Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Лядовой Т.Р.
судей Зотова В.С.
Клочко В.П.
при секретаре судебного заседания Белановой О.А.
при участии:
от Ц.Т.Б.: Б.С.В.,
от Правительства Севастополя: Ш.Д.В.,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причинах неявки сведения не представили
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям Правительства Севастополя и Правительства Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 08 июня 2015 года по делу N33-2984/15 (N2-2174/2015)
по иску Ц.Т.Б.
к Правительству Севастополя в лице Главного управления имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям, Обслуживающему кооперативу "Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Северный-1"
о признании права на оформление земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
В мае 2015 года Ц.Т.Б. обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Главному управлению имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям Правительства Севастополя, Обслуживающему кооперативу "Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Северный-1" (Товариществу собственников недвижимости "Северный-1"), в котором просила признать за Ц.Т.Б. право на оформление земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: "адрес", в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Севастополя от 30 сентября 2014 года N332 "Об утверждении Порядка предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о разрешении на разработку документации по землеустройству".
В обоснование исковых требований Ц.Т.Б. указывает, что в 2014 году истцом, как членом Обслуживающего кооператива "Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Северный-1" на основании решения Севастопольского городского Совета от 13 октября 2009 года N8273, приложением к которому является список членов кооператива, начата процедура оформления права собственности на земельный участок, разработан проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность, однако до 21 марта 2014 года право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", оформлено не было. В связи с тем, что истец приобрела членство в кооперативе после принятия решения органом местного самоуправления и не указана в списке граждан-членов кооператива, являющимся приложением к решению Севастопольского городского Совета от 13 октября 2009 года N8273, принимая во внимание, что в настоящее время отсутствует процедура уточнения списочного состава граждан, входящих в состав кооператива до 21 марта 2014 года, в отношении которых органами местного самоуправления города Севастополя были приняты решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, и внесения изменений в приведенное выше приложение к решению Севастопольского городского Совета, Ц.Т.Б. подано исковое заявление с указанными выше требованиями.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 08 июня 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным Главное управление имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям Правительства Севастополя и Правительство Севастополя подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционные жалобы мотивированы нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Представитель Правительства Севастополя настаивал на удовлетворении апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в них, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика - Обслуживающего кооператива "Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Северный-1" (Товарищества собственников недвижимости "Северный-1") не явился, из имеющегося в материалах дела заявления усматривается, что ответчик просит провести судебное разбирательство в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Представитель Главного управления имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям Правительства Севастополя не явился. Принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих надлежащее извещение ответчика о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, не усматривает оснований для изменения или отмены оспариваемого решения суда исходя из следующего.
При апелляционном рассмотрении дела установлено, что 13 октября 2009 года Севастопольским городским Советом принято решение N8273, согласно которому утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентировочной площадью 3,8 га, расположенного в районе балки Голландия, испрашиваемого гражданами-членами ОК "ЖСТИЗ "Северный-1" для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, дано согласие ОК "ЖСТИЗ "Северный-1" на разработку в установленном законом порядке градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства - квартала индивидуальной застройки в балке Голландия, обязано ОК "ЖСТИЗ "Северный-1" предоставить в городской Совет в установленные законом сроки разработанную и согласованную градостроительную документацию, дано согласие ОК "ЖСТИЗ "Северный-1" на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площади 3,8 га, расположенного в районе балки Голландия, испрашиваемого гражданами-членами ОК "ЖСТИЗ "Северный-1" (согласно приложению) для строительства и обслуживания индивидуальной жилой застройки, обязано ОК "ЖСТИЗ "Северный-1" разработать и предоставить в городской совет в установленные законом сроки проект землеустройства по отводу земельного участка, с учетом условий согласований, указанных в заключениях и выводах соответствующих органов по материалам выбора земельного участка.
Неотъемлемым приложением указанного решения Севастопольского городского совета является список граждан-членов ОК "ЖСТИЗ "Северный-1".
В декабре 2011 года проведены общественные слушания проекта градостроительной документации - градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства "квартал индивидуальной жилой застройки в балке Голландия". Согласно протоколу общественных слушаний проекта градостроительной документации от 20 декабря 2011 года, акту об отсутствии предложений (замечаний) общественности от 20 декабря 2011 года, градостроительная документация согласована, спорных вопросов относительного представленного проекта в ходе его обсуждения не возникло.
Решением Севастопольского городского Совета от 10 апреля 2012 года N3089 утверждено градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства - "Квартал индивидуальной жилой застройки в балке Голландия".
Протокольным решением общего собрания членов ОК "ЖСТИЗ "Северный-1" 20 октября 2009 года, по заявлениям десяти граждан прекращено их членство в кооперативе и принято в состав ОК "ЖСТИЗ "Северный-1" десять новых членов, в том числе Ц.Т.Б.
Материалами дела, а именно: членским билетом, выданным на имя Ц.Т.Б. 08 февраля 2011 года, справкой Nб/н ОК "ЖСТИЗ "Северный-1", подтверждается, что истец являлась членом ОК "ЖСТИЗ "Северный-1" (после приведения учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации и осуществления государственной регистрации 30 декабря 2014 года - Товарищество собственников недвижимости "Северный-1"), не имеет задолженности по оплате членских взносов, земельного налога.
В соответствии со справкой Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации N5-2/6514-8 от 14 сентября 2011 года земельному участку ориентировочной площади 0,1 га для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, поименованному в решении Севастопольского городского Совета N8273 от 13 октября 2009 года по адресу в районе балки Голландия, предоставляемому застройщику Ц.Т.Б. присвоен адрес: "адрес".
