть 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ). В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от " ... " " ... "-Г1 сформулирован правовой подход, согласно которому установленный порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества предполагает необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
ТУ Росимущества в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом " ... " от " ... ", наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Краснодарского края.
Письмом от " ... " " ... " главе Мостовского городского поселения Территориальным управлением были направлены копии документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от " ... " " ... ". Кроме того, ТУ Росимущества просило направить в свой адрес предложение администрации о вышеуказанной передаче имущества, а также Устав Мостовского городского поселения, для принятия соответствующих мер.
Письмами от " ... " и от " ... " соответственно, глава Мостовского городского поселения сообщил, что при проверке многоквартирных домов " ... ",3, 4, 6. 7, 8 установлены многочисленные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от " ... " " ... ", а также ввиду того, что в выписках ЕГРП отсутствуют поквартирные сведения о поквартирной регистрации права собственности, дома не могут быть приняты в муниципальную собственность.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от " ... " Л" 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" для принятия решения о передаче объектов жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную собственность ТУ Росимущества требовались выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество, справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества, а также документ, подтверждающий наименование муниципального образования, в собственность которого предлагалось осуществить передачу имущества.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме, в силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ, принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех участников (п. 1 ст. 246 ГК РФ).
Как следует из имеющихся в деле выписок из реестра федерального имущества, в федеральной собственности числится часть жилых помещении в жилых домах, находящихся в поселке " ... ", в то время как ТУ Росимщества приняло первично решение о передаче в отношении жилых домов " ... ", 14-22, расположенных микрорайоне Энергетиков.
Мостовское городское поселение не приняло в собственность жилые дома по указанному распоряжению, поскольку Территориальным управлением не были соблюдены положения федерального законодательства, касающегося перечня документов, которые необходимы для передачи.
Ответчик оспаривал незаконность бездействия администрации Мостовского городского поселения и заявлял требования об обязании принять в муниципальную собственность жилые дома в микрорайоне Энергетиков.
Первоначально решением Арбитражного суда Краснодарского края от " ... " иск ТУ Росимущества был удовлетворен. Однако указанное решение постановлением арбитражного суда кассационной инстанции - Федерального Арбитражного суда " ... " от " ... " отменено в силу того, что согласно выписок из реестра Федерального имущества в Федеральной собственности числится часть жилых помещении в жилых домах, находящихся в " ... ", а решение было принято в отношении жилых домов " ... ", " ... ". С необходимой степенью достоверности не было установлено место нахождения передаваемого в муниципальную собственность имущества, всех собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах, а также факт достижения последними соглашения о передаче в муниципальную собственность общего имущества.
При новом рассмотрении требовалось установить точный перечень, находящегося в собственности РФ и подлежащего передаче в муниципальную собственность имущества и его индивидуализирующих признаков, состава общего имущества многоквартирных домов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от " ... " в удовлетворении заявленных требований ТУ Росимущества отказано, ввиду непредставления им доказательств в обоснование требований и не выполнены указания ФАС СКО, изложенные в Постановлении от 07.02.2012г..
Таким образом, в нарушение федерального законодательства ответчик в одностороннем порядке считает имущество переданным в собственность Мостовского городского поселения, что подтверждается его ответами гражданам, в том числе и после отказа арбитражным судом ему в удовлетворении заявления об обязанности Мостовского горпоселения принять в собственность спорное имущество.
В письме гражданину " Ф.И.О. "8 от " ... " " ... " ТУ Росимущества указывает на передачу жилого дома " ... " в микрорайоне Энергетиков, в собственность Мостовского городского поселения, ссылаясь на акт приема-передачи, который администрацией Мостовского городского поселения не подписан, как указывает ответчик, утвержден в одностороннем порядке " ... ", и в реестр федерального имущества внесены изменения.
