судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Володиной Л.В.,
судей - Зотова В.С., Козуб Е.В.,
секретарь - Дубравская А.И.,
с участием:
прокурора - Ведмидь А.И.,
представителя ГКУС
"Севастопольское лесничество" - Кравец Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе по докладу судьи Володиной Л.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балаклавского района г. Севастополя в интересах субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Макаеву В.И. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, с апелляционным представлением прокурора Балаклавского района г. Севастополя, апелляционной жалобой Главного управления имущественных и земельных отношений города Севастополя на решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 07 августа 2015 г., -
установила:
в январе 2015 г. прокурор Балаклавского района г.Севастополя обратился с иском в суд в защиту интересов субъекта РФ - города федерального значения Севастополя в лице Главного управления имущественных и земельных отношений, просил признать недействительным выданное Макаеву В.И. свидетельство от 07 мая 2013 г. на право собственности на земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: "адрес" N, индексный N, кадастровый N; истребовать в государственную собственность субъекта федерации - города федерального значения Севастополя земельный участок из незаконного владения ответчика.
Исковые требования мотивированы тем, что 06 апреля 2010 г. Севастопольской городской государственной администрацией издано распоряжение N 1072-р "О передаче в собственность обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Терра-юг" земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальной застройки, расположенного по адресу: "адрес"". 07 мая 2013 г. Макаеву В.И. выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок по адресу: "адрес". Прокурор считает, что свидетельство о праве собственности на земельный участок выдано ответчику с нарушением требований действующего законодательства. У Севастопольской городской государственной администрации отсутствовали полномочия по изданию распоряжения о передаче земельного участка в собственность. Севастопольским городским Советом такое решение не принималось. Кроме того земельный участок относится к землям лесного фонда.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 07 августа 2015 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Прокурор указывает на то, что судом не принято во внимание отсутствие правовых оснований для возникновения у Макаева В.И. права собственности на земельный участок в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и ранее действующего на территории города Севастополя Земельного кодекса Украины. Макаев В.И. в Севастопольский городской Совет с ходатайством о представлении ему в собственность земельного участка не обращался, сведения о наличии соответствующей технической документации по землеустройству земельного участка отсутствуют. Вывод суда о том, что собственником земельного участка площадью 6,0 га является ОК ДСК "Терра-Юг", является ошибочным, поскольку право собственности за обслуживающим кооперативом в установленном законом порядке не зарегистрировано. Вывод суда о невозможности отнести земельный участок площадью 6,0 га к землям леса противоречит положениям пункта 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины. Судом не принято во внимание, что постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 30 июля 2015 г. установлен факт подделки распоряжения СГГА от 06 апреля 2010 г. N 1072-р. Прокурор просит принять новое решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Главное управление имущественных и земельных отношений города Севастополя просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Указывает на отсутствие правовых оснований для возникновения у Макаева В.И. права собственности на земельный участок в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и ранее действующего на территории города Севастополя Земельного кодекса Украины, незаконное выделение земельного участка из земель лесного фонда с изменением целевого назначения.
Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще (л.д. 242), о причинах неявки суд не известил.
Ответчик в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Заказная почтовая корреспонденция, направленная ответчику Макаеву В.И., по месту его жительства, возвращена в Севастопольский городской суд с отметкой "истек срок хранения".
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Севастопольского городского суда.
Принимая во внимание, что каждая сторона должна действовать разумно и добросовестно реализуя представленные законом, в т.ч. процессуальные права, то, что ответчик о перемене своего адреса во время производства по делу не сообщил, судебная коллегия приходит к выводу, что Макаев В.И., должен был узнать о времени и месте рассмотрения дела в Севастопольском городском суде.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегия судей пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи-докладчика, объяснения прокурора, представителя ГКУ Севастополя "Севастопольское лесничество", которые просили апелляционное представление и апелляционную жалобу удовлетворить, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодека РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, коллегия судей считает, что апелляционное представление и апелляционная жалоба подлежат удовлетворению.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из недоказанности обстоятельств, обосновывающих требования иска.