Во исполнение договора N, заключенного между Ц.Т.Б. и ООО "Украинское агентство земельных ресурсов" 07 февраля 2014 года, на основании решения Севастопольского городского Совета N8273 о 13 октября 2009 года, разработан проект землеустройства по отводу в собственность гр. Ц.Т.Б. (члену ОК "ЖСТИЗ "Северный-1") земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: "адрес".
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец до 21 марта 2014 года в соответствии с решением Севастопольского городского Совета N8273 от 13 октября 2009 года "Об утверждении материалов выбора места расположения земельного участка и даче согласия гражданам-членам ОК "ЖСТИЗ "Северный-1" на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 3,8 га, расположенного в районе балки Голландия для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки" фактически приступил к оформлению права собственности. Расположенный по адресу: "адрес".
11 марта 2014 года Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 года Советом Федерации одобрен Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".Федеральным Конституционным Законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов. В соответствии со статьей 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляются на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до 21 марта 2014 года.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно- в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона. 30 сентября 2014 года Правительством Севастополя принято постановление N332, которым утвержден Порядок предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о разрешении на разработку документации по землеустройству". В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ОК "ЖСТИЗ "Северный-1" привел учредительные документы юридического лица в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратился с заявлением о внесении сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц. 30 декабря 2014 года проведена государственная регистрация Товарищества собственников недвижимости "Северный-1" (ОГРН 1149204072302), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 января 2015 года N7775А/2014.
Из письма Главного управления имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, имущественным и земельным отношениям Правительства Севастополя от 31 декабря 2014 года N02-02/2669 усматривается, что граждане-члены ОК "ЖСТИЗ "Севереный-1", входившие в списочный состав членов кооператива, согласно приложению к решению Севастопольского городского Совета N8273 от 13 октября 2009 года, в порядке, закрепленном Постановлением Правительства Севастополя N332 от 30 сентября 2014 года, имеют право обратиться с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Также в письме указано, что нормативно-правовыми актами города Севастополя не предусмотрена процедура уточнения списочного состава граждан, входящих в состав кооперативов, в отношении которых ранее принимались решения органами местного самоуправления, дающие право на разработку документации по землеустройству. Статьей 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" и Постановлением Правительства Севастополя от 30 сентября 2014 года N332 "Об утверждении Порядка предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о разрешении на разработку документации по землеустройству" предусмотрены основания, наличие которых влечет отказ в предоставлении земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах, ввиду того, что граждане, которые входили в списочный состав граждан-членов кооператива, указанный в приложении к решению органа местного самоуправления от 13 октября 2009 года N8273, выбывшие из членов ОК "ЖСТИЗ "Севереный-1", утратили право на получение земельного участка в собственность, а граждане, хотя и не указанные в приложении, но являющиеся действительными членами ОК "ЖСТИЗ "Севереный-1" (Товарищества собственников недвижимости "Северный-1"), приобрели такое право, учитывая, что основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не касаются списочного состава членов кооператива, процедура оформления земельного участка начата истцом до 21 марта 2014 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за истцом права на дальнейшее оформление в собственность земельного участка в отношении которого принято решение Севастопольского городского Совета т 13 октября 2009 года N8273. Не принимаются во внимание судебной коллегией указания заявителя апелляционной жалобы - Правительства Севастополя на наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные пунктом 2 части 4 статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из следующего.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом. В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя. Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1,7,9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений. Из пункта 1.1. Положения о Главном управлении имущественных и земельных отношений (далее - Севимущество), утвержденного Распоряжением и.о. Губернатора города Севастополя от 15 августа 2014 года N 129 следует, что Севимущество является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим исполнительно - распорядительные функции по управлению и распоряжению имуществом, являющимся собственностью города федерального значения Севастополя. Согласно пунктам 2.1., 2.6. названного Положения к основным задачам Севимущества относятся, в частности, разработка и реализация государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Севастополя, приватизации имущества города Севастополя, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Севастополя, использования и учета земель на территории города Севастополя; осуществление защиты имущественных прав города Севастополя, в том числе в сфере признания имущества бесхозяйным имуществом, выморочным имуществом, самовольной постройкой, освобождения земельного участка и признания права собственности отсутствующим, признания права собственности города Севастополя на самовольную постройку и иные требования.
Исходя из анализа указанных правовых норм, ввиду ликвидации органа-Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящимися в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что нормами Постановления Правительства Севастополя от 30 сентября 2014 года N332 принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка в указанном порядке отнесено непосредственно к полномочиям Севимущества, представитель которого принимал участие в деле, судебная коллегия признает несостоятельными утверждения Правительства Севастополя о рассмотрении судом первой инстанции искового заявления в отсутствие лиц, участвующих в деле, не извещенных надлежащим образом. Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы и считает, что из мотивировочной части решения подлежит исключению вывод суда первой инстанции о том, что отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренные статьей 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", поскольку суд своим решением не может подменять государственный орган к компетенции которого законом отнесено установление наличия или отсутствия приведенных выше обстоятельств при проверке документации в порядке, закрепленном Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" и Постановлением Правительства Севастополя от 30 сентября 2014 года N332, однако указанное само по себе не может быть основанием для отмены правильного по сути решения.
Таким образом, обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для её удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции не имеется. Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 08 июня 2015 года по делу N33-2984/15 (N2-2173/15) оставить без изменения, а апелляционные жалобы Главного управления имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям Правительства Севастополя и Правительства Севастополя - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.Р. Лядова
Судьи В.С. Зотов
В.П. Клочко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.