Следовательно, данная передача произведена без учета волеизъявления Мостовского городского поселения, без установления перечня имущества, передаваемого в муниципальную собственность, что является незаконным, так как в соответствии с приложением к распоряжению " ... "-р от " ... " в муниципальную собственность передавались полностью жилые дома, в которых на отдельные квартиры уже было зарегистрировано право собственности граждан в порядке приватизации, и они не могли быть переданы в муниципальную собственность.
До обращения прокурора в суд с данным иском каких-либо действий по индивидуализации государственной собственности для передачи в муниципальную ответчик не предпринимал.
После обращения прокурора в суд с иском ТУ Росимущества издало распоряжение " ... "-р от " ... " "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае " ... "-р от 14.12.2011", которым уточнило в приложении квартиры, подлежащие принятию в муниципальную собственность и также обратилось в арбитражный суд к Мостовскому городскому поселению с требованиям признать незаконным бездействия АМО Мостовского городского поселения, выраженного в непринятии в муниципальную собственность жилых помещений, приведенных в приложении к распоряжению " ... "-р от " ... ", и обязать принять указанное имущество в муниципальную собственность.
Ответчик в обоснование своей позиции в части не согласия с требованиями прокурора, ссылается в том числе на решение Арбитражного суда Краснодарского края от " ... ", которым его заявление удовлетворено в части признания незаконным бездействия администрации Мостовского городского поселения, выразившегося в нерассмотрепии вопроса о согласовании принятия в муниципальную собственность жилых помещений, перечисленных в приложении к распоряжению " ... "-р от " ... ", и которым администрация Мостовского городского поселения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу обязана рассмотреть указанный вопрос.
Однако вышеуказанным решением в удовлетворении требований ТУ Росимущества об обязанности администрации Мостовского городского поселения принять в муниципальную собственность указанные в перечне к распоряжению " ... "-р от " ... " квартиры отказано.
Кроме того, этим же решением Арбитражный суд обратил внимание ТУ Росимущества на недопустимость злоупотребления процессуальными правами в части определения предмета спора, а исходя из того, что арбитражный суд первой инстанции в решении от " ... " констатировал факт неисполнения ТУ Росимущества соответствующего указания арбитражного суда кассационной инстанции, и вновь заявитель не скорректировал перечень имущества в соответствии с результатами осмотра, зафиксированного в двухстороннем акте от " ... ".
Таким образом, выводы арбитражного суда согласуются с требованиями прокурора об обязанности ответчика установить точный перечень находящегося в собственности Российской Федерации и подлежащего передаче в муниципальную собственность квартир и их индивидуализирующих признаков, так как из приложения к распоряжению 686-р от " ... " следует, что в нем указаны квартиры, которые фактически отсутствуют, что выяснено в ходе осмотра жилых домов, а без такого уточнения АМО не может принять в собственность имущество, зарегистрировать право собственности, чтобы в соответствии со ст. 209 ГК РФ владеть им, пользоваться и распоряжаться.
Доводы ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на обращения в суд с указанным иском, суд первой инстанции правомерно посчитал несостоятельными, поскольку установлено, что многоквартирные дома в микрорайоне " ... " ТУ Росимущества на основании своего распоряжения в одностороннем порядке были переданы в собственность администрации Мостовского городского поселения, но администрацией не приняты, что привело к тому, что в течение длительного времени (с 2011 года по 2015год) данные дома на балансе организаций не состоят, никем не обслуживаются, притом, что ненадлежащее содержание общедомового имущества может привести к возникновению пожара либо иных аварий и повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, то есть неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об обоснованности требований заявленных прокурором о признании незаконными действий Территориального управления в части передачи имущества в одностороннем порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность Мостовского городского поселения без установления точного перечня имущества, находящегося в собственности Российской Федерации.
Доводы жалобы представителя ТУ Росимущества в Краснодарском крае не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мостовского районного суда Краснодарского края от 14 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Территориального управления государственным имущества в Краснодарском крае, по доверенности " Ф.И.О. "7, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.