Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Гаришине А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Офис-Центр" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Офис-Центр" обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации" в лице филиала по Владимирской области (далее - ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Владимирской области) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** равной их рыночной стоимости в размере **** рублей и **** рублей соответственно по состоянию на 26 марта 2014 года.
В обоснование ссылалось на то, что кадастровая стоимость указанных земельных участков составляет с кадастровым номером **** - ****, с кадастровым номером **** - ****, что не соответствует их рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке рыночной стоимости, составленном ООО " ****" N **** от **** года, в размере **** рублей и **** рублей соответственно.
По мнению административного истца, данное обстоятельство нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
После проведения по делу судебной экспертизы, по заключению которой рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 26 марта 2014 года определена в размере **** рублей, а земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 26 марта 2014 года определена в размере **** рублей, административный истец, согласившись с указанным заключением, в лице своего представителя Денисовой Е.А., действующей по доверенности, уточнил заявленные требования, просил пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 26 марта 2014 года в размере **** рублей, а земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 26 марта 2014 года в размере **** рублей.
ООО "Офис-Центр", ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Владимирской области, Управление Росреестра по Владимирской области, администрация города Владимира, явка которых не признана судом обязательной, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, уважительных причин их неявки не представили, ходатайствовали, кроме Управления Росреестра по Владимирской области, о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своих представителей.
В письменном отзыве, представленном в суд, администрация города Владимира просила установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** в размере их рыночной стоимости, согласно проведенной по делу судебной экспертизе.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд определилрассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителей ООО "Офис-Центр", ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Владимирской области, Управления Росреестра по Владимирской области, администрации города Владимира.
Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Офис-Центр" на праве собственности принадлежат: земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - ****, имеющего разрешенное использование - **** и земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - ****, имеющего разрешенное использование - **** (т.1, л.д.8-11,9-26).
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** определена в соответствии с Актом определения кадастровой стоимости земельных участков N **** от 26 марта 2014 года, утвержденным органом кадастрового учета, в размере **** и **** соответственно (т.1, л.д.17,18,192).
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** не соответствует их рыночной стоимости и нарушает права заявителя, как налогоплательщика, ООО "Офис-Центр" обратилось сначала, 15 июня 2015 года, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при территориальном органе - Управлении Росреестра по Владимирской области, решением которой за N **** от **** года заявление ООО "Офис-Центр" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости упомянутых земельных участков было отклонено (т.1,л.д.141-144), а затем 31 августа 2015 года с настоящим административным исковым заявлением во Владимирский областной суд (т.1, л.д.2-5).
В обоснование своих требований ООО "Офис-Центр" представило в суд отчёт ООО " ****" N **** от **** года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** определена по состоянию на 26 марта 2014 года в размере **** рублей и **** рублей соответственно (т.1,л.д.27-118) и положительное экспертное заключение о соответствии названого отчета об оценке рыночной стоимости объектов оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности Саморегулирумой организации оценщиков " ****" N **** от **** года (т.1, л.д.119-140)
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьёй срок
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 этого же Закона установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Основанием для определения кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** являлось проведение кадастрового учета в связи с образованием новых земельных участков с указанными кадастровыми номерами в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ****(т.1, л.д.19-24,192).
Сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 26 марта 2014 года в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N222, предусматривающим, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения её результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В силу пункта 1.6 Методических указаний относительно земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** был оформлен Акт определения кадастровой стоимости земельных участков N **** от **** года, в соответствии с которым кадастровая стоимость этих земельных участков составляет **** и **** соответственно.
Исходя из положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** является 26 марта 2014 года - дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости на основании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N **** от 26 марта 2014 года (т.1, л.д.191).
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** по состоянию на 26 марта 2014 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.1, л.д.254-256).
Согласно заключению экспертов общества с ограниченной ответственностью " ****" У. и С. N **** от **** года величина рыночной стоимости по состоянию на 26 марта 2014 года земельного участка кадастровым номером **** составляет **** рублей, земельного участка с кадастровым номером **** составляет **** рублей (т.2, л.д.2-177).
Кроме того, проведя проверку отчета об оценке названных объектов недвижимости на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, эксперты пришли к следующему выводу.
В отчете ООО " ****" N **** от **** года не описывается объем доступных рыночных данных о предложениях и не описываются правила отбора аналогов для проведения расчетов, не представляется возможным проверить даты предложений объектов-аналогов N1,N2,N4,N5, что не позволяет считать информацию достаточной, соответствующую действительности и делать правильные выводы при определении итоговой величины стоимости объекта оценки, а также принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения, а также полностью воспроизвести расчет стоимости.
Экспертиза проведена сотрудниками общества с ограниченной ответственностью " ****" У., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности 9 лет, стаж работы судебного эксперта с 2013 года и С., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2014 года, стаж работы судебного эксперта с 2015 года, предупрежденными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение экспертов N **** от **** года соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, а также действовавшим на период оценки Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N255, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254, содержит полное описание объектов оценки и произведенного расчета их рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, а также расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Правильность заключения экспертов, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сторонами в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, это заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертами рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** по состоянию на 26 марта 2014 года, а также формы и содержания экспертного заключения, не поступало.
Оценив заключение экспертов в соответствии с правилами статьи 84, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что выводы экспертов отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и ****.
На основании указанного заключения экспертов административный истец в лице своего представителя по доверенности Денисовой Е.А., согласившись с ним, в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости, и установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** по состоянию на 26 марта 2014 года в размере их рыночной стоимости **** рублей и **** рублей соответственно (т.2, л.д.184,185).
Более того, администрация города Владимира не возражала против установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** в размере их рыночной стоимости, определенной по результатам проведенной по делу судебной экспертизы (т.2, л.д.203).
При таком положении представленный в материалы дела отчёт об оценке ООО " ****" N **** от **** года суд не принимает в качестве достоверного и допустимого доказательства по данному делу в связи с его несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Положительное экспертное заключение о соответствии названного отчета об оценке рыночной стоимости объектов оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков " ****" N **** от **** года носит нормативно-методический характер и не является подтверждением стоимости объектов оценки, определенной ООО " ****" в отчете об оценке.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости:
земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - ****, имеющего разрешенное использование - ****, по состоянию на 26 марта 2014 года в размере его рыночной стоимости **** рублей;
земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - ****, имеющего разрешенное использование - ****, по состоянию на 26 марта 2014 года в размере его рыночной стоимости **** рублей.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, а Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой подачи заявления для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления ООО "Офис-Центр" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** в размере их рыночной стоимости следует считать 15 июня 2015 года, то есть дату обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при территориальном органе - Управлении Росреестра по Владимирской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Офис-Центр" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - ****, имеющего разрешенное использование - ****, по состоянию на 26 марта 2014 года в размере его рыночной стоимости **** ( ****) рублей.
Считать датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью "Офис-Центр" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости 15 июня 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - ****, имеющего разрешенное использование - ****, по состоянию на 26 марта 2014 года в размере его рыночной стоимости **** ( ****) рублей.
Считать датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью "Офис-Центр" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости 15 июня 2015 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Д.А.Завьялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.