СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г., Ус Е.А.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 28 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства труда и социальной защиты населения Республики Коми на решение Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 28 октября 2015 года, которым иск прокурора Усть-Цилемского района Республики Коми в интересах П. удовлетворен. Признано за П. право на получение компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения и отопления жилого помещения, исходя из фактических расходов. Обязано Государственное бюджетное учреждение "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района" произвести П. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения и отопления жилого помещения с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, то есть на общую сумму ... руб.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения прокурора Елфимовой О.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Цилемского района, действуя в интересах П., обратился в суд с иском к ГБУ РК "ЦСЗН Усть-Цилемского района" о признании за истцом права на получение компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения и отопления жилого помещения, исходя из фактических расходов; возложении на ответчика обязанности произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения и отопления жилого помещения в размере фактических расходов за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
В судебном заседании прокурор Усть-Цилемского района завяленные требования уточнил и просил признать за истцом право на получение компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения и отопления жилого помещения, исходя из фактических расходов, обязать произвести ей компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения и отопления жилого помещения за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в размере фактических расходов на оплату электроснабжения на общую сумму ... руб.
П., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик ГБУ РК "ЦСЗН Усть-Цилемского района" и третье лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили; иск ими не признан.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующий в интересах Министерства труда и социальной защиты населения Республики Коми ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции. О причинах неявки лица, участвующие в деле суду не сообщили, доказательств уважительности причин таковой не представили.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения прокурора Усть-Цилемского района на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Установлено, что П. осуществляла педагогическую деятельность в должности ... более ... лет. Зарегистрирована и проживает по адресу: "Адрес обезличен". До "Дата обезличена" года П. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате услуг по оплате освещения, исходя из фактических расходов на потребляемую энергию. С "Дата обезличена" и по настоящее время ЦСЗН предоставляет П. меры социальной поддержки по оплате освещения, исходя из норматива потребления электрической энергии. Указанные действия ЦСЗН обуславливает отсутствием в жилом помещении П. отдельного прибора учета электрической энергии, по которому не учитывается потребление электроэнергии на бытовые приборы и иное электропотребление (отсутствует счетчик на освещение).
Находя данное решение незаконным, прокурор, действуя в интересах П., обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, проанализировав положения закона, регулирующие спорные правоотношения, применительно к установленным обстоятельствам по делу, сделал вывод об удовлетворении иска. При этом суд исходил из того, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Судебная коллегия находит решение суда по существу правильным ввиду следующего.
В силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены Законом Российской Федерации "Об образовании" 10.07.1992 N 3266-I и Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе нормативами потребления коммунальных услуг.
Поскольку предоставляемая П. после "Дата обезличена" мера социальной поддержки по оплате освещения ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, то суд обоснованно признал за П. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме, в связи с чем обязал ответчика компенсировать расходы, связанные с оплатой услуг за обозначенный период.
Выводы суда подробно изложены в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании норм федерального законодательства. Снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение.
Наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан, направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
Несостоятельными являются и ссылки ГБУ РК "Центр правового обеспечения" в апелляционной жалобе на то, что в 2013 году расходы республиканского бюджета на цели компенсации расходов по оплату жилищно-коммунальных услуг составляли ... рублей, а в 2014 году составили ... рублей, так как они достоверно не свидетельствует о сохранении педагогическому работнику П. достигнутого уровня социальной поддержки в форме выплаты компенсации на оплату освещения, гарантированного федеральным законодательством.
Решение суда законно и обоснованно, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 28 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства труда и социальной защиты населения Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.