Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.
судей Заливадней Е.К, Пшеничниковой С.В.
при секретаре Назаровой Г.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара от 21 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Заливадней Е.К. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Тушов А.В. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара, в котором просит признать незаконным решение комиссии от 05.02.2015г. N 307 о не включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию периоды работы: 10.03.1988г. по 13.09.1988г. - матрос-спасатель Краснодарской центральной спасательной станции; 13.05.1997г. по 22.03.2000г. - матрос-спасатель СП станции "Краснодарское водохранилище" Краснодарской спасательной станции (с 15.10.1996г. МУ Краснодарская водно-спасательная служба); 23.03.2000г. по 28.01.2015г. ? спасатель Муниципального учреждения Профессионального аварийно-спасательного формирования "Служба спасения города Краснодара" (с 01.09.2004г. Муниципальное учреждение Профессиональное аварийно-спасательного формирования "Служба спасения Муниципального образования города Краснодара", с 20.05.2005г. Муниципальное учреждение профессионально аварийно-спасательная служба "Служба спасения Муниципального образования города Краснодара", с 14.11.2011г. Муниципальное казенное учреждение муниципального образования города Краснодара Профессиональная аварийно-спасательная служба "Служба спасения"); обязать включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию указанные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения, т.е. с 05.02.2015г. В обоснование указал, что 05.02.2015г комиссией Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 15 лет. На момент обращения общий трудовой стаж составил 37 лет 20 дней. Истец на профессиональной основе с 23.03.2000г. и по настоящее время занимается спасением людей, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях, неоднократно участвовал в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, имеет награды и благодарности. Спасательная служба, в которой истец работает, неоднократно переименовывалась, но характер работы, связанный со спасением людей, не менялся.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 21 июля 2015 года иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара просит решение отменить, считает его незаконным, противоречащей позиции Конституционного Суда РФ.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УПФ РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просила решение отменить по доводам жалобы.
Тушов А.В. просил решение оставить без изменения, считая его законным.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования, суд пришел к выводу о том, что в оспариваемые периоды истец выполнял работу, тождественную работу, предусмотренную пп. 16 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Между тем, суд не учел следующее.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г. N 551-О-П деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.
Соответственно, предусмотренная дествующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может вопреки утверждению заявителей, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательства разграничением функций.
Поэтому спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, не входящих в систему МЧС, не имеют права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Так, Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868) на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены функции по организации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и з территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (подпункт 3 пункта 8).
Деятельность же профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления направлена на предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, то есть ограничивается территорией одного субъекта либо муниципального образования.
Аварийно-спасательные службы и отряды субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в организационную систему МЧС России, поэтому деятельность спасателя аварийно-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не может быть тождественна должности спасателя аварийно- спасательных служб и отрядов МЧС РФ.
Как видно из дела, организации, в которых работал истец: "Краснодарская спасательная станция", спасательная станция "Краснодарское водохранилище", Муниципальное учреждение Профессионального аварийно-спасательного формирования "Служба спасения города Краснодара" (с 01.09.2004г. Муниципальное учреждение Профессиональное аварийно-спасательного формирования "Служба спасения Муниципального образования города Краснодара"; с 20.05.2005г. Муниципальное учреждение Профессиональная аварийно-спасательная служба "Служба спасения Муниципального образования города Краснодара"; с 14.11.2011г. Муниципальное казенное учреждение муниципального образования города Краснодара "Профессиональная аварийно-спасательная служба "Служба спасения"), не входят в систему МЧС РФ.
К тому же, согласно справки от 27.01.2015г. N34, выданной Муниципальным казенным учреждением муниципального образования города Краснодара "Профессиональная аварийно-спасательная служба "Служба спасения" данная организация входит в состав субъекта местного самоуправления, находится в подчинении Субъектов РФ и местного самоуправления, и не входит в организационную структуру поисковоспасательных формирований ГКЧС России. Финансирование ведется из бюджета Муниципального образования города Краснодар.
Отсюда, периоды работы истца в данных организациях не могут быть включены в стаж для досрочного назначения пенсии.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, решение суда от 21 июля 2015 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Краснодара от 21 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Тушова Александра Васильевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о назначении досрочной трудовой пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.