Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей: Диденко И.А., Якубовской Е.В.
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре
Лесных Е.А.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по заявлению " Ф.И.О. "1 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю об установлении факта наличия кадастровой ошибки, обязании осуществить кадастровый учет изменений кадастрового участка,
по апелляционной жалобе представителя филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю, по доверенности " Ф.И.О. "6, и апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования " ... ", по доверенности " Ф.И.О. "9, на решение Советского районного суда " ... " от 24 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
" Ф.И.О. "1 обратился в суд с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (далее - Росреестр) по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 18.11.2014г.; установлении факта наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, расположенного по адресу: " ... ", Центральный внутригородской округ, " ... "; об обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений этого земельного участка, на основании межевого плана, подготовленного " ... " кадастровым инженером " Ф.И.О. "7, без истребования дополнительных документов.
В судебном заседании представитель " Ф.И.О. "1 по доверенности " Ф.И.О. "8 уточнил заявленные требования, отказался от требований в части признания незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 18.11.2014г ... Указал, что " Ф.И.О. "1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", Центральный внутригородской округ, " ... ", на основании свидетельства о государственной регистрации права от 15.01.2013г ... На данном земельном участке расположены принадлежащие ему на праве собственности здания и сооружения литеры Г181, П82, Г183, Г184, Г185, Г186, Г188, Г189, П90, Г191, Г192, Г194, Г195, асфальтовая площадка у КВЦ с востока литер "CCCLXIII". В отношении данного земельного участка было проведено межевание кадастровым инженером " Ф.И.О. "7 от 17.11.2014г ... на обращение " Ф.И.О. "1 в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка, решением филиала от " ... "г., заявителю отказано в его просьбе. Отказ мотивирован тем, что заявителем в составе межевого плана не представлена схема границ земельного участка в соответствии с п.9 ст.38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Считают данное решение необоснованным и незаконным по следующим основаниям: согласно разделу "Заключение кадастрового инженера" межевого плана представленного с заявлением об осуществлении кадастрового учет " ... " от " ... " настоящий межевой план подготовлен в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана Приказа Минэкономразвития России от " ... " " ... ", Федерального закона " ... " "О государственном кадастре недвижимости". Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, собственником которого является " Ф.И.О. "1, так как земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0301001:14, 23:43:0301001:213, 23:43:0301001:345 являются смежными для земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, по границе от точки 5 до точки н2, от точки 13 до точки 17 и от точки 18 до точки 20 соответственно, имеют уточненные границы, и не уточнялись при проведении данных кадастровых работ, сведения об этих земельных участках не включены в акт согласования. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об уточненной площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, которая составляет 3251 кв.м., после проведения работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка данная площадь изменилась и составила 3832 кв.м. Измерение проводилось по фактическим границам, часть из которых была ошибочно не включена при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355. Таким образом, для устранения технической ошибки, повлекшей за собой кадастровую ошибку, допущенную при межевании земельного участка с указанным кадастровым номером, требуется внести изменения в материалы госкадастра недвижимости в соответствии с данным межевым планом. Просили удовлетворить заявленные " Ф.И.О. "1 СЛО. требования в полном объеме.
Обжалуемым решением Советского районного суда " ... " от " ... " установлен факт наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, расположенного по адресу: " ... ", Центральный внутригородской округ, " ... ". Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю обязан осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, расположенного по указанному адресу, на основании межевого плана, подготовленного " ... " кадастровым инженером " Ф.И.О. "7, без истребования дополнительных документов. Решение, вступившее в законную силу, является основанием для внесения изменений в записи ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
В апелляционной жалобе представитель ФКП Росреестра, по доверенности " Ф.И.О. "6, ставит вопрос об отмене решения Советского районного суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования (далее - АМО) " ... ", по доверенности " Ф.И.О. "9, просит решение Советского райсуда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав мнение представителя АМО " ... ", по доверенности " Ф.И.О. "10, настаивающего на доводах жалобы, судебная коллегия, приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что " Ф.И.О. "1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", Центральный внутригородской округ, " ... ", на основании свидетельства о государственной регистрации права от 15.01.2013г.
На данном земельном участке расположены принадлежащие ему на праве собственности здания и сооружения литеры Г181, Г182, Г183, Г184, Г185. Г186, Г188, ГЛ89, Г190, Г191, Г192, Г194, Г195, асфальтовая площадка у КВЦ с востока литер "СССЬХШ" (Свидетельства о государственной регистрации права от 19.07.2011г., от 01.08.2011г. в материалах дела).