С такими выводами суда первой инстанции коллегия судей согласиться не может.
Земельный участок предоставлен ответчику в собственность в период действия на территории г.Севастополя законодательства Украины.
Согласно статье 19 Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.
Согласно частям 1- 3 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного Кодекса Украины, граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно частям 6,7 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
В силу пунктов 1.4, 1.16 "Инструкции о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли", утвержденной приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам N43 от 4 мая 1999 г., в редакции, действующей на момент выдачи государственного акта, государственный акт на право собственности на земельный участок выдается на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 Переходных положений Лесного кодекса Украины, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
В соответствии с Распоряжением кабинета Министров Украины от 10.04.2008 г. N 610-р, с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов в законодательное урегулирование вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере: остановить принятие решений о предоставлении согласия на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения.
Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 г. действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.Согласно статье 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 г. N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 г., являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя, Правительство города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 35, пункту 7 статьи 27 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 г. "О Правительстве Севастополя", Правительство Севастополя организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя, а также контроль за ее эффективным использованием, наделает полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти; осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что согласно Свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество Серии САВ N от 07.05.2013 г. земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, площадью 0,1 га, принадлежит Макаеву В.И. (л.д. 12).
Регистрация права собственности на указанный земельный участок проведена на основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 г. N 1072-р "Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре (на местности) для обслуживания и строительства квартала индивидуальной дачной застройки в районе "адрес" обслуживающему кооперативу "Дачно-строительный кооператив "Терра-Юг" (л.д. 8).
Согласно уведомлению Управления государственной регистрации права и кадастра Правительства Севастополя от 03.07.2015 г. зарегистрированные права на объект недвижимого имущества ? земельный участок по адресу: "адрес", площадью 0,1 га отсутствуют (л.д.40-41).
Из письма Правительства Севастополя N 12197/21/1-14/6713 от 12.11.2014 г. усматривается, что в соответствии с данными Системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота, в 2010 г. распоряжение председателя СГГА на бланке N не издавалось, согласно записи в журнале регистрации выдачи бланков распоряжений городской государственной администрации, бланк с номером 001773 получил сотрудник Госкомзема 07.04.2014 г. (л.д. 54).
Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя N 13536/21/1-14/ДАиГ, в базе данных за 2009-2010 г.г. заявления граждан-членов обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Терра-Юг", которые указаны в приложении к распоряжению СГГА от 06 апреля 2010 г. N 1072-р, по вопросам передачи им в собственность земельных участков для индивидуального дачного строительства, не зарегистрированы (л.д. 58).
Указом Президиума Верховной Рады Украинской ССР от 13.11.1975 года N361 "Об установлении новых районов в некоторых городах Украинской ССР" в г.Севастополе создан Гагаринский район. Решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от 08.02.1977 года N 3/93 "О границах районов г. Севастополя" утверждены границы Балаклавского, Гагаринского и Нахимовского районов.
Согласно решению Севастопольского городского совета N 4114 от 13.12.2005 года "Об утверждении Генерального плана города Севастополя до 2025 года" земельный участок находится в пределах Балаклавского района города Севастополя.
Таким образом, поскольку земельный участок находится в пределах населенного пункта - города Севастополя, полномочия по распоряжению этой землей до разграничению земель государственной и коммунальной собственности осуществлялись Севастопольским городским Советом в силу пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины.
Из материалов дела усматривается, что распоряжение уполномоченного органа о передаче Макаеву В.И. в собственность земельного участка площадью 0,1 га не принималось.
Макаев В.И. с личным ходатайством (заявлением) о передаче земельного участка ему в собственность в Севастопольский городской Совет или Севастопольскую городскую государственную администрацию не обращался, что является нарушением положений статьи 118 Земельного кодекса Украины.
