Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Леганова А.В.,
при секретаре судебного заседания Казаковой Р.А.,
с участием:
прокурора Краснодарской краевой прокуратуры Лоза О.В.,
представителя административного истца " Ф.И.О. "2, действующей на основании доверенности " Ф.И.О. "6,
представителя Городской Думы Краснодара, действующего на основании доверенности " Ф.И.О. "7,
представителя администрации муниципального образования город Краснодар, действующего на основании доверенности " Ф.И.О. "5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску " Ф.И.О. "2 об оспаривании нормативного правового акта городской Думы города Краснодара,
установил:
" Ф.И.О. "2 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая, что является собственником жилого дома и земельного участка, кадастровый НОМЕР, категория земель: земли населенных пунктов - под строительство индивидуального жилого дома, площадью: 300 кв.м. и расположенного на нем жилого дома с пристройками, общей площадью 103,6 кв.м., находящиеся по адресу: АДРЕС.
Постановлением администрации МО г Краснодар от ДАТА НОМЕР утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером НОМЕР по АДРЕС в ЗВО г. Краснодара, из которого административный истец узнал, что по указанному земельному участку и существующему жилому дому проходит "красная линия", утвержденная Решением городской Думы Краснодара от ДАТА N 47.П.4 "Об утверждении проектов красных линий улиц Береговой АДРЕС" (в ред. от ДАТА), разделяет земельный участок и жилой дом 1955 года постройки на две части.
" Ф.И.О. "2 считает, что указанное решение городской Думы города Краснодара, нарушает его права и законные права как собственника земельного участка и препятствует свободному распоряжению и пользованию ими, в связи с чем, просит признать его недействующим в части установления красной линии на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании представитель административного истца " Ф.И.О. "6 настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Городской Думы Краснодара " Ф.И.О. "7 возражал против заявленных требований, предоставив обоснование правовой позиции в письменном виде, считая решение городской Думы ненормативным правовым актом, принятым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в пределах полномочий Думы.
Представитель администрации муниципального образования г.Краснодар " Ф.И.О. "5 возражал против требований истца, указывая, что права истца не нарушены оспариваемым решением Думы.
Прокурор Краснодарской краевой прокуратуры " Ф.И.О. "4 в судебном заседании поддержала мнение об обоснованности заявленных требований, просила удовлетворить иск.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив доводы иска, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
" Ф.И.О. "2 на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДАТА является собственником жилого дома, 1955 года постройки, общей площадью 103,6 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, категория земель: земли населенных пунктов - под строительство индивидуального жилого дома, площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: г: Краснодар, АДРЕС.
С целью улучшения жилищных условий " Ф.И.О. "2 обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г.Краснодар с заявлением об утверждении градостроительного плана земельного участка по АДРЕС внутригородском округе г. Краснодара для дальнейшего получения разрешения на реконструкцию жилого дома.
Постановлением администрации МО г. Краснодар от ДАТА НОМЕР утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером НОМЕР по АДРЕС.
Из градостроительного плана земельного участка следует, что по указанному земельному участку и существующему жилому дому проходит "красная линия", утвержденная решением городской Думы Краснодара от ДАТА НОМЕР.П.4 "Об утверждении проектов красных линий улиц Береговой АДРЕС" (в ред. от ДАТА) (далее - решение Думы), которая делит принадлежащий административному истцу земельный участок и жилой дом на две части.
Согласно статье 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят 18 марта 2004 года представительным органом муниципального образования город Краснодар - городской Думой в пределах своей компетенции. Решение опубликовано в установленном законом порядке в официальных средствах массовой информации - газете "Краснодарские известия" N43 (3116) от 24 марта 2004 года, является действующим в редакции от 21 мая 2009 года (опубликовано в газете "Краснодарские известия" N89 от 26 мая 2009 года). Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются лицами участвующими в деле.
Проверяя соблюдение Думой города Краснодара порядка принятия оспариваемого нормативного акта, суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса РФ "красные линии" - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые/вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу положений статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Согласно Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 N 150, установление "красных линий" должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае если, установленная "красная линия" обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
На плане "красных линий" (основном чертеже) должны быть показаны соответствующие элементы, перечисленные в подпункте 6 пункта 3.2.1 вышеуказанной Инструкции.
В силу установленных пунктом 1 Инструкции положений, требования настоящей Инструкции обязательны для соблюдения организациями независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Как установлено пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункта 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Как следует из представленных материалов, оспариваемое решение Думы в части установления "красной линии" по земельному участку, принадлежащего административному истцу, осуществлено без учета площади участка и фактического расположения на нем жилого дома.
Так, пояснительная записка к проекту оспариваемого решения городской Думы за подписью главного архитектора города Краснодара " Ф.И.О. "8 не содержит обоснования необходимости прохождения "красной линии" по земельному участку и жилому дому административного истца, особенности данного адреса, существующий порядок землепользования не учтены и не обоснованы, что свидетельствует о нарушении порядка принятия нормативного акта, при формальном соблюдении порядка.
В связи с чем, проект планировки территории общего пользования в оспариваемой части, исключил возможность использования истцом указанного земельного участка, что подтверждает доводы истца о нарушении его права.
Учитывая приведенные нормоположения и установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Доводы административного истца и заинтересованного лица о том, что оспариваемый акт не является нормативным правовым актом, в связи с чем, дело не подсудно Краснодарскому краевому суду, не основаны на законе, направлены на неправильное толкование действующего законодательства, поскольку, в соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА НОМЕР (в ред. от ДАТА) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое решение Думы Краснодара имеет все вышеуказанные существенные признаки нормативного правового акта, является действующим и применяется, в связи с чем, доводы вышеуказанных лиц о необходимости прекращения производства по делу несостоятельны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 20, 208 - 216 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск " Ф.И.О. "2 о признании недействующим Решения городской думы Краснодара от ДАТА НОМЕР.п.4 "Об утверждении проектов красных линий улиц АДРЕС" (в ред. от ДАТА) в части установления красной линии по улице им. Каляева, 227 на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, - удовлетворить.
Признать Решение городской Думы Краснодара от ДАТА НОМЕР.п.4 "Об утверждении проектов красных линий улиц Береговой, АДРЕС, им. Каляева, Калинина, Минской, Стахановской, им. Тургенева в городе Краснодара" (в ред. от ДАТА) в части установления красной линии по улице АДРЕС на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР - недействующим со дня его принятия.
Настоящее решение суда, в течение месяца, после вступления его в законную силу, подлежит опубликованию на официальном сайте администрации муниципального образования город Краснодар (http://www.krd.ru) и (или) в газете "Краснодарские известия".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья А.В. Леганов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.