В отношении данного земельного участка было проведено межевание кадастровым инженером Богдановым АЛО.
17.11.2014г. " Ф.И.О. "1 обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от " ... "г. заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, расположенного но адресу: " ... ", Центральный внутригородской округ, " ... ". Отказ мотивирован тем, что заявителем в составе межевого плана не представлена схема границ земельного участка в соответствии с п.9 ст.38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п.9 ст. 38 Закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пунктом 27 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от " ... " N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" однозначно урегулировано, что если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные, в подпунктах 4 (утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий), 5 (утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения), 7 (решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки) и 8 (вступившие в законную силу судебные акты) пункта 23 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения. Также пунктом 26 Требований однозначно урегулировано, что если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков, в состав Приложения включаются: - в случаях, установленных частью 3 статьи 40 Закона, - документы, свидетельствующие о соблюдении установленного Законом порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка; - копии нотариально удостоверенных доверенностей, выданных лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона, и подтверждающих полномочия их представителей па участие в согласовании, а в случаях, установленных частью 4 статьи 39 Закона, - копии иных документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих в согласовании; - оформленные в письменном виде обоснованные возражения заинтересованных лиц по поводу местоположения границы земельного участка (при наличии таких возражений); - документы, свидетельствующие о снятии возражений о местоположении границы земельного участка, или копии документов о разрешении земельного спора (при наличии возражений о местоположении границы земельного участка или если имел место соответствующий земельный спор).
Требования к подготовке межевого плана не содержат указания на то, что документы, перечисленные в п.9 сг.38 Закона о кадастре подлежат обязательному включению в состав Приложения к межевому плану. Конкретный и закрытый перечень документов, подлежащих такому включению, содержится в пп.23, 26 и 27 Требований, и документы, перечисленные в пункте 23 Требований и подлежащие обязательному включению в состав Приложения, при подготовке данного межевого они не подлежат.
В письме Минэкономразвития от 30.06.2011г. NОГ- " ... " указано, что действующее законодательство не устанавливает требований, согласно которым кадастровый инженер должен подтвердить каким-либо документом фактическое местоположение границ земельного участка при выполнении кадастровых работ с учетом положений части 9 статьи 38 Закона о кадастре. При этом, по мнению Департамента недвижимости, наличие в акте согласования местоположения границ такого земельного участка подписей заинтересованных лиц (если согласование местоположения границы земельного участка в данном случае требуется в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре) является достаточным условием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. Данное условие при подготовке межевого плана выполнено.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно разделу "Заключение кадастрового инженера" межевого плана, представленного с заявлением об осуществлении кадастрового учета " ... " от " ... ", настоящий межевой план подготовлен в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана Приказа Минэкономразвития России от " ... " " ... ", Федерального закона " ... " "О государственном кадастре недвижимости".
Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, расположенного по адресу: " ... ", Центральный внутригородской округ, " ... ", собственником которого является " Ф.И.О. "1, так как земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0301001:14, 23:43:0301001:213, 23:43:0301001:345 являются смежными для земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355 по границе от точки 5 до точки н2, от точки 13 до точки 17 и от точки 18 до точки 20 соответственно, имеют уточненные границы, и не уточнялись при проведении данных кадастровых работ, сведения об этих земельных участках не включены в акт согласования.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от " ... " N 221-ФЗ "О государственном кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы. Таким образом, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится (письмо Минэкономразвития РФ от " ... " ЫД23-1465).
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об уточненной площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, которая составляет 3251 кв.м., после проведения работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка данная площадь изменилась и составила 3832 кв.м. Измерение проводилось по фактическим границам, часть из которых была ошибочно не включена при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355. Таким образом, для устранения технической ошибки, повлекшей за собой кадастровую ошибку, допущенную при межевании земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301001:355, требуется внести изменения в материалы государственного кадастра недвижимости в соответствии с данным межевым планом.
В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка, либо представителем заявителя.
Согласно письму Минэкономразвития РФ от " ... " " ... "-ИМ/ " ... " местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
При этом, согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельною участка допускается в следующих случаях: - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимое? сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
Кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). В связи с чем, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности выводов суда первой инстанции касательно удовлетворения уточненных заявленных требований.
Доводы жалобы апелляционных жалоб представителя филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю и представителя администрации муниципального образования город Краснодар не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Краснодара от 24 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю, по доверенности " Ф.И.О. "6, и апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар, по доверенности " Ф.И.О. "9, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.