Распоряжением N 1072-р от 06 апреля 2010 г. утвержден предоставленный ОК "ДСК "Терра-ЮГ" проект землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ земельного участка в натуре (на местности), земельный участок передан в собственность ОК "ДСК "Терра-Юг" по ходатайству обслуживающего кооператива, без соответствующих заявлений граждан-членов ОК "ДСК "Терра-Юг" установленной формы с соответствующими приложениями, в том числе ответчика. Размер земельного участка, который передан в собственность ответчику, не указан.
Проект землеустройства по отведению земельного участка, согласованный контролирующими службами и утвержденный уполномоченным органом, в отношении ответчика не разрабатывался.
Суд первой инстанции, ссылаясь на то, что решение Севастопольской городской государственной администрации не отменено, не учел положения статьи 19 Конституции Украины.
Кроме того суд не учел, что решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов N 7/221 от 03 марта 1979 г. "Об отводе земельного участка Севастопольскому лесхоззагу" и решением исполкома Севастопольского городского совета депутатов трудящихся N 25-п от 01 ноября 1966 г. "Об утверждении отчета о распределении земель по угодьям и землепользователям города Севастополя по состоянию на 01 ноября 1966 г." указанный земельный участок в составе земель отведен Севастопольскому лесхоззагу. Передача земельного участка в собственность ответчика была проведена в нарушение требований Земельного кодекса Украины и положений пункта 1 Распоряжения КМУ N 610-р от 10 апреля 2008 г., согласно которому запрещено изъятие лесных участков, передача их в собственность и использование с изменением целевого назначения.
Учитывая, что Макаев В.И. в Севастопольский Городской Совет с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка не обращался, техническую документацию по землеустройству, утвержденную уполномоченным органом власти, не представил, решение об изъятии земельного участка для нелесохозяйственных нужд соответствующими органами не принималось, приобретение ответчиком права собственности на земельный участок не отвечает требованиям Земельного Кодекса Украины.
Передача земли в собственность ответчика противоречит части 2 статьи 9 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного коллегия судей приходит к выводу о том, что правовые основания для возникновения у Макаева В.И. права собственности на земельный участок отсутствуют, свидетельство о регистрации права собственности выдано незаконно, а потому нарушенные права государства, как собственника, подлежат защите.
Поскольку земельный участок выбыл из собственности государства без соответствующего правового основания, обоснованными являются исковые требования об истребовании земельного участка из незаконного владения ответчика (статья 301 Гражданского кодекса РФ).
Коллегия судей не может согласиться с выводом суда о том, что собственником земельного участка площадью 6,0 га, из которого был выделен земельный участок ответчику, принадлежит ДСК "Терра-Юг", т. к. в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие право собственности ДСК "Терра-Юг" на земельный участок, площадью 6,0 га и доказательства, подтверждающие переход права собственности на земельный участок площадью 0,1 га от ДСК "Терра-Юг" к ответчику.
Ошибочным также является вывод суда об отсутствии нарушений прав Главного управления имущественных и земельных отношений со стороны ответчика, т. к. прокурор Балаклавского района г. Севастополя обратился в суд с иском в интересах Субъекта Российской Федерации ? города федерального значения Севастополя с требованием об истребовании земельного участка в государственную собственность субъекта федерации - города федерального значения Севастополя, а не конкретного государственного органа.
Судом не прияты во внимание положения пункта 12 статьи 12 Гражданского кодекса РФ, предусматривающие, что суд вправе не применять акт государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащий закону.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, пунктами 1,4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей, -
определила:
решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 07 августа 2015 г. отменить.
Принять новое решение.
Иск удовлетворить.
Признать недействительным выданное Макаеву В.И. свидетельство на право собственности на земельный участок от 07.05.2013 г., индексный N, кадастровый N, площадью 0,1 га, расположенный по адресу: "адрес", N.
Истребовать в государственную собственность субъекта федерации - города федерального значения Севастополя из незаконного владения Макаева В.И. земельный участок площадью 0,1 га, расположенный в "адрес" N, кадастровый N.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий - Л.В. Володина
Судьи: - В.С. Зотов
- Е.В. Козуб
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.