судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Устинова О.И.,
судей: Дудкиной Т.Н., Григоровой Ж.В.
при секретаре: Нудьга Р.Д.
при участии:
представителя административных истцов ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Елисеева А.В., Елисеевой Е.А., Елисеева А.А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, с апелляционной жалобой Елисеева А.В., Елисеевой Е.А., Елисеева А.А. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 02 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав представителя административных истцов, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование требований указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит вышеуказанный земельный участок для строительства и обслуживания гостиничного комплекса.
08.05.2015 г. Управлением сведения об указанном участке внесены в государственный кадастр недвижимости и выдан кадастровый паспорт земельного участка.
При обращении заявителей в Управление для регистрации права общей долевой собственности на земельный участок им было отказано в такой регистрации, со ссылкой на то, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Полагают, что действия регистратора нарушают их права на владение, пользование и распоряжение имуществом, поскольку их право собственности на участок было зарегистрировано ранее в установленном порядке, согласно государственного акта на земельный участок от 02.09.2010 г. границы определены, что усматривается из плана границ земельного участка.
Просили признать незаконными и отменить решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 26.06.2015 г., вынесенные в отношении каждого истца, обязать Управление зарегистрировать за ними право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" и выдать истцам соответствующие свидетельства о праве собственности.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 02 октября 2015 года административный иск Елисеева А.В., Елисеевой Е.А., Елисеева А.А. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, истцы подали апелляционную жалобу, просят решение Ленинского районного суда города Севастополя от 02 октября 2015 года отменить, принять новое об удовлетворении требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель административных истцов апелляционную жалобу поддержала, просила удовлетворить, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Заслушав судью-докладчика, выслушав представителя административных истцов, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Оставляя иск без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности решения госрегистратора об отказе истцам в государственной регистрации права на земельный участок.
Коллегия судей не соглашается с выводом суда первой инстанции и, проверяя доводы апелляционной жалобы, указывает следующее.
Из государственного акта о праве собственности на земельный участок от 02.09.2010 г. следует, что истцы Елисеев A.B., Елисеев A.A. и Елисеева Е.А. являются долевыми собственниками земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" на основании решения постоянно действующего третейского суда при объединении граждан "Регионального отделения ассоциации специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины, выданный 24.03.2008 г.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Елисеев A.B., Елисеев A.A. и Елисеева Е.А. обратились в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес"
Из сообщений от 26.06.2015 г., выданные каждому истцу в отдельности следует, что в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" отказано. В обоснование отказа Управлением указано, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации)- государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Основаниями для государственной регистрации наличия права, согласно статье 17 Закона о регистрации являются, в частности, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии со ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Абзац 14 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации определяет, что в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
При этом, пунктом 1 статьи 19 названного Федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка, за исключением в том числе случая, если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, истцам 18.05.2015 г. выдан кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с которым в графе 15 указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, кадастровый паспорт содержит сведения о том, что объект имеет статус ранее учтенного. Из дубликата государственного акта усматривается, что он отражает информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, указана его площадь, предыдущий кадастровый номер, план границ земельного участка, описание границ земельного участка.
Следовательно, информацию о границах земельного участка государственный акт содержит, в связи с чем, вывод госрегистратора, как и суда первой инстанции, об отсутствии установленных границ является ошибочным.
В соответствие со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе удостоверяющие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого- либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" установлено, что до 01 января 2017 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение данной нормы конституционного закона, принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Согласно статьи 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В частности, государственные акты, свидетельства или иные документы, подтверждающие право постоянного пользования гражданина на земельный участок является основанием для регистрации права собственности гражданина на земельный участок в порядке, установленном статьей 25.2 Закона о регистрации.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав", документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года, в частности, государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок.
Таким образом, системный анализ указанных выше законоположений и установленных обстоятельств, позволяет прийти к выводу о наличии оснований для регистрации права истцов на земельный участок как ранее учтенный, в связи с чем, решение государственного регистратора об отказе в регистрации истцам права на земельный участок не может быть признано законным и подлежит отмене.
Указанные выше обстоятельства и законоположения, суд первой инстанции не учел, в связи с чем, пришел к ошибочному выводу и принял судебный акт не соответствующий части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что влечет отмену решения суда первой инстанции и удовлетворение иска.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 02 октября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административный иск Елисеева А.В., Елисеевой Е.А., Елисеева А.А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок - удовлетворить.
Признать незаконными действия государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО2 относительно отказа в государственной регистрации права Елисеева А.В., Елисеева А.А. и Елисеевой Е.А. на земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Признать незаконными и отменить решения государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО2 от 26.06.2015 N, N, N об отказе в государственной регистрации права Елисеева А.В., Елисеева А.А., Елисеевой Е.А. на земельный участок с кадасторовым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя зарегистрировать за Елисеевым Александром Вячеславовичем, Елисеевым Алексеем Александровичем и Елесеевой Еленой Александровной право собственносити на земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" и выдать истцам соответствующие свидетельства о праве собственности.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.