судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
Председательствующего, судьи - Ефимовой В.А.,
судей - Козуб Е.В., Устинова О.И.,
при секретаре - Журавлевой Н.А.,
с участием:
представителя истца - Дерека А.А.,
представителя ответчика - Овчинникова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу Шкарпет М.О. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июля 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Правительства Севастополя к Шкарпет М.О., третьи лица Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя, Законодательное собрание города Севастополя, Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя "Севастопольское лесничество", Потребительский кооператив "Жилищный кооператив "Благовест" о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, -
УСТАНОВИЛА:
Правительство Севастополя в декабре 2014 года обратилось с иском в суд к Шкарпет М.О. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, площадью 0,0600 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: "адрес", и признании недействительным свидетельства о праве собственности на указанный земельный участок, мотивируя исковые требования тем, что указанное свидетельство о праве собственности на земельный участок выдано с нарушением требований законодательства, а именно без принятия соответствующего решения Уполномоченного органа, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с нарушением требований градостроительной документации. Кроме того, земельный участок расположен в проектируемой зоне лесных насаждений, находился в пользовании другого лица.
Определениями Гагаринского районного суда г. Севастополя от 07 апреля 2015 года и от 15 июня 2015 года к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Законодательное Собрание города Севастополя, Управление лесного и охотничьего хозяйства г. Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя "Севастопольское лесничество" (л.д.40, 55-60).
Определением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июля 2015 года к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен Потребительский кооператив "Жилищный кооператив "Благовест" (л.д.89).
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июля 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение. Указывает, что истец выбрал неправильный способ защиты нарушенного права. Суд не принял во внимание, что основанием получения и регистрации права собственности на земельный участок является действующее распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 года N 962-р "Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов ОК "Оптима-С" и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе "адрес" в "адрес"".
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель истца, который возражал против доводов апелляционной жалобы, и представитель ответчика, который поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика, просил удовлетворить апелляционную жалобу ответчика и отменить решение с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Ответчик, представители третьих лиц Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Законодательного Собрания города Севастополя, Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя, Государственного казенного учреждения Севастополя "Севастопольское лесничество", Потребительского кооператива "ЖК "Благовест" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представители третьих о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами ст.113 ГПК РФ, о причинах неявки суд не уведомили. Судебные извещения, направленные в адрес ответчика, возвращены за истечением срока хранения, иных адресов места жительства ответчика не указано. Судебные извещения направлялись по адресу, указанному ответчиком в апелляционной жалобе.
Ответчик воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ, вести дело в суде через представителя, полномочия которого выражены в доверенности.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения представителя истца и представителя ответчика, коллегия судей пришла к выводу о возможности рассмотрения дела по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения представителя ответчика, представителя истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами статьи 327.1 Гражданского процессуального кодека РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, коллегия судей считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Постанавливая решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств законности приобретения ответчиком земельного участка.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается коллегия судей.
Согласно статье 19 Конституции Украины (в редакции, действовавшей на момент издания Распоряжения СГГА от 02.04.2010 N 962-р), органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Из статьи 9 Земельного кодекса Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжениями землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Также из пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия Распоряжения СГГА от 02.04.2010 N 962-р), следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Распорядителем земель в границах города Севастополя и органом, уполномоченным осуществлять соответствующие функции собственника, на момент издания Распоряжения СГГА от 02.04.2010 N 962-р являлся Севастопольский городской Совет.
В соответствии со статьей 19 Закона Украины от 20.04.2010 г. N 1699-III "О планировании и застройке территории" (в редакции от 14.10.2009 г.), режим застройки и другого использования земель, определенных для градостроительных нужд на территории населенного пункта устанавливается соответствующим советом в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки.
Статьями 38, 39 Земельного кодекса Украины (в редакции от 16.03.2010 г.) определено, что к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в границах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. При этом использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, иной градостроительной документацией, плана земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.
В соответствии со статьей 17 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации, а следовательно предоставление земельных участков в собственность лицам должно осуществляться с учетом функционального назначения данных земельных участков, определенного Генеральным планом.
Согласно пункту 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины (в редакции от 16.03.2010 г.) основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка является несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятым в соответствие с ними нормативно-правовым актам, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных образований, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Статьей 83 Земельного кодекса Украины (в редакции от 16.03.2010 г.) установлено, что земли, принадлежащие на праве собственности территориальным громадам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся в частности земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.).В соответствии с пунктом 5 Переходных положений Лесного кодекса Украины, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
В соответствии с Распоряжением кабинета Министров Украины от 10.04.2008 г. N 610-р, с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов в законодательное урегулирование вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере: остановить принятие решений о предоставлении согласия на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения.
Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 г. действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно статье 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Судом установлено, что 2 апреля 2010 года Севастопольской городской государственной администрацией было издано распоряжение N 962-р "Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом "Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Оптима-С" (Потребительский кооператив "Жилищный кооператив "Благовест") и передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе "адрес" в "адрес"" (л.д. 18).
