Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Андрейченко А.А., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре - Кондратовой Е.В.,
с участием:
представителя истца - Дерека А.А.,
представителя ответчика - Овчинникова С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Правительства Севастополя к Шевченко К.В., третьи лица - Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Законодательное собрание города Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя "Севастопольское лесничество", Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя, Потребительский кооператив "Жилищный кооператив "Благовест" (далее КП "ЖК Благовест"), о признании права собственности на земельный участок отсутствующим
по апелляционной жалобе представителя Шевченко К.В. по доверенности - Овчинникова С.С. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Андрейченко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в декабре 2014 г. Правительство Севастополя обратилось в суд с указанным иском, в котором просило признать право собственности ответчика на земельный участок площадью 0,0600 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: "адрес" отсутствующим, и признать недействительным свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что свидетельство о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" выдано с нарушением требований земельного законодательства, а именно, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с нарушением требований градостроительной документации. Кроме того, спорный земельный участок расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июля 2015 г. иск удовлетворён.
Представитель ответчика подал апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение - об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции. Ответчик Шевченко К.В, а также представители третьих лиц - Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Законодательного собрания города Севастополя, Государственного казенного учреждения Севастополя "Севастопольское лесничество", Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя, ПК "ЖК "Благовест", не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Из статьи 9 Земельного кодекса Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжениями землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Также из пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией (далее СГГА) было издано распоряжение N-р "Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом "Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Оптима-С" (в настоящее время - Потребительский кооператив "Жилищный кооператив "Благовест") и передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе "адрес" в "адрес"" (л.д. 19).
Согласно пункту 2 указанного распоряжения в частную собственность гражданам Украины - членам ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С" переданы земельные участки в порядке их бесплатной приватизации общей площадью 8,1 га для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов (согласно приложению). Члены ОК должны оформить право собственности на земельные участки в соответствии со статьей 125 и 126 Земельного кодекса Украины (л.д. 19).
На основании указанного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ регистрационной службой Главного управления юстиции в городе Севастополе ответчику выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок).
Однако из указанного распоряжения, а также материалов дела усматривается, что распоряжений о передаче спорного земельного участка в собственность именно Шевченко К.В. уполномоченным органом не принималось, доказательств обращения ответчика с личным заявлением в орган власти в соответствии с требованиями статьи 118 Земельного кодекса Украины, о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка, не представлено.
Согласно данным электронного реестра нормативно-правовых актов и распорядительных документов распоряжение председателя СГГА "Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С" и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе "адрес" в "адрес"" не регистрировалось.
С реквизитами - ДД.ММ.ГГГГ N-р - зарегистрировано распоряжение "О предоставлении разрешения гр. ФИО5 на разработку проекта землеустройства об отведении земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в районе села Колхозное".
Проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С", расположенных в "адрес" в районе "адрес", не поступал.
Данное обстоятельство также подтверждается письмом Прокуратуры города Севастополя N от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что в ходе проведения проверки установлено, что СГГА распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ об отведении в собственность 128 гражданам земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений по "адрес" в "адрес" не принималось, право собственности на земельные участки не регистрировалось.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на земельный участок и обоснованности исковых требований о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Также, соглашается судебная коллегия и с выводом суда первой инстанции о том, что земельный участок, указанный в распоряжении СГГА, переданный гражданам - членам ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С", не соответствует категории земель, установленной Генеральным планом г. Севастополя, и передача спорного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) осуществлена в нарушение порядка определения и отнесения земельных участков к соответствующей категории земель, установленных статьями 19, 20, 38, 39, 51, 52, 83 Земельного кодекса Украины.
Так, согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Как установлено судом, спорный земельный участок находился в постоянном пользовании Государственного предприятия "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство", изъятие земельного участка в установленном законом порядке у указанного постоянного пользователя либо изменение его целевого назначения не осуществлялось.
На основании установленных по делу обстоятельств, учитывая, что спорный земельный участок предоставлен ответчику в собственность в нарушение требований статей 116, 118, 149 Земельного кодекса Украины, без изъятия у ГП "Севастопольского опытного лесоохотничьего хозяйства", в постоянном пользовании которого земельный участок находился, суд пришел к обоснованному выводу, о том, что основания возникновения права собственности у ответчика на земельный участок отсутствуют, а регистрация права собственности была произведена незаконно, а поэтому требования о признании права собственности на земельный участок, расположенный в "адрес", отсутствующим и о признании недействительным свидетельства о праве собственности на данный земельный участок являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда, поскольку признание недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок произведено без отмены распоряжения соответствующего органа, являются необоснованными.
Из смысла статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) суд вправе не применять данное распоряжение, как противоречащее закону, независимо от того, предъявлялись ли требования о признании его недействительным. Признание свидетельства о праве собственности на земельный участок недействительным является самостоятельным способом защиты нарушенных прав и не зависит от отмены распоряжения соответствующего органа.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основаниями для отмены решения суда. Поэтому решение районного суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий /подпись/ Ж.В. Григорова
Судьи /подпись/ А.А. Андрейченко
/подпись/ Т.Н. Дудкина
копия верна:
судья Севастопольского
городского суда А.А. Андрейченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.