Согласно пункту 2 указанного распоряжения в частную собственность гражданам Украины - членам ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С" переданы земельные участки в порядке их бесплатной приватизации общей площадью 8,1 га для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов (согласно приложению). Члены ОК должны оформить право собственности на земельные участки в соответствии со статьей 125 и 126 Земельного кодекса Украины.
На основании указанного распоряжения регистрационной службой Главного управления юстиции в г.Севастополе выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество индексный N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, площадью 0,06 га, целевое назначение для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), принадлежит Шкарпет М.О. (л.д. 26).
Однако из указанного распоряжения, а также материалов дела усматривается, что распоряжений о передаче спорного земельного участка в собственность именно Шкарпет М.О. уполномоченным органом не принималось, доказательств обращения ответчика с личным заявлением в органы власти в соответствии с требованиями статьи 118 Земельного кодекса Украины, о предоставлении ей в собственность спорного земельного участка, не представлено.
Кроме того, из письма Секретариата губернатора города Севастополя N от 20.11.2014 года усматривается, что согласно данным электронного реестра нормативно-правовых актов и распорядительных документов распоряжение председателя Севастопольской городской администрации "Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом "Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Оптима-С" и передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе "адрес" в "адрес"" не регистрировалось. С реквизитами N 962-р 02.04.2010 года зарегистрировано распоряжение "О предоставлении разрешения Б ... на разработку проекта землеустройства на отведение земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в районе села Колхозное. Проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С", расположенных в "адрес" в районе "адрес", не поступал (л.д. 17).
В ходе проведения проверки Прокуратурой города Севастополя установлено, что Севастопольской городской государственной администрацией распоряжение N962-р от 02.04.2010 года об отведении в собственность 128 гражданам земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений по "адрес" в "адрес" не принималось. Право собственности на земельные участки не регистрировалось, земли лесного фонда не изымались (л.д.79).
В соответствии с Генеральным планом г. Севастополя, утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года N 4114, земельный участок, переданный гражданам - членам ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С" по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и т.д.).
Согласно заключению специалиста ГУП "Севастопольский центр землеустройства и геодезии" N 95 от 02.07.2015 года, комплекс земельных участков по "адрес", общей площадью 95 638 кв.м, расположен в квартале 1, выделы 11, 23, 24, 25, 27 Севастопольского участкового лесничества (л.д.76-77).
Представленным письменным доказательствам суд первой инстанции дал оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что отражено в решении.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что свидетельство о праве собственности ответчика на земельный участок выдано в нарушение установленного порядка, а именно без принятия соответствующего решения уполномоченного органа, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с нарушением требований градостроительной документации, и отсутствия правового основания приобретения ответчиком права собственности на земельный участок.
Также, соглашается судебная коллегия и с выводом суда первой инстанции о том, что земельный участок, указанный в распоряжении СГГА, переданный гражданам - членам ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С", не соответствует категории земель, установленной Генеральным планом г. Севастополя, и передача спорного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) осуществлена в нарушение порядка определения и отнесения земельных участков к соответствующей категории земель, установленных статьями 19, 20, 38, 39, 51, 52, 83 Земельного кодекса Украины.
Так, согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Как установлено судом, спорный земельный участок находился в постоянном пользовании Государственного предприятия "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство", изъятие земельного участка в установленном законом порядке указанного постоянного пользователя либо изменение его целевого назначения не осуществлялось.
Учитывая, что в соответствии с планово-картографическими материалами лесоустройства земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство", решения специально уполномоченного органа власти о выделении земельного участка ответчику, дачи разрешение на изъятие земельного участка и изменение его целевого назначения не принималось, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении норм Лесного кодекса Украины, Земельного кодекса Украины, Распоряжения КМУ от 10.04.2008 года N 610-р.
На основании установленных по делу обстоятельств, учитывая, что спорный земельный участок предоставлен ответчику в собственность в нарушение требований статей 116, 118, 149 Земельного кодекса Украины, без изъятия у ГП "Севастопольского опытного лесоохотничьего хозяйства", в постоянном пользовании которого земельный участок находился, суд пришел к обоснованному выводу, о том, что основания возникновения права собственности у ответчика на земельный участок отсутствуют, а регистрация права собственности была произведена незаконно, а поэтому требования о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, расположенный в "адрес", и о признании недействительным свидетельства о праве собственности на данный земельный участок являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном выборе способа защиты нарушенного права истцом и о том, что основанием получения и регистрации права собственности на земельный участок ответчика является действующее распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 года N 962-р, выводов суда не опровергают, указанные доводы проверены судом при постановлении решения. Суд учел, что с реквизитами 02.04.2010 года N 962-р в СГГА зарегистрировано иное распоряжение, пришел к обоснованному выводу о доказанности факта отсутствия принятия в установленном порядке распоряжения СГГА от 02.04.2010 года N 962-р "Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом "Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Оптима-С" и передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе "адрес" в "адрес"", надлежащем способе защиты права истца путем признания недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, как документа, подтверждающего право собственности на земельный участок.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, и повлияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 327, ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июля 2015 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Шкарпет М.О. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июля 2015 года оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: В.А.Ефимова
Судьи: Е.В. Козуб
О.И.Устинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.